Качаем деньги, проводим техосмотр…

Любую, даже самую благую затею некоторые исполнители способны превратить в банальное выкачивание денег c граждан. А если эта затея – техосмотр, то денег выкачивается столько, что впору требовать от «выкачивающей» братии аккуратной уплаты налогов. Есть вариант и получше: ввести «узаконенную мзду» за право эксплуатации транспортного средства. Зачем лишать государственный бюджет такой доходной статьи? И опыт заграничный имеется – во многих странах Востока «бакшиш» — легальная графа в налоговой декларации. Решили пройти техосмотр? Хотите сделать это по-честному? Информация к размышлению от владельцев автотранспортных средств:

Два года на знакомство с «гаишником».

«…Готовлюсь к техосмотру. С самого утра поехал на обычное СТО. Чтобы поменять колодки на задних тормозах и сделать ручник. На СТО встретили улыбкой на лице, культурно поговорили. Объяснили, что надо менять, а что и так походит. Короче говоря, через 2 часа в добром настроении и без 130 гривен в кармане выехал с СТО.

В эти 130 гривен вошли: колодки (40 гривен – 4 штуки), проточка барабанов (по 10 гривен за штуку), остальное – работа (смена колодок 45 гривен, прокачка тормозов 15 гривен, подтяжка ручника 10 гривен). В общем, день не предвещал абсолютно ничего плохого.

Приезжаю в ГАИ. Плачу 130 гривен всяких дорожных сборов. Причем без очереди! И думаю: вот почему же люди так боятся проходить техосмотр по-честному? Вспоминаю, что нужно еще и полис ОСАГО в обязательном порядке. Не вопрос – рядом сидит девушка. Покупаю у нее этот полис за 31 гривну на 15 дней. И никто теперь не скажет, что у меня его нет!

Заезжаю на яму. «Проверяющие» там что-то проверяли. В итоге, выяснили, что у меня тонировка задней полусферы авто больше чем надо. И что нет медицинской справки. А вот исправные тормоза этих ребят крайне мало интересовали. Потому сделал первый вывод: ТО проходит формально. И засомневался в целесообразности честного прохождения техосмотра. В результате, дали «бумажки» эти ребята. А к ним степлером прицеплены 2 замечания: тонировка и медицинская справка.

Не смотря на сомнения, с уже меньшим энтузиазмом, но с желанием пройти ТО по-честному, поехал в поликлинику по месту прописки. Где «был послан» в другую поликлинику. Там сказали, что по-честному надо пройти нарколога. И только потом ходить к ним по врачам. «По-нечестному» отказались делать справку. Что ж, поехал к наркологу.

Уже в кабинете у нарколога узнал, что надо: сдать из пальца кровь на анализ, пройти психиатра, остальных врачей, прослушать лекцию и так далее. Причем лекцию можно прослушать только в рабочие дни и в очень уж «удобное» время. В этот момент начинаю понимать, что могу со спокойной совестью все полагающиеся «процедуры» проигнорировать. И искать знакомого «гаишника».

Итог истории со справкой: 120 гривен и готовый документ в 17.30 с моей фотографией и нужными печатями в кармане. И на всех парах еду к месту прохождения техобслуживания…

Рабочий день там до 18.00. В 17.45 уже никого нет. Это не удивило. Только лишний раз вздохнул о том, что мы – не пунктуальные немцы. Пошел ва-банк: сорвал с кипы бумажек верхнюю с замечаниями (тонировка и медицинская справка), пошел в комнату, где выдают талоны. Говорю, замечания выполнил, но «пацанов» в яме нет, дайте талон. Талон дают. С крайне удивленным выражением лица спрашиваю у «мужика», нужна ли ему моя медицинская справка? Он взял, посмотрел, говорит примерно следующее: «Ну, гривен 100-120 за нее отдал?» Я утвердительно улыбнулся. На что «товарищ» ответил: «Зато она у тебя есть» — и ушел.

Таким образом, я получил талон. Наклеил на стекло. Поставил машину в гараж. Купил пива. И вот какую получил мораль: честное прохождение техосмотра – откровенная глупость. Никогда больше не буду думать, как бы пройти это дело по-честному. Ибо это априори невозможно. У меня два года, чтобы познакомиться с «гаишником»…

Чье состояние проверяют: водителя или машины?

«…Решил попробовать пройти техосмотр по правилам. Таврия «Славута», выпуск 2004 года, талон 2006. Приехал около 14 часов. До 14.20 искал, куда «приткнуться». Пока не нашел «нычку» на тротуаре под знаком «остановка запрещена». Вокруг толпы машин, людей и броуновское движение. Понять что-либо крайне трудно. Особенно – если приехал на ТО в первый раз.

Нашел отделение «Брокбизнесбанка». Отстоял очередь. Заплатил ТЗ за 2005 и 2006 года и кое-какие другие «прибамбасы». Плюс еще 9 гривен за самоклеющийся кармашек. Плюс 5 гривен комиссии банка за квитанцию про оплату ТЗ. Очередь была немаленькой. Из отделения банка вышел аж в 16.20.

Попытка узнать, что делать дальше, заняла 15 минут. Включая созерцание таблички «вход в здание запрещен, ремонт». Но куда почему-то так и «сновали» толпы народа. Наконец, из броуновского движения «выудился» работник МРЭО в форменной рубашке с погонами. Но колоритно накинутой поверх кожаной курткой. Пробрались к воротам с надписью «диагностика». Ждем. Работник МРЭО интересуется страховкой (есть), медицинской справкой (есть, но шестилетней давности). Пробую развить тезис о том, что проверяют техсостояние не мое, а машины. Однако успеха в этом не имею никакого.

«Езжайте, где стояли, я к вам подойду». 17.15 – подходит. Говорит, что всего за 50 гривен никто не будет интересоваться медицинской справкой. Чувствуя себя причиной всех коррупционных деяний в стране, спрашиваю, куда ехать. Велено отдать бумаги и стоять на месте. Минут 10.

В 17.40 подходит, отдает мне талон, квитанции и кармашек для талона. Делаю круглые глаза. «А машину, что, не будем смотреть?!» «А на кой ее смотреть?! Счастливого пути!»

В итоге, талон 2008. Нового образца. С круглой голограммой и кусочком цветной целлулоидной ленты с микротекстом. Несколько потраченных часов. И небольшая сумма денег».

Выводы и предложения.

Спектр сумм за успешное и «ненавязчивое» прохождение техосмотра весьма широк. От 100 до 500 гривен. Причем порочная практика настолько распространена, что, пожалуй, ни один водитель не избежал подобного «решения вопроса». В этой ситуации невозможно достоверно определить: то ли спрос рождает предложение, то ли предложение рождает спрос. Ясно одно: система прохождения ТО – чистое лицемерие государственных органов. При полном отсутствии гарантий, что автомобиль с талоном об его успешном прохождении безопасен.

Возникают вопросы: так зачем эту систему поддерживать? Вот в 2005 году глава государства был настолько возмущен коррупцией в ГАИ, что служба оказалась как бы ликвидированной. А система прохождения ТО – разве не многолетний и процветающий очаг коррупции? Разве не проще и полезней ввести конкретную фиксированную сумму обязательной платы за эксплуатацию транспортного средства? И польза бюджету, и коррупции не будет. А безопасность? О ней может вполне подумать каждый самостоятельно… Что, собственно, и происходит.

Дмитрий Фомичев, специально для «УК», по материалам tavria.org.ua, bmwua.net

Читайте также: