Торговля людьми на постсоветском пространстве: Средняя Азия

Доклад Госдепартамента США о торговле людьми (2006-й год; выдержки по странам Евразии): «Из примерно 600-800 тыс. человек, которые каждый год становятся жертвами международных торговцев людьми, 80% составляют женщины и девочки и до 50% — несовершеннолетние. Большинство этих жертв попадают в коммерческую сексуальную эксплуатацию. Эти цифры не включают в себя миллионы людей во всем мире, которые становятся объектом торговли внутри стран их проживания». КАЗАХСТАН

Казахстан является страной-источником и страной транзита и назначения для людей, становящихся объектами торговли людьми в целях принудительного труда и сексуальной эксплуатации. Казахстанских мужчин, женщин и детей вывозят в ОАЭ, Турцию, Израиль, Южную Корею, Грецию, Россию и Западную Европу. За последний год выросло число жертв торговли людьми, ввозимых в Казахстан и перевозимых из одного региона страны в другой в целях принудительного труда. Мужчины, женщины и дети из Узбекистана, Кыргызстана, России и Таджикистана вывозятся через Казахстан и в Казахстан, прежде всего, для принудительного труда в строительстве и сельском хозяйстве. Женщины и девушки становятся объектами торговли людьми для сексуальной эксплуатации. По оценкам международных экспертов, число жертв торговли людьми составляет несколько тысяч человек.

Правительство Казахстана не полностью соблюдает минимальные стандарты ликвидации торговли людьми, однако оно прилагает для этого значительные усилия. В марте 2006 года в Казахстане был принят всеобъемлющий пакет поправок к законодательству, которые укрепили способность властей расследовать деятельность торговцев людьми и преследовать их по закону. Эти поправки также включали в себя положения об увеличении ресурсов, выделяемых на защиту жертв и предотвращение торговли людьми. В феврале 2006 года Парламент принял закон, предусматривающий предоставление установленным жертвам временного вида на жительство. В апреле 2005 года был принят Закон о социальной помощи, обеспечивший механизм, который позволяет властям предоставлять гранты неправительственным организациям. Власти должны разработать план сбора, анализа и представления в виде регулярных отчетов статистических данных о торговле людьми. Власти также должны выделять больше ресурсов на обучение работников правоохранительных органов, сотрудников прокураторы и судей с целью увеличения числа обвинительных приговоров торговцам людьми и обеспечения их фактического исполнения. Власти также должны наращивать усилия по расследованию и доведению до суда дел о коррупцию в органах государственной власти, связанных с торговлей людьми.

Преследование преступников по закону

Полиция в 2005 году возбудила 29 уголовных дел о торговле людьми, тогда как в 2004 году — 27. Власти в 2005 году довели до суда 5 дел о торговле людьми, тогда как в 2004 году — 14. Суды в 2005 году вынесли обвинительные приговоры 13 торговцам людьми, тогда как в 2004 году — 12. Признанным виновными торговцам людьми регулярно выносились приговоры с отсрочкой исполнения, так что в итоге они не вообще не попадали в тюрьму. Служба охраны границ провела обучение сотрудников службы паспортного контроля выявлению потенциальных жертв, въезжающих в страну. Коррупция во всей системе оставалась проблемой и оказывала негативное влияние на усилия по борьбе с торговлей людьми. Однако сообщений о новых расследованиях и (или) судебных процессах по делам о причастности к торговле людьми государственных чиновников не поступало. Кроме того, упомянутые в Докладе о торговле людьми за 2005 год два расследования, начатых против должностных лиц высокого уровня, которые оказывали содействие сети торговцем людьми, так не были завершены.

