Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Таможня: «по-черному» все-таки выгоднее…

Новые законы, принятие которых было одним из условий вступления Украины в ВТО, несколько упрощают таможенное оформление товаров. Однако этого недостаточно для эффективной борьбы с коррупцией на таможне. Если таможенные пошлины наверняка снизятся в ближайшее время, то процедуры на границе проще не станут, поскольку в этом не заинтересованы ни политики, ни чиновники. «Для того, чтобы ввезти в Украину шины, нам пришлось месяц собирать у производителей информацию о них. Ведь если бы мы не доказали, что шины предназначены именно для грузовых автомобилей, пришлось бы платить более высокую пошлину», — рассказывает представитель компании-импортера.

Украина — одна из немногих стран, где импортные пошлины по похожим товарам могут отличаться в разы, а товары классифицированы по устаревшей системе. Одна из проблем скоро решится: если сейчас таможенный тариф Украины базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) 1996 года, то с 1 января 2008 года будет внедрен классификатор, основанный на ГС 2002 года (системе, применяемой в большинстве стран). Соответствующие поправки к законодательству Верховная Рада приняла в конце мая, следуя рекомендациям Всемирной торговой организации (на прошлой неделе президент подписал законы, необходимые для вступления в ВТО). Импортеры новшеству рады, ведь несовпадение товарных кодов страны-экспортера и Украины усложняет таможенное оформление товаров. Однако для уменьшения объемов контрабанды и серого импорта (занижения таможенной стоимости) этих изменений недостаточно.

В нынешнем году роль Гостаможслужбы в наполнении казны возросла. Если в 2006-м ведомство обеспечило 37% бюджетных поступлений, то в январе-мае — 40,5%, что частично перекрыло невыполнение планов налоговой администрацией. Тем не менее сборы с внешнеэкономических операций в Украине и сейчас гораздо меньше потенциальных из-за процветающей контрабанды. О масштабах этого явления свидетельствует следующая статистика. По данным Eurostat, за 10 месяцев прошлого года Украина импортировала из Евросоюза товаров на 14,2 млрд евро, однако отечественный Госкомстат за этот же период зафиксировал ввоз из Евросоюза товаров на 9,7 млрд евро. Предприниматели считают, что в этом году таможенники увеличивают перечисления в бюджет не столько благодаря легализации экспортно-импортных потоков, сколько усиливая давление на тех, кто и так работает честно.

На первый взгляд таможенная политика в Украине выглядит вполне достойно, импортные пошлины невысоки даже по мировым меркам. Официальная стоимость ввоза и вывоза товаров, а также количество необходимых документов, согласно совместному исследованию Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, — на уровне среднего показателя в регионе. Таможенная служба регулярно рапортует о достижениях и новациях: вспомнить хотя бы введение «единого окна» в 2005-м или прошлогоднюю ратификацию Киотской конвенции, которая призвана упростить таможенные процедуры. Однако субъекты внешнеэкономической деятельности особых улучшений не замечают. «Таможенники с утра до вечера занимаются тем, что страхуются от проверок, поэтому им лучше перебор, чем недобор», — так охарактеризовал ситуацию бывший служащий таможни. Из-за недоверия к чиновникам импортеры не особо загорелись идеей предоставлять таможне доступ к своим базам данных в обмен на либерализацию таможенных процедур. По словам главы Государственной таможенной службы Александра Егорова, в прошлом году в «белые списки» попали только две сотни из шестидесяти тысяч импортеров.

Участники рынка и эксперты отмечают, что большинство проблем возникает при проверке таможней стоимости и кода импортируемого товара. От кода, присвоенного продукции, зависит величина пошлины. Кроме того, причисление товара к той или иной группе определяет список необходимых разрешительных документов. Различие в размерах пошлин для похожих товаров создает для импортеров непреодолимый соблазн к манипулированию кодами. «После того как на мелованную бумагу отменили ввозную пошлину, все начали ввозить любую бумагу под видом мелованной», — приводит пример столичный таможенный брокер.

