Сроки формирования администраций США начали стабильно расти со времен Дж.Кеннеди. По данным Национальной академии государственного управления США, президенту Джонсону понадобилось на подбор своей «команды» (сроки исчисляются от объявленного президентом выбора до утверждения кандидатуры в сенате) 7 недель. Никсон затратил на это приблизительно 9 недель. Сменивший его Форд – около 11 недель. У Картера ушло на формирование администрации 12 недель. Предшественник Буша-старшего Рональд Рейган прошел этот путь за 14 недель. Во всем виноваты были спецпроверки претендентов на высокие посты в правительстве. В Украине в таких случаях обходятся без волокиты. Да и как обстоит дело на практике – великая тайна есть. А жаль…Задержка при назначении кандидатов на высокие должности в федеральном правительстве Буша (министров, их первых заместителей, руководителей влиятельных федеральных ведомств) привели к тому, что процесс формирования новой администрации значительно затянулся. Это было вызвано не только отказом сената конгресса США утвердить Дж.Тауэра на пост министра обороны, но и чрезвычайно усложнившейся процедурой прохождения федеральных чиновников высшего звена через все этапы специальной проверки.
По иронии судьбы за усложнение процесса проверки чиновников высшего звена Буш должен благодарить своего предшественника. Дело в том, что многочисленные скандалы вокруг федеральных служащих заставили рейгановскую администрацию согласиться под занавес своего пребывания у власти на более детальную проверку биографий кандидатов. Толчком к этому послужило решение Рейгана назначить на пост члена Верховного суда США Дугласа Гинзбурга. Однако, неожиданно выяснилось, что Гингзбург в молодости “увлекался” марихуаной. Администрация обвинила ФБР в том, что проверка Гингзбурга была проведена спустя рукава. В ответ Федеральное бюро расследований заявило, что оно придерживалось утвержденной процедуры и не выходило за рамки установленных норм. После этого случая, по настоянию ФБР, а также чтобы успокоить конгресс, было решено расширить масштабы проверок кандидатов.
Теперь все кандидаты на высшие и средние руководящие посты обязаны заполнить следующие документы: “Стандартную форму – 86”, «Дополнение к “Стандартной форме – 86″», специальную налоговую форму, “Отчет о финансовых доходах представителей исполнительной власти”, “Форму о конфликтных интересах”, которая содержит информацию о деятельности кандидата до назначения на пост в администрации, его вкладах в иностранные компании, занятиях родственников и т.д. Этот документ помогает установить связи кандидата или его родственников с какими-либо компаниями или организациями, которые могут оказывать на него давление в период его деятельности на правительственном посту. Например, если жена претендента имеет значительные капиталовложения в какой-либо транспортной компании, то ему будет крайне трудно занять пост министра транспорта. Кроме того, существует еще и специальная анкета для сотрудников аппарата Белого дома.
Из всех существующих анкет самой сложной для заполнения считается “Стандартная форма-86”. До 1986 г. в анкете требовалось дать лишь общий ответ на вопрос о том, принимал ли претендент наркотики за последние 5 лет. В 1987 г. был добавлен вопрос об употреблении наркотиков с 18-летнего возраста. Ранее среди прочих в “Стандартной форме-86” стоял вопрос: испытывали ли Вы нервные расстройства и прибегали ли к помощи психиатра? Теперь требуется указать особенности болезни, а также применявшееся лечение. Подобные вопросы ранее охватывали события лишь за последние 5-15 лет жизни кандидата, в настоящее время он должен ответить на них начиная с 18-летнего возраста, в том числе указать все занимаемые ранее должности, места работы, адреса, принадлежность к различным организациям и прочее.
В общей сложности по настоянию ФБР в анкету для правительственных кандидатов в 1987 г. было добавлено 20 вопросов, а многие из уже существующих расширены.
В марте 1989 г. в официальном Вестнике конгресса был опубликован несекретный документ ФБР, регламентирующий проверку на благонадежность лиц, выдвигаемых на высокие должности в правительственных учреждениях США.
Ниже приводится текст этого документа.
Термин “Специальная проверка” (Special Inquiry – SPIN) означает деятельность ФБР по сбору и проверке данных, характеризующих кандидатов на должности в Белом доме, Совете национальной безопасности и членство в некоторых комитетах конгресса США.