Защита жертв

За отчетный период власти Казахстана активизировали свои усилия по обеспечению защиты жертв и оказанию им помощи. Некоторые местные органы власти оказывали прямую помощь неправительственным кризисным центрам и убежищам для жертв торговли людьми. Власти содействовали репатриации 19 казахстанских жертв. Они сотрудничали с неправительственными и международными организациями в обеспечении защиты 22 иностранных граждан, нелегально ввезенных в Казахстан или провезенных через него. Права жертв в целом соблюдалась, и сообщений о заключении жертв в тюрьму в 2005 году не поступало; однако жертвы иногда подвергались наказанию за противоправные действия, совершенные непосредственно в результате того, что они стали объектами торговли людьми. Полиция в 2005 году установила лишь 25 жертв торговли людьми в целях принудительного труда, хотя, по мнению международных наблюдателей, в действительности их гораздо больше.

Предотвращение преступлений

Власти и Международная организация по миграции продолжали совместную информационную кампанию по борьбе с торговлей людьми, адресованную потенциальным жертвам. Министерство юстиции издало краткий буклет под названием «Работа за рубежом», в котором представлены советы гражданам Казахстана, желающим устроиться на работу за рубежом; буклет был напечатан на казахском и русском языках и широко распространен по всей стране.

КЫРГЫЗСТАН

Киргизская Республика является страной-источником, страной транзита, а также во все большей степени страной назначения для мужчин, женщин и мальчиков, вывозимых из Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Южной Азии и самой Киргизской Республики в целях принудительного труда и сексуальной эксплуатации. Жертвы принудительного труда ввозятся в Казахстан для работы в сельскохозяйственном секторе, в Россию для работы в строительстве и в Китай для труда в условиях ограничения свободы перемещения. Киргизские и иностранные женщины вывозятся для сексуальной эксплуатации в Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Южную Корею, Турцию, Грецию, Кипр, Таиланд, Германию и Сирию. Киргизские мальчиками вывозятся для сексуальной эксплуатации в Россию и Казахстан. Кыргызстан все больше и больше становится страной назначения для женщин, вывозимых для сексуальной эксплуатации из Узбекистана.

Правительство Киргизской Республики не полностью соблюдает минимальные стандарты ликвидации торговли людьми, однако оно прилагает для этого значительные усилия. В феврале 2006 года власти предприняли шаги для предотвращения соучастия правительственных чиновников в торговле людьми, ужесточив меру наказания для тех чиновников, которые нарушают правила выдачи виз иностранцам; эта мера была нацелена на предотвращение незаконного ввоза иностранных граждан в Кыргызстан. Власти должны приложить усилия для усовершенствования своей системы сбора и обработки статистических данных. Также необходимо увеличить число судей и прокуроров, обучаемых борьбе с торговлей людьми, и увеличить объем финансирования неправительственных организаций, предоставляющих защиту жертвам.

Преследование преступников по закону

Хотя полиция демонстрировала четкую приверженность расследованию деятельности и аресту подозреваемых торговцев людьми, суды вынесли очень мало обвинительных приговоров по делам о торговле людьми. Полиция в 2005 году возбудила 34 уголовных дела о торговле людьми, и 15 дел было доведено до суда. За отчетный период было вынесено 3 обвинительных приговора торговцам людьми, что значительно меньше, чем в 2004 году (17). В феврале 2006 года Служба национальной безопасности предотвратила незаконный вывоз шести женщин из Узбекистана и Туркменистана в ОАЭ в целях сексуальной эксплуатации, и в связи с данным делом власти арестовали четверых торговцев людьми. 48 судей прошли подготовку применению законов о борьбе с торговлей людьми внутри страны и в международных масштабах, а 70 сотрудников Национальной пограничной службы прошли обучение методам идентификации жертв. Власти в 2005 году закрыли 15 нелицензированных бюро по трудоустройству, тогда как в 2004 году — лишь 7.