Время и количество документов, ноебходимые для импорта товара

Для борьбы с такими явлениями в 2005 году был утвержден порядок предварительного присвоения кодов товарам внешнеэкономической деятельности и создано Центральное таможенное управление лабораторных исследований и экспертной работы. В этом учреждении импортер может заблаговременно получить решение по кодированию товара. Однако офис управления есть лишь в Киеве, поэтому услуга по предварительному присвоению кода доступна далеко не каждому импортеру из регионов.

Кроме того, для подтверждения кода товара предприниматели должны предоставлять таможне немалый пакет документов. При этом таможенники часто запрашивают дополнительную информацию. «Нам трудно объяснить иностранному партнеру, зачем нужен такой список документов. Например, недавно таможня запросила химический состав импортируемой продукции. Немецкий производитель отказался раскрывать информацию, ссылаясь на коммерческую тайну», — рассказывает предприниматель из Львовской области. Обычно такие конфликты разрешаются неформальным путем, то есть с точки зрения наполнения бюджета сложная процедура определения кода себя не оправдывает. Логичнее было бы унифицировать пошлины в рамках одной группы товаров.

Немало неудобств создает и использование Украиной классификатора ГС 1996 года. В частности, по словам экспертов, проблемы возникают на границе с Россией, многие товары из которой ввозятся беспошлинно в рамках соглашения о свободной торговле. Например, если украинский и российский коды товара не совпадают, импортер рискует остаться без преференции. Кроме того, изза отличий в классификации Украине сложно сопоставлять свою таможенную статистику со статистикой стран – торговых партнеров. Брокеры считают, что после внедрения таможенного тарифа, основанного на ГС 2002 года, легче станет работать самой таможне, которая сможет использовать, к примеру, классификационные решения Евросоюза. Но для того чтобы новый закон произвел нужный эффект, необходимо на каждую товарную позицию составить исчерпывающее текстовое описание. Нормативная база Гостаможслужбы также должна быть адекватно адаптирована к новой классификации. Эксперты опасаются, что без нестыковок не обойдется.

Свободное ценообразование

По словам таможенных брокеров, в последнее время ввезти в Украину товар, следуя букве закона, становится все сложнее. Дело в том, что в январе этого года вступил в силу новый порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а в апреле — порядок проведения анализа цен импортируемых товаров. Теперь декларируемые импортерами цены сопоставляются со статистикой госпредприятия «Держзовнішінформ». Импортерам, чьи цены ниже показателя, указанного этим институтом, предстоит более тесное общение с таможенниками и налоговиками. Само по себе ужесточение контроля над таможенной стоимостью ввозимых товаров — мера правильная. Ведь и чиновники, и предприниматели признают, что проблема серого импорта в Украине «цветет и пахнет». При этом занижение таможенной стоимости вредит не только бюджету, но и отечественным Из-за отличий в классификации Украине сложно сопоставлять свою таможенную статистику со статистикой стран — торговых партнеров производителям. Из-за отличий в классификации Украине сложно сопоставлять свою таможенную статистику со статистикой стран — торговых партнеров

В то же время импортеры сомневаются в способности и таможенников, и ГП «Держзовнішінформ» адекватно анализировать цены. «В Украине нет современной оценки таможенной стоимости товаров, которая подразумевает анализ мировых цен, условий поставки и так далее», — считает главный научный сотрудник Института экономического прогнозирования Национальной академии наук Украины Владимир Сиденко. Часто оценка происходит на основе сравнения цен идентичных или подобных товаров, то есть таможенник открывает компьютерную базу данных, в которую заносятся сведения из таможенных деклараций, и сравнивает эту цену с ценой ранее завезенных товаров. Формально такая информационная база является закрытой, однако на практике брокеры могут заранее узнать, какой должна быть стоимость товара, чтобы без проблем ввезти его в Украину. «Тонкость заключается в том, что база данных не является единой для всей Украины. В силу указаний сверху таможенники при оценке стоимости товара часто не могут использовать цены, заявленные в других регионах», — рассказывает директор компании, предоставляющей услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Таким образом, «проходная» таможенная стоимость, к примеру, в Ужгороде или Одессе может быть в разы ниже, чем в Киеве. Кроме проходной стоимости, по регионам могут отличаться и пошлины. Таможенные брокеры всерьез говорят, что дорогие автомобили стоит покупать в Одессе — они там дешевле, поскольку ввозятся с более низкими пошлинами. Наконец, возможности по занижению таможенной стоимости зависят и от страны, из которой ввозится товар. Считается, что, к примеру, турецкие и китайские экспортеры готовы всячески содействовать своим контрагентам.