Цель специальной проверки, проводимой по запросам Белого дома, – обеспечить администрацию США объективной и полной информацией об особенностях характера, благонадежности (лояльность к строю -Прим. ред.), репутации и связях предполагаемого кандидата на работу в Белый дом, действующего сотрудника этого органа либо лиц, которым требуется регулярный доступ в правительственные учреждения США. Объем специальной проверки и методы ее проведения должны отвечать потребностям президента и его помощников при решении вопроса о новых назначениях, подборе кадров в аппарат сотрудников Белого дома и выдаче постоянных разрешений на посещение правительственных учреждений. Кроме того, объем мероприятий и методы реализации спецпроверки должны гарантировать полную благонадежность лиц, допускаемых на работу в высшие правительственные учреждения.
Мероприятия по проверке на благонадежность не должны быть направлены на определение профессиональной пригодности кандидата к работе на предлагаемом ему посту, за исключением случаев, когда будущая деятельность претендента связана с вопросами юриспруденции. ФБР обязано выяснить материальную самостоятельность кандидата, при этом задачей Бюро не является изучение его финансовой деятельности вообще, включая размеры его вкладов, источники доходов и займов. В данном случае ФБР ограничивается опросом лиц, посвященных в финансовые дела проверяемых, и выясняет соотношение между расходами и доходами кандидата.
Все документы о финансовом положении кандидатов, включая материалы Налогового управления, направляются для изучения в Белый дом, а не в ФБР. Однако, если в процессе проверки этих документов возникнут какие-либо сомнения, то Белый дом уполномочивает ФБР провести расследование всех обстоятельств, вызвавших эти сомнения. Аналогичным образом ФБР само может начать дополнительные расследования, если от источников информации будут получены сигналы о “недоразумениях” в финансовых делах кандидатов.
Важно отметить, – говорится в документе ФБР, – что при решении вопросов о новых назначениях и подборе сотрудников аппарата Белого дома администрация США пользуется не только услугами ФБР, но и сама проводит беседы с кандидатами и характеризующими их лицами, изучает материалы анкет и опросников, справки Налогового управления и т.п.
Задания на спецпроверку кандидатов на работу в правительственные учреждения США подготавливают сотрудники Белого дома и направляют в ФБР. К бланкам заданий прилагаются следующие документы: “Стандартная форма – 86”, “Опросник лиц, занимающих ответственные государственные должности”, “Дополнение к Стандартной форме – 86”, дактилоскопическая карта, специальное разрешение ФБР на получение доступа к сведениям об образовании, местах работы, финансовом положении кандидатов.
Организацией проверки кандидатов на высшие посты в администрации США ведает Отдел специальной проверки (Special Inquiry – SPIN), входящий в структуру Директората уголовных расследований ФБР. Отдел направляет задания на проверку по учетам штаб-квартиры ФБР (включая дактилоскопические досье), по телексным и факсимильным каналам связи рассылает запросы на получение сведений о кандидатах в территориальные органы ФБР по месту рождения кандидатов, их проживания, учебы и работы. Запросы направляются также в военный архив города Сан-Луис, где хранятся досье на лиц, проходивших воинскую службу.
К деятельности Отдела предъявляются жесткие требования, регламентирующие полноту и тщательность специальной проверки, недопустимость разглашения получаемых сведений не только самими проверяющими, но и лицами, являющимися источниками этих сведений. Как правило, в процессе проверки претендентов на высшие посты в Белом доме опрашивают не менее 35 лиц, кандидатов в аппарат сотрудников Белого дома – не менее 20 человек из числа их сослуживцев, соседей по месту жительства, конкурентов по бизнесу, друзей, всех тех, кто может высказать мнение об их лояльности, особенностях характера и репутации. При поступлении на проверяемых информации компрометирующего характера Отдел специальной проверки обязан провести дополнительные мероприятия по ее перепроверке, в том числе и путем опроса новых источников.
В процессе -специальной проверки кандидатов выясняются следующие вопросы:
– материальное положение, участие в деловой жизни;
– участие в гражданских процессах (в качестве истца или ответчика);
– любой случай увольнения с работы;
– любые контакты с представителями иностранных государств;
– все события из личной жизни проверяемого, которые могут быть использованы для оказания на него влияния;
– обвинения в некомпетентности;
– любые конфликтные ситуации в сфере бизнеса;
– заключения врачей-психиатров;
– выписываемые лекарства, содержащие наркотики; сведения о злоупотреблениях алкогольными напитками, об употреблении наркотиков;
– участие в организациях, прием в которые отграничен полом, расой, цветом кожи, убеждениями, религиозной и национальной принадлежностью;
– учеты полиции, уголовные дела;
– негативные моменты в образе жизни и поведении (супружеская неверность, гомосексуализм и т д.)
Ответы на запросы Отдела специальной проверки направляются в штаб-квартиру ФБР по телетайпу (или в виде письменных отчетов). На их основе подготавливается обобщенная справка, в которую включается информация негативного характера (если таковая имеется) с указанием источников ее получения. Если источники пожелают остаться неназванными и требуют конфиденциальности сообщенных ими сведений, ФБР идет им навстречу. Однако в этом случае в Белый дом направляется справка, в которой излагается суть отношений источников с проверяемым и сообщается, каким путем информация негативного характера стала им известна. В случае необходимости отдел подготавливает Белому дому полный текст опроса источников без указания их имен. Это делается для того, чтобы Белый дом мог правильно оценить значение и уместность этой информации.
По соглашению между Белым домом и ФБР сроки специальной проверки не ограничены жесткими рамками и зависят от важности поста, на который намечается тот или иной кандидат. Так, сроки проверки лиц, назначаемых лично президентом на высшие правительственные посты при обязательном одобрении сенатом (Presidential Appointment with Senate Confirmation – PAS), не должны превышать 25 календарных дней. Спецпроверка кандидатов в аппарат сотрудников Белого дома и лиц, которым требуется постоянный доступ в главные правительственные учреждения, должна быть проведена за 35 календарных дней, 75 календарных дней отводится на спецпроверку сотрудников штата федеральных министерств и лиц, которым требуется туда постоянный доступ. Иногда по запросам Белого дома ФБР проводит ограниченную проверку на лояльность главным образом по своим учетам (индекс “Подрывная деятельность”). Сроки такой проверки не превышают 10 календарных дней.
В ряде случаев по запросам Белого дома спецпроверка кандидатов может быть проведена в более сжатые сроки. Известен, например, случай, когда полная спецпроверка претендентов на посты членов кабинета проводилась за 5 рабочих дней, однако и среднем она завершается за 20-22 дня. Сокращение сроков спецпроверки оказывает негативное влияние на ее качество и глубину. Так, в исключительных случаях допускается опрос источников по телефону, однако вряд ли в этом случае следует ожидать, что собеседник проявит достаточную откровенность.
Как отмечалось выше, главная цель специальной проверки – обеспечить президента и его ближайших помощников объективной и полной информацией о характере, лояльности, репутации и связях претендентов на высшие и средние руководящие посты в федеральном правительстве, на основании которой президент смог бы сделать официальное решение о назначениях на должности. При этом важно, чтобы ФБР проявляло полную беспристрастность к кандидатам и оставалась вне политики. Бюро ни в коем случав не должно быть втянуто в политический диалог между президентом и сенатом в тех случаях, когда назначение требует “совета и согласия” сената. В противном случае это отрицательно скажется на объективности работы ФБР и его независимости.
После назначения и утверждения сенатом на должности высокопоставленным федеральным служащим ежегодно приходится заполнять большое число разного рода анкет и опросников. Одна из таких анкет – “Форма Управления по этике в правительстве – 278”, введенная специальным Законом об этике в правительстве от 1978 года. В этой анкете требуется перечислить все акции и капиталы на сумму 1 тыс. долларов и более, зарегистрированные на имя федерального служащего, его жены или детей, каждую статью дохода (в дополнение к зарплате) свыше 100 долл., каждый подарок стоимостью от 35 долл. и выше, оплату каждой поездки, обедов или развлечений стоимостью свыше 350 долларов, недвижимость на сумму в 10 тыс. долл. и более. Кроме того, требуется ответить на вопросы о принадлежности к каким-либо общественным организациям, включая занимаемые там посты, указать свой церковный приход. В соответствии с Законом об этике в правительстве федеральным служащим запрещается получать доходы (помимо заработной платы) в размере, превышающем 15% от ежегодного заработка. (Средний заработок федеральных служащих высшего звена в настоящее время составляет около 60 тыс. долл. в год.)