Защита жертв

За отчетный период правительство Кыргызстана достигло скромных успехов в своей деятельности по защите жертв. Хотя был принят закон, запрещающий наказывать жертвы за действия, совершенные непосредственно в результате того, чтобы они стали объектом торговли людьми, власти не обеспечивали прямого финансирование деятельности по оказанию помощи жертвам и их защите. Однако некоторые местные органы власти предоставляли офисные помещения неправительственным организациям по борьбе с торговлей людьми. Одно из убежищ в 2005 году пришлось временно закрыть в виду отсутствия финансирования.

Предотвращение преступлений

За отчетный период правительство Киргизской Республики продемонстрировало эффективные усилия по предотвращению преступлений, связанных с торговлей людьми. Осенью 2005 года в 28 деревнях и городах с высоким процентом жертв была показана театральная постановка о торговле людьми. В течение года Министерство иностранных дел, Пограничная служба и неправительственные организации распространили 5 тыс. экземпляров брошюры, просвещающей работников-мигрантов об опасностях, связанных с торговлей людьми. Власти также издали брошюру «Информация для граждан Кыргызстана, выезжающих за рубеж для работы в странах СНГ». Государственные телекомпании и радиостанции транслировали программы о торговле людьми.

ТАДЖИКИСТАН

Таджикистан является страной-источником для женщин и детей, продаваемых в ОАЭ, Турцию, Саудовскую Аравию, Кувейт и Иран с целью сексуальной эксплуатации; мужчины продаются в Россию для трудовой эксплуатации. В 2005 году, по меньшей мере, 420 женщин были проданы в ОАЭ и другие арабские страны для сексуальной эксплуатации, сообщает Международная организация по миграции. Эта организация подтвердила, что 2000 мужчин были проданы в Россию для труда на строительстве и в сельском хозяйстве. В средствах массовой информации сообщалось о связи преступных групп, торгующих людьми, с финансированием террористических организаций, хотя правительство опровергает такие сообщения.

Правительство Таджикистана не полностью соблюдает минимальные стандарты ликвидации торговли людьми; однако оно прилагает к этому значительные усилия. Правительство подготовило национальный план действий, который после его официального утверждения будет координировать действия правительства и разъяснять его цели. Правительство должно сосредоточиться на внесении поправок в свой закон о торговле людьми, чтобы четко определить торговлю людьми. Прокуроры должны также пройти обучение для эффективного ведения дел о торговле людьми.

Преследование

Правительство Таджикистана за последний год значительно улучшило работу своих правоохранительных органов по борьбе с торговлей людьми. Власти провели в 2005 году 81 расследование по торговле людьми — значительно больше, чем в 2004 году, когда их было 14. Правительство довело до суда 57 дел о торговле людьми; на момент публикации настоящего доклада 17 из этих дел еще предстояло рассмотреть. В 2005 году были осуждены 28 торговцев людьми. Среднее наказание приговоренных торговцев людьми составляло от 5 до 12 лет лишения свободы. Условное наказание не применялось. Проблемой оставалась коррупция в органах власти в связи с торговлей людьми. В 2005 году были отстранены от занимаемых должностей 14 сотрудников правоохранительных органов нижнего звена, которые были арестованы в предыдущий отчетный период за причастность к коммерческой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних девочек.

Защита

Таджикское правительство за отчетный период не улучшило защиту жертв торговли людьми, отчасти из-за отсутствия финансирования. Правительство не оказывало потерпевшим прямой помощи в получении убежища и не оказывало финансовой поддержки НПО, которые помогали потерпевшим; однако оно все же работало с международными организациями над созданием приютов и оказанием помощи и репатриацией таджикских потерпевших из-за границы. После принятия плана действий Министерство здравоохранения будет оказывать потерпевшим медицинскую и психологическую помощь.

