Чтобы не испортить себе путешествие, надо просто знать о своих правах. Но где найти этот правовой ликбез простому пассажиру? Проводник на эту тему вас просвещать не будет, а в вагоне памятку не вывешивают. Поэтому мы решили обратиться к железнодорожному начальству. О том, что делать в сложных ситуациях во время поездки, рассказал начальник управления пассажирских перевозок «Укрзализныци» Иван Карпяк.Два билета на одно место. Если вы зашли в вагон и обнаружили, что на вашем месте уже кто-то сидит, причем в билете «захватчика» указано то же место, идите к начальнику поезда: он обязан найти для вас место. Причем, если не окажется свободных мест такого же класса, он должен посадить в вагон классом выше (!). Если у вас билет в СВ, а места есть только в плацкарте, придется довольствоваться этим, но разницу в цене билета вам обязаны вернуть.
Дали грязную постель. Зачастую проводники использованные простыни гладят, присыпают крахмалом, запаивают в кульки и снова продают. Разворачиваешь постель — а она либо склеилась, либо влажная — верный признак того, что простынка б/у. Требуйте замены у проводников или же жалуйтесь начальнику поезда. Особенно эффективно на проводников действует фраза: «Сам был проводником и знаю, как «новые» простыни делаются».
Вонючий попутчик. Увы, здесь вы бесправны. Если рядом окажется алкаш, от которого несет перегаром, или сосед с верхней полки неделю не менял носки, жаловаться некому. Выгнать «скунса» не имеют права.
Вам стало плохо. В поезде болеть не рекомендуется: врач в поезде не предусмотрен. Спасать пассажира будет проводник. Он обучен повязку наложить, остановить кровотечение, знает, что делать при тепловом ударе, и уверенно различает дибазол, анальгин и нитроглицерин. В более тяжелых случаях (инфаркт, роды и т. д.) спасать вас будут только на ближайшей по ходу поезда станции, на которую предварительно вызовут «скорую». В каждом вагоне должна быть стандартная аптечка с валидолом, анальгином, зеленкой, перекисью и бинтами. Для особых случаев предусмотрена «штабная» аптечка у начальника поезда: там есть мазь для ожогов, шины, которые накладывают в случае переломов, и даже аппарат для искусственного дыхания. Все это — абсолютно бесплатно.
Поцарапали машину. Недавно на ж/д появилась услуга — перевозка авто. Вашу легковушку обязаны доставить без единой царапины. В обмен на квитанцию об оплате транспортировки автомобиля вам должны выдать квитанцию, в которой должно быть указано состояние машины. И если в дороге разбили зеркало, поцарапали корпус или еще как-то повредили автомобиль, квитанция будет вашим доказательством того, что авто испортили в пути. Идти с претензиями нужно в администрацию вокзала к начальнику багажного отделения, начальнику вокзала или же к замам. Напишите заявление с претензией и приложите к нему копии документов на перевозку. На станции вам обязаны выдать коммерческий акт, где указывается факт и особенность повреждения. Если вина ж/д будет доказана, вам компенсируют траты на ремонт.
Обокрали. За сохранность багажа несет ответственность только пассажир. В поезде есть милиция, но обыскивать других пассажиров они не имеют право. Могут только принять ваше заявления и потом расследовать… Но железная дорога компенсировать утрату не обязана.
Поезд отправился раньше времени. По закону, время отправления должно фиксироваться с точностью до секунды. И, если вы не уехали по вине машиниста, вам обязаны вернуть полную стоимость билета.
Вышел на остановке и не успел к отправлению. Если вы вышли на перроне, а поезд уехал без вас, сначала позаботьтесь о сохранности чемоданов. Бегите к дежурному по вокзалу или по станции. Он позвонит на ближайшую по ходу поезда или конечную станцию: ваши вещи снимут с поезда и отдадут вам, когда вы приедете туда. Но при этом ни проводник, ни начпоезда стеречь ваши сумки не обязаны. Так что, если вы получите не все, что везли, пеняйте только на себя.
Кондиционеры зашкалило от жары
На днях в редакцию позвонила читательница и рассказала, что на прошлой неделе ей пришлось, возвращаясь из Харькова в Киев, ехать в раскаленном вагоне. «Я сердечница и не переношу жару, — пожаловалась Наталья Гунько, — поэтому ради кондиционера покупаю билет только на столичный экспресс. Но в этот раз вагон «раскалился» до 37 градусов». Наталья решила пройтись по вагонам и узнать, всем ли так плохо, как ей. Оказалось, что в вагоне-ресторане было прохладно, градусник показывал +22 оС, а во втором вагоне пассажиры мерзли — у них было всего 19 градусов. А в последних двух вагонах было так же жарко. Пассажирка пошла к начальнику поезда, чтобы возмутиться и потребовать пересадить ее в другой вагон. Начальник поезда оправдывалась перед разгневанной пассажиркой тем, что холодильщики, которые проверяют кондиционеры перед отправкой, не ждут в каждом вагоне результата с градусником, а просто смотрят на «потребление энергии»: если при включении кондиционера счетчик закрутился быстрее, значит, заработало. В прохладных вагонах свободных мест не было. Главная проводница предложила Наталье пересесть к ней в купе. Но в «штабном» вагоне тоже было жарко.
Мораль. Согласно санитарным нормам, в вагоне должно быть 18—25 градусов. Если в вагоне жара, не стоит терпеть — идите к начальнику поезда. Если есть свободное место в прохладном вагоне, вас пересадят. Если нет — придется терпеть, при этом материальной компенсации за мучения не будет.
Наталья Конова, “Сегодня”
КСТАТИ!
Железная дорога нас обворовывает, “передергивая” по-шулерски
На перронах вокзала станции “Киев-Пассажирский” стоят киоски. Цены там завышены в 1,5–2 раза
Железнодорожное ведомство, являясь природным монополистом, нередко необоснованно завышает цены на свои услуги. Это подтверждается результатами ревизий, проведенных специалистами Антимонопольного комитета, Государственной инспекции по контролю за ценами, Госстандарта. Ничего не поделаешь — ехать-то надо… Поэтому киевляне (как и все украинцы) платят за услуги “железки” по драконовским тарифам…
С одной стороны, уровень работы железной дороги за последние годы повысился — вводятся дополнительные услуги, модернизируются магистрали, ремонтируются вокзалы, “бегают” первые экспрессы. И поезда не опаздывают! Но, образно говоря, останавливаться на достигнутом рано. Попробуйте дозвониться в летний сезон по телефону “005” или заказать билеты по телефону “050” — не получится: занято.
Попробуйте купить в отпускной период купейный билет до Симферополя за пару недель до отъезда (без блата) — тоже не получится: мест нет. Попробуйте уехать на скором поезде с промежуточной станции — не получится даже в межсезонье.
Наверное, многие киевляне, воспользовавшиеся услугами “железки”, обратили внимание, что на перронах вокзала станции “Киев-Пассажирский” стоят киоски? Наверное, вы также обратили внимание, что цены в этих киосках завышены в 1,5–2 раза: сладкая вода — по 5-8 гривен (вместо 3,20), минералка — по 4-5 (вместо 2,20–2,80) шоколадки — по 5 (вместо 3,20). Интересно: почему эти киоски сдали в аренду предпринимателю, так ощутимо завышающему цены? Почему в этих киосках не стоят кассовые аппараты? Почему на этих киосках написан телефон, по которому дозвониться невозможно?
Сдайте эти киоски мне, и я обещаю: цены будут на уровне средних. Может, кому-то из железнодорожных начальников выгодно, чтобы пассажиры (а большинство из них — это представители “среднего класса” с весьма небольшими доходами) покупали товары по завышенным ценам? Тогда все вопросы выглядят риторическими…
“Укрзализныця” официально ответила, что киоски и прочие торговые объекты вокзала сдавало в аренду столичное отделение Фонда госимущества — мол, туда и обращайтесь. А вот Антимонопольный комитет сообщил, что Юго-Западная дорога, которая держит на балансе помещения вокзала, сдала в аренду частному предприятию “Столичный вокзал”… туалеты. Все бы ничего, но после этого цена пользования туалетами выросла так заметно, что пришлось аппетиты бизнесменов останавливать с помощью многотысячного штрафа. Ревизоры установили, что при расчете стоимости “платных услуг” была завышена арендная плата (которая идет, кстати, железной дороге, а не в Фонд госимущества).
А есть ли на столичном вокзале бесплатный туалет? Оказывается, есть — в подвальном помещении, с правой стороны. Он выглядит заметно хуже, чем платный. Чтобы попасть туда с перрона, нужно три раза подниматься и спускаться по лестницам… Кстати, у входа в подземный переход, где предоставляют “бесплатные услуги”, нет никаких обозначений — есть ли туалет, нет ли.
В витринах торговых рядов, выстроившихся в переходе между Северным и Южным вокзалами, нет никакой “полезной информации” ни для потребителя, ни для налоговой — кто арендует киоск, где “прописан” его собственник, по каким телефонам жаловаться. В одном киоске даже продают водку на розлив (хотя столики и стулья отсутствуют)! Подхожу поближе, присматриваюсь — на задней стенке висит ксерокопия лицензии на продажу алкогольных напитков. А вот на чье имя выписана лицензия — рассмотреть невозможно.
Захожу полюбоваться Сервисным центром, который постоянно рекламируется по громкоговорителю. За вход — 20 гривен. За покупку одного билета — еще 10. Почему так дорого? За что берут десятку? Девушка-кассир пожимает плечами — не знает: “Зато, — говорит, — у нас билеты всегда есть”.
Железнодорожные пассажирские перевозки нерентабельны — это общеизвестно. Но это – не основание объегоривать пассажиров! Между прочим, убыток перекрывается за счет перевозки грузов и предоставления дополнительных услуг. Тем более, по данным статистики, все шесть железных дорог Украины окончили первое полугодие… прибыльно. Одна из дорог получила “навара” аж на 20 миллионов гривен!
Сергей Захарин, “КИЯНИ”