Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Украинцев пичкают «туристическим макдональдсом». Высокая цена, минимальная польза

Центр украинской столицы – место, где много надутых шариков. Ими заполнены улицы, квадратные метры дорогой коммерческой недвижимости. Надутые шарики – это бизнесы новой украинской экономики, которые размножились за последние годы мирового экономического благоденствия, паразитируя на неумении потребителей разумно потреблять, а инвесторов – разумно инвестировать. Надутые шарики – это банковские отделения и туристические компании; офисы этих учреждений, помимо очевидно востребованных кафе, составляют типичный пейзаж центральной части Киева. Почему украинские турагентства и банковские отделения – это надувательство? 

Надеюсь, насчет банков всем понятно. Стремясь продать свои банки иностранным инвесторам (а те не особо считали средства), отечественные банкиры изо всех сил нагоняли количественные параметры своих учреждений – число отделений, нанятых сотрудников, клиентов и т.п. Чем больше этого добра – тем дороже можно продать банк иностранцам. Таким образом, Украина превратилась в страну, которая выращивала банки на экспорт.

Что теперь стало с этой индустрией – всем уже видно.

С турагентствами несколько другая ситуация. По сути, это сеть конторок – терминалов по продаже турпутевок. Феномен, характерный для постсоветской, неразумной страны, где люди привыкли получать из теплых рук государства готовый туристический продукт на свой отпуск.

Эти конторки не создают необходимой добавленной стоимости. Их функция – это доступ в Интернет для тех людей, которые ленятся завести себе кредитную карточку и покупать путевки через сеть самостоятельно. Вместо этого мы приходим к девушке с фальшивым высшим образованием, которая берет у нас наличность и покупает путевку. На самом курорте, куда мы едем, девушка не бывала, вся ее помощь состоит в комментировании каталога отелей, который с некоторой вероятностью присутствует в офисе турагентства.

К счастью, почти всегда можно обойтись без девушки – посмотрев сайты отелей и почитав отзывы людей, которые недавно бывали в интересующих нас местах. Проблемы теоретически могут возникнуть на этапе покупки путевки через интернет – но это же, во-первых, привет банкирам, которые не популяризуют платежи через сеть, а вместо этого ранее усиленно арендовали офисы в центре и нанимали девушек без высшего образования, а сейчас сидят у разбитого корыта. Во-вторых, это привет туроператорам, которые не очень-то спешат делать удобные сайты. Офисы с девушками – это, конечно, проще.

Ранее особенно был очевиден разрыв в цене на не слишком популярные направлении – всего, что за морями и горами, но не Турция, не Болгария, не Таиланд или Египет. Из Москвы, не говоря уже о Берлине или Париже, лететь на Бали, в Доминикану или Шри-Ланку было на 30% дешевле. Потому что в этих местах покупатель туруслуг менее провинциален в восприятии мира и думает, за что платит.

А украинский турбизнес был в весьма существенной мере построен на лени и безграмотности клиентов. Все было бы иначе, если бы клиенты в своей массе не были столь инертны и доверяли компьютерам больше, чем компьютерам в комплекте с девушками.

Не знаю как сейчас, в посткризисные времена обстоят дела с агентствами. Думаю, им чуть похуже стало – но массовых закрытий следует ждать не ранее, чем по итогам этого туристического сезона, который закончится осенью. А то и по итогам следующего, в 2010 году. Потому как свои привычки люди меняют не столь быстро и от светлых желаний (как, например, посетить определенный песчаный берег за океаном) отказываются без спешки. И пока не проедены накопления, их могут тратить на светлую мечту туристического характера.

 

Это диаграмма – немногое из того, что есть у них на сайте в бесплатном доступе, помесячная динамика туристических визитов, по-видимому, по отношению к предыдущему месяцу. Падение не катастрофическое. Как они пишут, туризм – более resilient по отношению к кризису, что переводится как «упругий, эластичный, жизнерадостный, неунывающий».

Вообще, нет ничего катастрофического, что сотни и тысячи симпатичных девушек нашли себя, продавая билеты и турпутевки с небольшой (а иногда и большой) наценкой.

Лишь одна вещь может печалить – это то, что туристические вкусы украинцев такая форма бизнеса мало развивает. Продаются продукты – эдакие туристические гамбургеры, созданные для усредненного европейского покупателя, который зачастую имеет несколько иные вкусы, чем небогатый, не слишком часто бывающий за рубежом украинец.

К примеру, неразвиты продукты для молодежи и просто небогатых людей – когда можно поехать с минимумом комфорта, жить где попало, зато за недорого увидеть много и пережить немало.

Упор делается на комфорт – который, впрочем, не всегда соответствует заявленным параметрам, так как лучшие места нередко резервируются под туристов из западных стран.

Этот туристический гамбургер заслоняет от украинцев мир. Они начинают думать, что видеть другие страны и наблюдать жизнь иных народов – потребность не насущного порядка и потому доступна большинству людей, а что это где-то между роскошью и просто дорогими вещами.

Образ дорогого, очень комфортного путешествия по специально построенным туристическим городам (или переоборудованным под туризм центрам больших городов) кажется едва ли не единственным способом увидеть зарубежье.

В Европе, в богатой и насыщенной удобствами Европе, как ни странно, есть миллионы людей, которые, без претензий на статусность и комфорт, путешествуют по всему миру – неделями, месяцами, годами – тратя суммы в пропорции на порядок меньшие, чем могут себе представить украинцы.

К их услугам – индустрия для небогатых путешественников: бюджетные авиалинии, бюджетные отели, простая еда. Но – это сектор почти что некоммерческий, где заработки невелики, поэтому для отечественных бизнесменов, привыкших к двух-, трехзначным цифрам рентабельности бизнеса – сектор абсолютно бесперспективный. Чтобы пробиться туда, к дешевым и интересным путешествиям, украинцам не стоит рассчитывать на отечественную «тургамбургерную» индустрию, а пытаться учиться путешествовать самим.

Такова логика развития постсоветской экономики. Сначала появляются макдональдсы, а потом уже – сети домашней, человеческой пищи.

Игорь Луценко, Trust.ua

Exit mobile version