Тенденция: после публикаций “УК”, разоблачающих губительную для машиностроительной отрасли политику новых собственников ОАО “Херсонские комбайны”, разворовывание этого предприятия приняло тотальные масштабы. При полном попустительстве службы экономической безопасности завода…“УК” подробно рассказывала читателям об экономических преступлениях, совершаемых на ОАО “Херсонские комбайны” представителями высшего и среднего управленческого звена. Продажа “налево” коммерческих секретов предприятия, незаконное “прокручивание” менеджментом кредитных средств, повальная сдача металлолома (которым стали еще вчера работающие станки и даже теплосети предприятия) – вот далеко не полный перечень безобразий, творящихся на “флагмане” отечественного комбайностроения.
В публикациях также упоминалось о нелегальных пунктах приема металла, где он принимался по копеечной цене, а “за ворота” уходил по совершенно другим расценкам. И все – на глазах у специально созданной для предотвращения подобных инцидентов заводской службы экономической безопасности. Именно о “слепоте” этой специфической внутренней службы и ее причинах – наш разговор с новым собеседником. Настоящие фамилию и имя которого мы, по понятным причинам, не называем.
Этот человек – очевидец занимательных процессов, происходящих на комбайностроительном заводе, занимающий одну из руководящих должностей на ОАО “Херсонские комбайны”.
“Позитивно оценить работу подразделения, отвечающего за экономическую безопасность предприятия, не могу. Бывало много случаев, когда охрана предотвращала очередное преступление, ловила людей на “горячем”. Оформляла все необходимые документы, затем передавала их службе экономической безопасности. Но никаких правовых действий за этим так и не следовало.
Например, недавно на участке монтажно-наладочного управления (!) охраной был “накрыт” нелегальный пункт приема метала. По цене 10 копеек за килограмм принимался металлолом и деловой метал (то есть метал, не являющийся отходом хозяйственной деятельности завода, который предназначен для использования в производстве продукции). На этом пункте было обнаружено около 30 тонн металлолома, и более 100 тонн делового металла. Одна тонна металла стоит около 3000 гривен. А через “нелегалку” тонна “железа” принималась за 1000 гривен. То есть “хозяин” точки успел вложить в “дело” около сто сорок тысяч гривен, рассчитывая выручить порядка четырехсот. А разницу положить себе в карман. Такие вот херсонские масштабы…
Была создана ревизионная комиссия, которая провела опись, составила необходимые документы и передала их службе экономической безопасности. На этом все дело остановилось. Служба экономической безопасности не вывела скандальное дело на “финишную” прямую. Не установлено, куда должен был пойти металл, кто причастен к попытке хищения. А ведь это целая группа людей!
Странно выглядит тот факт, что сразу же после раскрытия подпольного пункта, начальник заводского транспортного цеха Веселов вдруг ушел на больничный. При этом, на протяжении недели его невозможно было найти ни через домашний, ни через мобильный телефоны. Странная “болезнь” постигла практически всех весовщиц – работников, через чьи руки, при взвешивании, проходит весь поступающий на завод металл. И так – до тех пор, пока “шумиха” не стихла.
Сколько еще подпольных точек приема металла существует на заводе? По имеющейся информации, еще, как минимум, две. Но где они находятся, еще предстоит установить.
Помимо пунктов нелегального приема металлолома, существует и проблема “теневого” сбора и хранения метала. Генеральный директор завода дал распоряжение всем начальникам цехов сдавать металлолом централизованно на коллектор. Но охраной у начальника энерго-силового цеха было обнаружено свыше 5 тонн металлолома и рабочего метала, в том числе – двигатель от машины марки “Тойота” (по моим сведениям, он был украден с заводского автомобиля). Об этом было доложено представителям службы экономической безопасности, но конкретных действий так и не последовало. Да что украденный “движок”!
На заводе идет активный демонтаж станков! С интервалом через день грузятся один-два вагона “металлолома”, в том числе и демонтированное оборудование. И отправляется на переплавку в Днепропетровск. Более того, по накладным проходит, что погружено 20-25 тонн, а на отправку стоит полный вагон емкостью в 40-50 тонн! Даже невооруженным глазом видно, что вес металла в документации значительно занижен. И если демонтаж станков можно хоть как-то попытаться обосновать списанием старого оборудования, то занижение веса в два раза – явное хищение.
Вывоз огромных партий металла происходит и через так называемые “материальные ворота”. Полные грузовые автомобили отправляются в неизвестном направлении.
О подозрительном занижении веса “уходящего” металла неоднократно сообщалось службе экономической безопасности, возглавляемой заместителем генерального директора по вопросам экономической безопасности. Предотвращение подобных злоупотреблений – его компетенция. Но, к сожалению, никаких действий предпринято не было. Почему? Вряд ли это неумение проводить соответствующую оперативную работу. Ведь служба экономической безопасности завода, в основном, состоит из людей, многие годы проработавших в КГБ и СБУ…
Массовое хищение металла длится более полугода и схемы вывоза металла не меняются. В правоохранительные органы никто не обращается…”
Александр Тарасов, специально для “УК”, Херсон
От “УК”: остается лишь удивляться “последовательности” нового собственника ОАО “Херсонские комбайны”, которым фактически является Виктор Пинчук, зять Л.Кучмы. Демонтаж оборудования “на металлолом” мало напоминает широко разрекламированную пару лет назад программу восстановления отечественного комбайностроения. Возможно, потому, что лично у Виктора Михайловича другие приоритеты – в частности, металлургия.
А тем временем…
Херсонские аграрии для уборки урожая намерены привлечь зерноуборочные комбайны из других регионов. В большинстве районов Херсонской области аграрные хозяйства ведут активную работу по привлечению дополнительных комбайнов и формированию резерва дизельного горючего. Для своевременного проведения уборочных работ необходимо привлечь 736 зерноуборочных комбайнов из других регионов. Как сообщает ЛІГАБізнесІнформ, уже заключены соглашения на привлечение 470 машин, и эта работа продолжается…