Говорят, что в Украине с превышением скорости борются состоянием дорог – испортишь машину, если будешь ехать быстрее 50 км / ч. Шутки шутками, а одной из самых частых причин смертельных ДТП является человеческий фактор.
И страны-члены ЕС недавно достигли предварительной договоренности по оборудованию к 2022 году всех автомобилей на европейском рынке специальными приборами безопасности.
Так, европейские автомобили обяжут иметь систему «умной» коррекции скорости (ISA), усовершенствованные экстренные тормоза и технологию, которая будет препятствовать выезду авто за пределы полосы.
По прогнозам, новые правила помогут предотвратить около 140 000 серьезных травм во время ДТП до 2038 года и защищать как пассажиров, так и пешеходов и велосипедистов.
В издании «Рубрика» разбирались, как в разных странах Европы борются с ДТП на дорогах.
ШВЕЦИЯ
Шведские дороги считаются самыми безопасными в ЕС. В 1997 году Швеция приняла план нулевой смертности «Vision Zero», надеясь полностью исключить смертность и травматизм в результате ДТП, и с 2000 года ей удалось сократить число смертей на дорогах наполовину. В 2017 году в результате ДТП в Швеции погибли 253 человека, или в среднем 25 человек в 1 000 000 населения. Это самые низкие показатели в ЕС.
Базовым принципом «Vision Zero» является недопустимость дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом. Основной подход программы к этой проблеме – снять с водителей основную вину за смертельные случаи на дорогах, сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги, производители автомобилей.
Швеция реконструировала дороги, уделив первоочередное внимание вопросам безопасности в ущерб скорости и другим критериям. Так же, как создание дорог типа «2 + 1», с двумя полосами движения в одном направлении и одной встречной, но одна из полос – переменного направления в зависимости от напряженности потока.
Также в Швеции было создано более 12,5 тысячи пешеходных переходов с повышенным уровнем безопасности, оборудованных мостиками, мигающими светофорами и искусственными неровностями для ограничения скорости движения транспорта.
Уменьшение скорости на дорогах является важной частью шведского подхода к обеспечению дорожной безопасности. На государственных дорогах существует ограничение скорости в 80 км / ч, в то время как на автомагистралях – 120 км / ч, но водители, как правило, не превышают отметки в 110 км / ч.
Также в стране очень эффективно используются дорожные камеры. Но основной целью является не наказание водителей, а уменьшение средней скорости на том участке дороги, на котором стоит камера.
ПОЛЬША
В Польше к нарушению установленных правил дорожного движения относятся серьезно и строго наказывают в соответствии с законами.
Как и в большинстве стран ЕС, в Польше самой большой проблемой дорожного движения считается превышение скорости, поэтому действуют следующие ограничения : 20 км / ч на внутренних дорогах жилой застройки; 50 км / ч в населенных пунктах; 90 км / ч за пределами населенных пунктов; 110 км / ч на скоростных дорогах с двусторонним движением; 130 км / ч на автомагистралях.
В Польше много фоторадаров , поэтому любителям скорости придется следить за соблюдением правил. Приборы фиксируют все нарушения на дорогах, поскольку они фотографируют автомобиль, который нарушил правила. Фоторадары – устройства незаметные, поэтому заметить их издалека сложно. Кроме того, противозаконным считается использование специальных приборов для обнаружения радаров (антирадаров).
С 2014 года дорожные инспекторы могут наказывать за превышение скорости, зарегистрированное с фоторадаров, водителей из большинства стран ЕС. Это позволяет Директива о трансграничной защите границ.
ШВЕЙЦАРИЯ
Швейцарцы безжалостно отсеивают участников дорожного движения, не способных к управлению транспортными средствами.
Пожилые люди в возрасте от 75 лет доллжнв регулярно проходить медицинские обследования. Главная задача кропотливых обследований – распознавание первых признаков деменции.
«В любом случае целесообразно фиксировать людей с признаками снижения мозговой деятельности, церебральной недостаточности, которые не способны справиться с вождением и правилами дорожного движения», – объясняют важность этих проверок швейцарские врачи.
Большинство жителей Швейцарии считают тесты, проводимые каждые 2 года, вполне нормальным явлением. Швейцарцы уверены: если вы больной или страдаете от деменции, и все равно водите авто – это очень опасно.
В начале этого года Швейцария подняла возрастной порог до 75 лет, ведь люди старшего возраста остаются здоровыми все дольше. А тот, кто имеет только простые проблемы со здоровьем может сохранить право на вождение, но с определенными ограничениями. Таким людям, например, запрещено вождение в ночное время. Люди с очень хорошим дневным зрением имеют право и в дальнейшем ездить в этот период. Но делать это ночью им запрещено. Все эти меры призваны повысить безопасность на швейцарских улицах.
Граждане Швейцарии безжалостно относятся и к любителям быстрой езды.
Швейцария имеет, пожалуй, самые строгие в мире законы против тех, кто мчится с бешеной скоростью. За пределами населенного пункта, вождение со скоростью от 140 км / ч считается «бешеной ездой», и такого водителя останавливают. За такое нарушение грозит лишение свободы до 4 лет и конфискация автомобиля как орудия преступления.
Ни один «любитель быстрой езды» в Швейцарии не избежит наказания, дороги оснащении новейшим оборудованием. Например, есть камеры, которые могут следить за скоростью передвижения на 4-х полосах одновременно.
Ограничение скорости для швейцарцев – это святое. Это ключ к безопасности на дорогах.
Когда в Швейцарии были введены первые ограничения: за пределами населенных пунктов – 80 км / ч, на автомагистралях – 120 км / ч и в населенных пунктах – 50 мк / ч, это каждый раз приводило к заметному снижению жертв или тяжелораненых в ДТП.
Большинство граждан страны привыкли к ограничениям. Они считают, что это вполне вменяемые ограничения ради безопасности, меньше расходуется топлива, меньше жертв, снижается негативное влияние на экологию.
ГЕРМАНИЯ
В большинстве стран ЕС максимально разрешенная скорость одинакова – до 50 км / ч в населенном пункте, до 90 км / ч за городом и до 120 км / ч на трассах. Однако в Германии эти правила немного ослаблены.
Для немецких дорог установлен такой скоростной режим:
В населенных пунктах – 50 км / ч; за пределами населенных пунктов – 100 км / ч, на автобанах – без ограничений, но с рекомендацией не превышать 130 км / ч (при ограниченной видимости – 50 км / ч).
Из-за отсутствия ограничений на автобанах в Германии, граждане других стран ЕС часто шутят: «Если хочется проехать с ветерком – то вам в Германию».
В этой стране строго относятся к взаимоотношениям автомобилистов с пешеходами и велосипедистами. Если на светофоре загорится сигнал разрешения движения, немецкий водитель всегда дождется, пока все пешеходы пересекут дорогу.
Что касается велосипедистов, то по правилам расстояние между автомобилем и велосипедистом должно быть не менее полутора метров, и обгонять последнего можно только, если позволяет боковой интервал.
Кроме того, в Германии действуют жесткие штрафы за нарушение ПДД. В частности, немецкая полиция может штрафовать на месте за незначительные нарушения. Такой штраф можно оплатить с помощью карты. При отказе выполнить требование автомобиль может быть конфискован.