Профилактика

За последний год правительство провело ограниченные мероприятия по информированию общественности о торговле людьми, хотя и улучшило работу по отслеживанию форм иммиграции в целях торговли людьми. Пограничников учат выявлять потенциальных торговцев людьми и их жертв. Власти создали центр по анализу данных в Душанбинском аэропорту. В начале 2006 года Государственная миграционная служба создала базу данных для отслеживания случаев торговли людьми. В феврале 2006 года правительство подписало с Международной организацией по миграции Меморандум о взаимопонимании, который будет координировать программы этой организации и усилия правительства. Правительство сотрудничало с местными и международными НПО, проводя разъяснительную работу среди более чем 71 000 учащихся средних школ и университетов.

УЗБЕКИСТАН

Узбекистан является страной-источником и, в меньшей степени, страной транзита для женщин, продаваемых в ОАЭ, Израиль, Индию, Малайзию, Южную Корею, Россию, Японию, Таиланд и Турцию с целью сексуальной эксплуатации. Женщины из других стран Центральной Азии и Китая переправляются через Узбекистан. Мужчин продают с целью принудительного труда на строительстве и в сельском хозяйстве в Украину, Россию, Казахстан и Кыргызстан. Мужчины и женщины также продаются внутри страны.

Правительство Узбекистана не полностью выполняет минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми и не прилагает достаточных усилий к этому. Правительство Узбекистана было включено в категорию 2 в списке стран, требующих особого внимания, в докладе за 2005 год, исходя из обязательств страны предпринять в отчетный период 2006 года дополнительные шаги, включая принятие всеобъемлющего законодательства против торговли людьми, внесение поправок в уголовный кодекс, ужесточающих наказание за торговлю людьми, поддержку первого в стране приюта для жертв торговли людьми и утверждение национального плана действий. Узбекистан включен в категорию 3, поскольку он не выполнил этих обязательств.

Правительство не добилось прогресса в принятии всеобъемлющего законодательства о борьбе с торговлей людьми, который находится на рассмотрении с 2003 года, и не внесло поправок в уголовный кодекс для ужесточения наказания торговцев людьми с обеспечением того, чтобы они отбывали срок в тюрьме. Кроме того, правительство не утвердило национального плана действий по борьбе с торговлей людьми и не оказало никакой финансовой и другой помощи или материально-технической поддержки единственному в стране приюту для жертв торговли людьми. Эти ощутимые недостатки в правоохранительной деятельности и помощи потерпевшим должны быть устранены, чтобы Узбекистан мог эффективно бороться с торговлей людьми.

Преследование

Правительство Узбекистана добилось очень небольшого прогресса в правоохранительных усилиях по борьбе с торговлей людьми за последний год. В 2005 году были осуждены 148 торговцев людьми. Большинство осужденных торговцев получили наказания менее 10 лет, были амнистированы и, таким образом, не отбыли срока в тюрьме. Утверждения о том, что местные должностные лица берут взятки у торговцев людьми, продолжались, хотя не сообщалось о расследованиях или преследованиях таких коррумпированных чиновников. В октябре 2005 года правительство участвовало в проведении международной конференции по торговле людьми, организованной Международной организацией по миграции и местной НПО.

Защита

Правительство не оказывало прямой поддержки потерпевшим внутри Узбекистана, хотя оно тесно сотрудничало с сетью НПО для содействия репатриации некоторых узбекских потерпевших и оказывало потерпевшим юридическую помощь. Подавление правительством деятельности НПО в целом привело к закрытию двух НПО, занимавшихся борьбой с торговлей людьми, за отчетный период. Полиция аэропорта передала нескольких потерпевших женщин в единственный в Узбекистане приют для жертв торговли людьми. Этим приютом руководит местная НПО, и в 2005 году здесь были размещены примерно 100 потерпевших; эта НПО в 2005 году помогла в общей сложности 313 жертвам торговли людьми. Правительство выявило за отчетный период 675 жертв торговли людьми. Правительство призывало потерпевших делать заявления и сотрудничать со следствием; однако оно по-прежнему обеспечивало потерпевшим и свидетелям лишь минимальную защиту. Правительство сохраняло конфиденциальность имен потерпевших, предоставляло полицейское сопровождение некоторым потерпевшим в случае необходимости и позволяло НПО наблюдать за допросами потерпевших в полиции. Узбекские миссии за рубежом содействовали репатриации узбекских жертв торговли людьми.