О разнице правил игры в разных регионах говорит и оценка импортерами «единого окна». Например, львовский брокер говорит, что введение этой системы ускорило оформление грузов. А его столичный коллега утверждает, что оно обернулось невозможностью бороться за свои права: «Подаешь документы и ждешь, а таможенник оформляет своего кума». Общее для всех регионов только то, что «единое окно» не избавило предпринимателей от обивания порогов других контролирующих служб — ветеринарно-санитарного и экологического контроля, инспекции по карантину растений и т. д.

Тем не менее в последнее время занижать таможенную стоимость, по отзывам таможенных брокеров, становится все сложнее. В Управлении таможенной стоимости Гостаможслужбы «Эксперту» сообщили, что о потерях бюджета в связи с занижением таможенной стоимости не может идти и речи — в случае выявления фактов декларирования ложных данных импортерам начисляются дополнительные платежи. По данным Гостаможслужбы, в 2006 году в результате коррекции стоимости и кода товаров бюджет получил 1,3 млрд гривен. Для сравнения: поступления от пошлин и таможенных сборов за тот же период составили 8,2 млрд гривен, общие поступления от Гостаможслужбы (включая НДС на импорт и акцизный сбор с ввозимых товаров) в бюджет — 41,2 млрд гривен. К честности импортеров взывают и штрафы: Таможенный кодекс предполагает штраф за декларирование ложных данных в размере пятиста–тысячи не облагаемых налогом минимумов, что с апреля этого года составляет 210–420 тыс. гривен. Постоянно под подозрение таможенников попадают и честные импортеры. Не имея времени на судебные тяжбы (хотя такие споры достаточно легко выиграть в суде), они соглашаются на коррекцию стоимости (или кода) товара, на которой настаивает таможня.

Снижения пошлин не будет

Если в борьбе с занижением таможенной стоимости у чиновников и есть кое-какие успехи, то откровенная контрабанда по-прежнему процветает. Условия таможенного оформления (сроки, пошлины, неофициальные платежи, перечень разрешительных документов) нередко вынуждают поставщиков избегать таможенного контроля. На прошлой неделе пограничники с гордостью заявили о пойманных в Закарпатье нарушителях, которые собирались вывезти в Польшу партию контрабандных сигарет на дельтаплане. Специалисты по внешнеэкономической деятельности, имея свои окна в границе, лишь посмеиваются над такими новостями. «Объемы контрабанды впечатляют. Раз в неделю мне предлагают завезти товары на склад, минуя таможню», — рассказал «Эксперту» один из таможенных брокеров. Например, нелегальным путем в Украину ввозится более 90% мобильных телефонов.

Легализации импорта будет способствовать упрощение таможенных процедур (урегулирование вопросов, связанных с получением кода и сертификацией, создание отделений Центрального таможенного управления лабораторных исследований и экспертной работы в регионах) и снижение пошлин, которое произойдет после вступления в ВТО. Но если таможенные пошлины наверняка снизятся в ближайшее время, то процедуры на границе проще не станут, поскольку в этом не заинтересованы ни политики, ни чиновники.

Татьяна Яблоновская, Виктория Ковалева, Эксперт

Exit mobile version