Что такое админресурс на выборах – это знают уже даже дети. Что такое админресурс в бизнесе – хорошо известно украинским автомобилистам. Антимонопольный комитет Украины публично оштрафовал пять страховых компаний за нарушение конкурентного законодательства. Страховщики направо и налево торговали полисами обязательного страхования автогражданской ответственности прямо… в подразделениях МВД.«Ресурсы» надо пополнять!
Милиция всегда любила «шару». А если дармовщинка сама шла в руки, то предприимчивые сотрудники МВД могли дать фору в составлении бизнес-плана любому маркетологу. Введение обязательного страхования для водителей автостранспортных средств при Кучме стало именно той «кассой», не отходя от которой милиция «ковала» свое материальное счастье.
Консервативные украинские шофера введение «автогражданки» восприняли с неохотой. Во-первых, требовалось платить порядочную сумму. Во-вторых, существовала боязнь, что в случае ДТП страховая компания не выплатит ущерб. В-третьих, гром пока не гремел, и спешить было некуда. Но милиция решила по-своему ускорить процесс «отъема» денег у населения.
Автомобилю необходимо проходить техосмотр. Существует процедура регистрации транспортных средств и снятия их с учета. Люди в погонах из «гаишных» МРЭО приняли решение проводить эти процедуры, только после предъявления водителем договора автострахования. Получилось так, что МРЭО стало единственным местом, где украинские водители страховали себя и окружающих. Только вот проблема – почему-то по всей стране в добровольно-принудительном порядке полисы «автогражданки» оформляли только несколько избранных компаний?
Справка «УК». Реально автострахованием в Украине занимаются 64 члена Моторного (транспортного) страхового бюро Украины из более чем ста, входящих в эту организацию. При этом 10 крупнейших охватывают 69,46% этого рынка, на долю остальных 54-х приходится всего 30,54%.
И вовсе стало странным, что эти компании были созданы при содействии Министерства внутренних дел Украины. В частности, в милицейский «картель» входили: Государственное предприятие МВД «Ресурсы», его дочернее предприятие «Захист» (бывший «Страховой альянс»), ЗАО «Украинская страховая компания «Княжа», ЗАО «Украинская охранно-страховая компания» и ЗАО «Народная финансово-страховая компания «Добробут».
«Княжа» входит в круг дочерних фирм государственного предприятия МВД Украины «Ресурсы». А «ресурсы», как говорят, надо пополнять. Значит, люди должны платить в СК «Княжа» деньги, и ни в коем случае не требовать страховой компенсации. Хочешь техосмотр? Заплати за месячную страховку в «Княжа» и получай документ о ТО на два года. Никто не настаивает на страховании полного срока, наоборот. Принцип тотальной аферы – взять по минимуму, но с максимального числа сограждан. Оформляй страховку хоть на месяц, главное – чтобы ресурсы МВД постоянно пополнялись!..
Ровенские «князья»
Заместитель начальника управления исследований и расследований Антимонопольного комитета Украины Елена Журавель сообщила, что проведенные в 2005 году выборочные проверки показали, что «Страховой альянс» («Захист») и СК «Княжа» продавали полисы в МРЭО ГАИ. По ее словам, именно поэтому доля СК «Княжа» на рынке «автогражданки» с января по август 2005 года увеличилась с 0,3% до целых 23,1%!
Вину признали только «Княжа», «УОСК» и «Захист». Несмотря на это, санкции были применены и к ним. Не признавшее свою вину ГП «Ресурсы» решили оштрафовать на 170 тысяч гривен. Да к тому же еще и начать дело по факту непредоставления информации о выручке. Но после переговоров с антимонопольщиками представитель компании все же признал, что некоторые нарушения были, но только в 2004 году. В результате, с легкой руки председателя АМКУ Алексея Костусева, штраф уменьшили до 17 тысяч.
СК «Добробут», так и не признавшей своей вины, «вкатили» штраф в размере 140 тысяч гривен. Причем Костусев намекнул, что если компания не согласится признать нарушения, то штрафные санкции могут составить и 1,4 миллиона гривен. СК «Захист» оштрафована на 100 тысяч гривен.
Самый большой штраф, 500 тысяч гривен, наложили на СК «Княжа». Причем могло быть и хуже. Согласно Закону «О защите экономической конкуренции», Антимонопольный комитет имеет право наложить штраф в размере до 10% от дохода компании за последний отчетный год. Это значит, что максимальный штраф для этой компании мог составить 5,38 миллиона гривен. Но руководство СК «Княжа» сразу же выступило с ходатайством уменьшить размер штрафа. Мол, после его уплаты у СК могут возникнуть проблемы с выполнением обязательств перед клиентами.
Справка «УК». Закрытое акционерное общество «Украинская страховая компания «Княжа» (ОКПО 24175269). Главный офис находится в Городе Ровно, ул. Степана Бандеры, 41. Имеет представительства в 9 городах. Среди учредителей компании значится Роман Данилович Василишин – глава Ровенского областного совета, члены его семьи. А также Эдуард Николаевич Герасимчук – глава ГАИ в Ровенской области. Не удивительно, что с такой «авторитетной» поддержкой экономические показатели СК «Княжа» резко выросли.