Профилактика

Правительство Узбекистана работало в 2005 году с НПО, содействуя информированию общественности о торговле людьми. Принадлежащие региональным властям телекомпании работали с НПО над трансляцией информационных объявлений об опасностях торговли людьми. Правительство разрешало НПО помещать плакаты с предупреждениями о торговле людьми в муниципальные автобусы, в паспортных столах, в вагонах метро и в посольствах Узбекистана за рубежом. Правительство также оплачивало перевод этих плакатов на каракалпакский язык и их распространение в регионах западной части Узбекистана. Государственное радио продолжало транслировать кампании, проводимые Министерством внутренних дел и Международной организацией по миграции для информирования общественности.

Особые случаи

ТУРКМЕНИСТАН

Туркменистан не включен в доклад в этом году, поскольку имеющейся информации недостаточно для обоснования значительного числа потерпевших в стране.

Объем и масштабы: Отдельные сообщения указывают на то, что Туркменистан может быть страной-источником для женщин, продаваемых в Турцию, Россию, Китай, Украину, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Пакистан, Великобританию, Чехию, Иран, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты в целях сексуальной эксплуатации. Женщины также могут продаваться внутри страны в целях сексуальной эксплуатации и принудительного труда. Имеются отдельные сведения о том, что мужчины, проживающие в сельской местности, могут продаваться в большие города для работы в бурно развивающейся строительной индустрии. По данным Международной организации по миграции, в 2005 году насчитывалось восемь подтвержденных жертв торговли людьми и пять женщин были проданы из Туркменистана в Турцию в целях сексуальной эксплуатации. Международная организация по миграции сообщила о трех жертвах внутренней торговли людьми.

Усилия правительства: Правительство Туркменистана публично не признает торговлю людьми проблемой. Представителям правительства не разрешается оспаривать тезис президента о том, что Туркменистан является процветающей страной, свободной от социальных недугов. Коррупция также остается серьезной проблемой, хотя нет доказательств того, что правительственные чиновники непосредственно причастны к торговле людьми.

Правительство Туркменистана не отслеживает ситуацию с торговлей людьми на своей территории и не имеет такой стратегии, хотя недавно правительство проявило ограниченный интерес к этой проблеме и вступило в конкретные диалоги о торговле людьми с международными организациями и иностранными правительствами. В декабре 2005 года Государственная служба по регистрации иностранцев официально подписало с Международной организацией по миграции соглашение о содействии усилению сотрудничества и помощи в борьбе с торговлей людьми. Соглашение также предусматривало создание информационных кампаний по повышению осведомленности о торговле людьми, публикации информации о проблемах торговли людьми и миграции и дальнейших исследований по проблемам миграции и торговли людьми. В сентябре 2005 года суд в Туркменистане осудил женщину за продажу своей жертвы в Турцию с целью сексуальной эксплуатации. Она была приговорена к лишению свободы сроком на семь лет. Международная организация по миграции сообщила о другом деле, в котором потерпевшая была продана внутри страны в качестве домашней прислуги; суд отказался предъявить обвинение в торговле людьми, поскольку в паспорте у потерпевшей не было обязательного штампа о регистрации по месту жительства. Международная организация по миграции считала, что потерпевшая продолжала заниматься принудительным трудом на момент публикации настоящего доклада. Правительство отклонило предложение ОБСЕ провести учебные семинары для государственных должностных лиц для того, чтобы привлечь их внимание к проблеме торговли людьми. В настоящее время в стране есть одна зарегистрированная НПО, занимающаяся борьбой с торговлей людьми.

Владивостокский центр исследования организованной преступности

Читайте также: