Испокон веков человечество искало стабильный эквивалент обмена и накопления материальных благ. По сей день, по прошествии более сотен веков существования разумной цивилизации на Земле, ничего более подходящего, чем золото, люди придумать не смогли. В то же время появились целая армия «алхимиков» -аферистов, которые сбагривали своим соплеменникам «липовое» золотишко. Откуда фальшивка?
Большая часть фальшивых ювелирных изделий ввозится в Украину контрабандным путем. Из Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Армении, Китая, Израиля, Италии, Румынии и некоторых других стран. Считается, что виноваты в этом челноки. Это не совсем так. Часть украшений изготавливается за границей (чаще всего в Турции и Китае) из нелегально добытого или ворованного в странах СНГ, а затем нелегально вывезенного золота. Поэтому поставки в Украину готовых ювелирных изделий являются звеном одной цепи и контролируются теми же «теневиками», которые организуют нелегальную скупку и вывоз золота на переработку.
Бороться с контрабандой ювелирных изделий крайне сложно. Таможенники перехватывают контрабанду главным образом в аэропортах. Между тем подавляющая часть контрабанды попадает в Украину по автомагистралям или железной дороге.
Невинно заклейменные
Но чаще всего люди становятся жертвами обманщиков во время круизов по экзотическому дальнему зарубежью. Находясь на отдыхе, туристы везут с собой колоссальные суммы, чтобы потратить их на иностранные безделушки. К сожалению, многие клюют на вывески или рассказы своих знакомых о так называемом дешевом золоте. Якобы «за бугром» ювелирные изделия стоят намного дешевле, чем у нас. Не верьте подобным россказням! Существует мировая цена на золото, которой придерживаются как украинские, так и зарубежные ювелиры.
Наши граждане, посещающие зарубежные базары, должны помнить, что у рыночных золототорговцев нет ничего святого. Особенно велика вероятность приобрести фальшивое золото в тех же Израиле, Италии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, Турции и т.д. Соответственно оттуда же поступает и псевдозолотая контрабанда.
Проба – никакая не гарантия того, что вам не всучили «фуфло». Нужно помнить, что проставить настоящую пробу на откровенно «левое» изделие в некоторых случаях не составляет труда. После распада СССР в бывших союзных республиках сохранились территориальные органы пробного надзора со всем необходимым оборудованием. Правда, эти пробы устаревшего типа: в Украине такими пользовались до 1994 года. Но они до сих пор считаются настоящими, поскольку на рынке осталась масса изделий с проставленными пробами еще тех времен. Пробная палата в будущем имеет намерение перейти к так называемому лазерному нанесению проб, что сведет возможность подделок на нет.
Но если отечественные стандарты еще известны, то с иностранными пробами вообще черт ногу сломит. Знание того, что 14-каратное золото – это 585-я, а 18-каратное – 750-я пробы, мало облегчает дело. Циферки циферками, а в руках у вас может оказаться цепочка, у которой только треть звеньев – вожделенный металл, а все остальное – абсолютно иной сплав. И хорошо еще, если электрон (золото и серебро в пропорциях 30-40% серебра к 70-60% золота), поликсен («загрязненная» другими металлами природная платина), херагольд (низкопробный состав – золото 375-500-й пробы) или просто позолоченное серебро. Эти хоть какую-то ценность представляют. А то «налетите» на тот же томпак, голдин (медь и алюминий) или выдаваемую за платину бельждику (хром, никель, но в основном – железо) – совсем обидно будет.
Проверить очень сложно: не всякий ювелирный детектор среагирует. Если у вас с собой есть «определенно золотая» вещица, бросьте ее на стол вместе с «сомнительно золотой». Если их «звонкость» будет сопоставима, есть надежда. Возможен и чисто психологический марш-бросок: поковыряйте на глазах у продавца поверхность изделия. Особенно ничего не наковыряете, но реакцию отметите…
Основные проблемы начнутся даже не тогда, когда нежно-персиковая позолота сойдет, обнажив агрессивно-рыжую основу. А когда у вас порвутся звенья такой толстой на вид цепочки, и вы понесете ее в ремонт. Вот тут-то и выяснится, что сплав такой хрупкий, что его и спаять-то по-человечески не удастся.
На золоте, продающемся у нас, пусть даже “нерусского” происхождения, обязательно должно стоять упомянутое выше клеймо нашей Пробирной палаты. Но очень может быть, что на экспертизу представляли только замок браслета или цепочки. Или, скажем, из всей партии колец “Закат на Босфоре” “удачно” проверили лишь одно. Оно было вполне качественным. А вот остальные… Эксперты — “пробирщики” не долбят украшение насквозь. Сверху соскабливается слой сплава, который “химически анализируется”. Но только сверху.
Что делать?
Приходится признать: сегодня покупатель украшений из золота не может на все 100% уверен, что купил подлинник. Можно лишь максимально снизить вероятность покупки фальшивки.
Прежде всего, надо понимать, что фальшивое золото чаще всего продают из-под полы: на рынках, в метро, в уличных ларьках. Здесь покупать украшения нельзя ни в коем случае. Но высока также вероятность приобрести фальшивку и в обычном ювелирном магазине. Ведь сама по себе легальность деятельности продавца еще не дает никакой гарантии качества изделия: основная масса торговых точек существует за счет сбыта нелегальной ювелирной продукции и мало чем отличается от «черного» рынка.
Поэтому если уж покупать украшения из золота, то только в крупных магазинах и только изделия известных западных фирм, либо известных украинских заводов. Да, цена таких изделий, продающихся в таких магазинах, высока. Зато в этом случае, как полагают эксперты, вероятность купить подделку невелика.
Кроме того, при покупке в магазине вам обязаны выдать чек. Если украшение оказалось с браком, чек позволит заменить его или вернуть деньги. Но бывает и такое: и покупка сделана в большом магазине, и проба на ней есть, а при проверке выясняется – не золото это, а так, бижутерия. Ведь сама по себе легальность продавца не гарантирует, что легален его товар.
Можно, конечно, проверить подлинность ювелирного изделия на специальном детекторе. Но и в этом случае гарантировать ничего нельзя. Бывало, например, что умный прибор объявлял «неизвестным сплавом» подлинное ювелирное изделие от «Cartier». Одна из причин ненадежности этого способа состоит в том, что физические параметры украшения, на которые ориентируются подобные приборы (скажем, электрическое сопротивление), зависят не только от количества золота в сплаве, но и от состава и соотношения остальных компонентов.
Поэтому вернее положиться на государственную экспертизу, удостоверяемую клеймом. Это дает определенную гарантию. Но не потому, что клеймо трудно подделать. Просто нелегальные производители и торговцы стараются не связываться с подделкой клейм – это грозит уголовной ответственностью.
Помимо государственного клейма на изделии может быть проставлено и клеймо производителя. Наличие оттиска известной ювелирной марки (например, «Bulgari» или «Tiffany») – хороший признак. В большинстве случаев он гарантирует не только соответствие пробе, но и высокое качество ювелирной работы. Кроме того, специалисты советуют проверять качество по его «изнанке»: чем более тщательно выполнены невидимые глазу крепления камней, тем выше класс производителя.
И все же вывод неутешителен. Украинский рынок золотых ювелирных украшений заполнен фальшивыми изделиями, отличить которые от настоящих порой невозможно. А значит, украшения нельзя рассматривать как средство сбережения – слишком велика вероятность потерять большую часть денег.
Как имитируют золото
Для имитации драгметаллов в ювелирных украшениях используют самые разные сплавы. Вот основные из них.
– алюминиевая бронза (ауфир, аурал, ауфор) – сплав золотисто-желтого цвета, состоящий из 90 частей меди, 10 частей алюминия;
– батбронза (bathbronze) – сплав бронзы с 6% олова, пригодный для позолоты и используемый, как правило, для литья художественно-промышленных изделий;
– батметалл (bathmetall) – сплав, лигированный цинком, используется в Англии для производства столовой посуды;
– бельгика (belgica) – сплав «под платину» из 74,5% железа, 16,6% хрома и 8,9 % никеля;
– вермей (vermeil) – французское наименование позолоченного на огне серебра;
– гамельтонметалл (hamiltonmetell) – сплав из 66,7% меди и 33,3% цинка золотисто-желтого цвета, хорошо подходит для золочения изделий;
– геразолото (heragold) – немецкое торговое название для восьми-десятикратных сплавов золота;
– голдин (goldin) – сплав меди и алюминия, используемый в Германии для изготовления дешевых ювелирных изделий;
– гранатовое золото – сплав золота пробы 250/1000, который применялся в Чехии во второй половине ХIХ века для изготовления ювелирных изделий с гранатами;
– дукатное золото – золото пробы 980/1000, которое использовалось для чеканки золотых дукатов;
– дюраметалл (durametall) – в Германии сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;
– золотая фольга – золото, выбитое в очень тонкие листы между листами пергамента, а затем между кожей бычьей слепой кишки; применяется для золочения изделий из металла и дерева, изготовления наборных картин, обрезов книг;
– золото musiv – пластики сульфидного олова с золотым блеском, которые применяются для золочения; не разъедаются серой и сероводородом и не чернеют;
– золото pink – английское наименование красного золота с очень бледным оттенком;
– мангеймское золото – сплав из 83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова, окрашенный под золото; изготовленные из этого сплава изделия к тому же обычно еще и позолочены;
– мозаичное золото – сплав из 66% меди и 34% цинка с оттенком самородного золота;
– накладное золото – золоченый материал, основу которого образуют сплав меди с золотым покрытием по меньшей мере 8 микрон; слой золота прокатан и приварен;
– орайде (oreide) или «французское золото» – сплав золотого цвета из 80% меди, 15% цинка и 5% олова (или 86,13% меди, 13% цинка, 0,4% олова и 0,6% железа) для литья ювелирных изделий;
– палау (palau) – североамериканское торговое наименование «белого золота»; сплав золота и палладия в соотношении 8:2;
– палакарт (palacart) – сплав, по цвету похожий на платину, из 75% палладия, 15% золота и 7% серебра;
– пинчбек (pinchbeek) или «английское золото» – сплав меди и цинка (с 83-93% меди), созданный лондонским часовщиком Христофором Пинчбеком; применяется для изготовления общедоступных украшений, бижутерии, окладов;
– пистольное золото (от названия испанской золотой монеты пистоль) – немецкое наименование золотого сплава пробы 895/1000;
– платинор – сплав из 57% меди, 18% платины, 10% серебра, 9% никеля и 6 % цинка; красивый золотой цвет;
– поликсен – так называют природную платину, смешанную с другими металлами;
– симилор – сплав, похожий по окраске на золото, чаще позолоченный, и состоящий, как правило, из 83,7% меди, 9,3% цинка и 7% олова;
– сусальное золото – материал, используемый для изготовления театральных украшений и канители (тонкие листы латуни);
– томпак – сплав меди и цинка различных составов (чаще 90% меди и 10% цинка) с красивым золотым цветом; содержание меди делает его устойчивым к коррозии;
– электрон – природный сплав золота и серебра различных соединений (иногда до 39% серебра); многие античные монеты изготовлены из электрона.
Советы покупателям
Поскольку приобретенные украшения из драгоценных металлов и камней – это не только дорогостоящее дополнение к женскому гардеробу, но еще и прозаический вклад в «будущее», вам необходимо в этом разбираться. Ценность таких изделий зависит от материала, используемого в изделии, и художественной неповторимости. Напоминаем еще раз, что покупать колечки, перстни, серьги, броши надо в ювелирных магазинах, что гарантирует вас от приобретения так называемого «цыганского» (то есть «самоварного») золота.
Каждое изделие в магазине обязательно должно быть снабжено ярлыком, скрепленным свинцовой пломбой. На ярлыке всегда указывают вес изделия и пробу золота. Проба показывает содержание благородного металла на 1000 единиц сплава. Если вы помните, самые распространенные украинские пробы – 375-я, 583-я, 750-я, 958-я. «Золотоноснее» изделия 958-й пробы могут быть только старинные монеты!
Проба подтверждается клеймом на внутренней стороне кольца, на дужке серьги, на замке цепочки. Само клеймо содержит цифры пробы и знак инспекции пробирного надзора, причем у каждой инспекции теперь есть свой фирменный знак. Если в изделии есть вставка из бриллианта, то ему полагается сертификат, в котором опять-таки будут сообщены вес золота, его проба, завод-изготовитель, дата выпуска, а также характеристика камня, выраженная обычной дробью. Числитель указывает на чистоту камня по десятибалльной шкале.
Лучшие показатели – 1/1, 1/2 и т.д. Чем больше цифры – тем хуже. Себестоимость изделия складывается из цены самого металла и сложности изготовления. Самыми дешевыми золотыми изделиями всегда были обручальные кольца, а самыми дорогими – цепочки. Оттенок золота (всего оттенков 88) зависит от того, какие добавки (лигатура) используются в сплаве. Но это никоим образом не влияет на цену – она определяется только пробой.
Сергей Ткаченко, специально для «УК»