Как в МВД «сдают» своих
Удивило решение АМКУ по ЗАО «Украинская охранно-страховая компания» (ОКПО 23734213). К этой компании Комитет подошел более чем лояльно, оштрафовав ее на целую гривну. Почему так? Оказалось, что «УОСК» – единственная компания, которая предоставляла информацию и всячески способствовала проведению расследования. А.Костусев напомнил, что в мире существует практика аннулирования штрафных санкций «сдавшим картель» компаниям. Вся пикантность ситуации заключалась в том, что «УОСК» создан по инициативе Управления Государственной службы охраны при МВД Украины. Интересно, как после «предательства» своих же можно доверить таким секьюрити прикрывать чужую спину?
А если копнуть глубже?
Но не стоит думать, что Антимонопольный комитет Украины вывел на «чистую воду» пять компаний – и милицейско-страховой картель канул в небытие. Это только вершина айсберга. Например, с ГАИ также активно дружит ужгородская СК «Глобус» . Офисы этой компании размещаются в помещениях местных подразделений МВД. И работают там родственники или знакомые милицейского начальства. «Глобус» «специализируется» на страховании транспортных средств и граждан, владеющих оружием. Ясное дело, клиентуру подыскивает милиция. Иногда доходит до парадоксов. Когда вооруженным жителям Черкасс нужно страховаться в Ужгороде. Или когда закарпатская милиция заставляет страховать свои транспортные средства в ужгородской компании даже местные страховые организации!
По самым скромным подсчетам, только на двух этих видах страхования, сотрудники «Глобуса» ежегодно зарабатывают свыше миллиона гривен. И с кем они делятся «наваром», остается лишь догадываться.
Милицейские махинации с автостраховкой…
Махинации с обязательным страхованием автотранспортных средств набирают обороты в соседней России. Сейчас российская прокуратура «разрабатывает» целую группу мошенников, в которую входили бывшие и действующие работники страховых компаний, а также сотрудники ГИБДД (аналог украинской ГАИ). Схему, по которой аферисты уже не раз получали деньги у страховых компаний, была предельно проста. Они покупали сильно битый автомобиль. Машину регистрировали, ставили на учет и страховали. После оформления всех документов мошенник с помощью сотрудника ГИБДД оформлял справку о ДТП и в 15-дневный срок получал страховые выплаты. Подобные преступления стали возможными в результате отсутствие единой справочной базы. Например, в расследуемом деле за одну и ту же разбитую «десятку» мошенники получали страховку четырежды.
Есть и более изобретательные схемы. Когда сами инспектора ДПС занимаются инсценировками аварий и подделками протоколов. Так, в бесплатных рекламных газетах появляются объявления вроде «ГАЗель» под ОСАГО». Это означает, что «ГАЗель» готова помочь инсценировать ДТП. К примеру, если нетрезвый автомобилист не смог уступить дорогу фонарному столбу, то с помощью сотрудника ГИБДД инсценируется столкновение с упомянутой «ГАЗелью», после которого от страховой компании можно получить компенсацию. Таких аварий без пострадавших, которые гаишники называют «железками», в день, например, в Воронеже происходит около 50. Сколько из них липовых, неизвестно.
Если провести аналог с украинским милицейско-страховым анклавом, то можно представить, как сами «чекисты» и их родственники могли обогащаться за счет подобных афер. Подставляется битая машина одного из участников преступного «конгломерата», «своими» же гаишниками оформляется ДТП, страховая компания выплачивает родному «пострадавшему» необходимую сумму. Все честно – и якобы по закону!
И это притом, что действительно пострадавшим водителям страховку в «милицейских» страховых компаниях не так-то просто. Во время разбора ДТП милиция обязательно постарается отвести финансовые претензии от СК «Княжа» и ее сателлитов. Лишь бы не платить страховую сумму. В данном случае, свой на своего протокол не напишет!..
…и «кидалово» от страховых компаний
При оформлении материалов о совершенных дорожно-транспортных происшествиях и принятии решений о страховых выплатах в ряде случаев страховщики вынуждены опираться на материалы, составленные сотрудниками правоохранительных органов. Ведь отправка на место ДТП страхового комиссара возможна далеко не всегда. Именно это «слабое звено» в системе автострахования и породило новое явление – мошенничество с неполной выплатой страховки за нанесенный ущерб. Страховая компания отправляют автовладельцев к своим оценщикам. А те попросту занижают сумму ущерба. И в результате разбирательств (плюс легкий нажим из органов МВД) пострадавшие соглашаются на заниженную сумму выплаты.
Если же водитель пытается добиться справедливости через суд, то возможен другой вариант развития событий. Страховые компании уговаривают истца отозвать исковое заявление, предлагая уладить все полюбовно. Когда заявление отзывается, страховщики об истце сразу забывают. А повторно иск по одному и тому же поводу подавать нельзя.
Кроме того, «милицейские» страховые компании зачастую находятся в одном городе, а страховые полисы выписывают в другом. Например, днепропетровским водителям всучивали страховой договор с киевским адресом и телефонами. В соответствии с этим договором пострадавший клиент должен в течение трех суток после аварии предъявить в Киев аварийное транспортное средство для осмотра и экспертизы. То есть человеку надо везти битую машину за 500 километров! Причем за свой счет.
Естественно, никто этого не делал и делать не будет. Хорошо продуманный маразм, заведомо невыполнимые условия. Хотя водители и не вчитываются в условия таких договоров. Все понимают – речь идет о еще одном элементарном поборе…
После парламентских выборов в 2006 году в Украине страхование автотранспортных средств должно стать обязательной нормой для всех водителей. За отсутствие полиса автомобилистов будут штрафовать. Непонятным остается один важный момент: какова ответственность страховых компаний и их конкретных сотрудников за отказ выплатить страховку или за мошенничество с их стороны?
Владимир Абросимов, специально для «УК»