Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

«Лохотрон» для киевлянина

Многие украинцы даже не подозревают о том, что они – потенциальные жертвы хитрых мошенников. Нас «кидают» часто: на улице и дома, при покупке валюты и при аренде квартиры, при управлении автомобилем и при попытке устроиться на работу. Операция «КаталоХ»

Вы получаете по почте красочный конверт. На конверте во всю длину надпись – «Ваш выигрыш может составить более 100 тыс. грн.». В конверте каталог книг и – главное сообщение – «Результаты нашего розыгрыша теперь окончательные – вы выиграли автомобиль Opel Vectra». В общей сложности ваши имя, фамилия и адрес мелькают на сообщении о выигрыше с десяток раз. «Окончательно», «гарантированно», «главный приз», «тяжело поверить», «не сомневайтесь», «быстрее отсылайте». Благодарные отзывы предыдущих победителей. И все что требуется – отправить сертификат на получение главного приза и при этом сделать заказ на любую книгу из каталога.

Это одна из самых популярных форм «почтового» мошенничества. Получив такое сообщение, не торопитесь на почту, а посмотрите на этот «шедевр» внимательнее. Для начала прочитайте то, что написано мелким шрифтом: «Если вы вовремя вернете сертификат, который выиграет главный приз…» Оказывается, розыгрыш еще не состоялся. Теперь посмотрим на сам конверт.

Часто компании, чтобы дополнительно застраховать себя от неминуемых судебных исков, заблаговременно предупреждают вероятного «потерпевшего» о правилах розыгрыша. Но делают это там, где найти их максимально сложно. Например, на внутренней части конверта. И конечно, самым-самым мелким шрифтом. И оказывается, в правилах четко сказано, что розыгрыш произойдет лишь через несколько месяцев, а то и лет. И приписка: «В рамках этой акции могут быть использованы разные способы распространения информации, но это не означает проведения какой-либо другой акции в 2006 г.».

На чем же «кидают»? На стоимости предлагаемых книг. Цена обычно завышена в 2-3 раза (в среднем цена книги по каталогу – 40-45 грн.). Но зачастую убытки потерпевших значительно выше. К примеру, один пенсионер из Донецка, попавшийся на удочку, потратил не только сотню гривен за две малополезные книги, но и еще более тысячи на перелет до Киева и такси, чтобы вовремя доставить «выигрышный» сертификат. Кстати, в Донецке и других областных центрах эта же компания действовала хитрее – размещала в газете рекламу, предлагая найти 5 отличий на двух картинках и стать претендентом на приз. Таким нехитрым образом пополнялся список вероятных «клиентов». Другие фирмы завлекали новых клиентов, предлагая отгадать несложные ребусы, кроссворды и т.д.

В целом, как отмечают работники правоохранительных органов, схема «КаталоХ» была внедрена в Украине еще десять лет назад, но до сих пор популярности не теряет. И не важно, что предлагают – книги, шорты для похудения, магические амулеты (всевозможные ритуальные безделушки – очень ходовой товар в таких делах) или подписку на журнал «Щаслива оселя» (обладатели этого журнала шутя переименовали его в «Щасливий осел», так как подписка на 3-4 номера журнала стоит около 150 грн.) – главное, что их цена очень и очень завышена, а обещанный приз почти недосягаем.

Компании, наиболее часто использующие схему «КаталоХ» (по данным правоохранительных органов)

«Лит-Экспресс»

«Ридерз Дайджест» (не путать с солидным американским журналом)

«Простмаркет»

«Пост-Шопинг» (возбуждено уголовное дело)

«Евродирект» (возбуждено уголовное дело)

«Пост маркет плюс» (возбуждено уголовное дело)

«Почта Сервис Дом» (фирма ликвидирована)

Операция «Работа на дому»

Эта схема наиболее популярна в областных и районных центрах с высоким уровнем безработицы. Во многих газетах встречаются предложения о работе на дому. Далее следует сумма вознаграждения, которая колеблется исключительно в зависимости от фантазии и совести подателя объявления. Некоторые «работодатели» даже остроумно уточняют: например, «поклейка и наполнение конвертов». Все что от вас требуется – это конверт с обратным адресом. Но будьте уверены – на определенном этапе деньги с вас все равно потребуют. Далее ситуация может развиваться в трех направлениях.

Первое – после отсылки денег вы вообще ничего не услышите о «работодателе». Второе – придет инструкция: дайте объявление аналогичное тому, что вы получили сами, и назначьте умеренную цену. Через некоторое время начнут приходить отклики-заявки, число которых может достигать 600-900 писем в месяц. Затем вы получаете почтовые переводы, а взамен отправляете описание процедуры обмана. Третье направление – «работникам» пересылают семена для выращивания суперновых грибов или пакеты с черными и белыми шариками с просьбой рассортировать их (за каждый пакет берется солидный залог). Но результат один и тот же – заработать или хотя бы вернуть свои деньги удавалось очень немногим. Особенно популярны эти схемы были в 1990-х гг., но встречаются и сегодня.

Операция «Пирамида»

Эта схема в 1990-х годах нанесла сильнейший удар по финансовой системе Албании. Там оказалось слишком много желающих заработать деньги на пустом месте. Схема такова: вам приходит письмо от незнакомого человека. Он предлагает отослать сравнительно небольшую сумму (обычно по 10-20 грн.) 5-6 лицам, упомянутым в списке письма. Взамен вы пишете аналогичное письмо, вычеркиваете последнюю фамилию из списка, а первой ставите свою. И отсылаете письмо нескольким сотням адресатов. По статистике, отвечают на такие письма около 5% получателей. Далее действует правило арифметической прогрессии.

Допустим, вы отправили 100 писем и первые 5 человек отослали вам по 10 гривен. Потом ваша фамилия переместится с первой позиции списка на вторую. Пять человек отправят вашу фамилию уже 500 адресатам. Будучи на второй позиции, вы получите около 250 гривен. И так далее. Учитывая уровень ответов (5%), сумму вознаграждения (10 грн.) и количество отправляемых каждым участником писем (100), когда ваша фамилия доберется до последней позиции, общий выигрыш составит более 160 тыс. грн.

В чем же подвох? Дело в том, что ресурсы природы, в том числе и количество простаков, ограничены. Если учесть упомянутую пропорцию ответов, то от совершеннолетнего населения Украины (37 млн.х5%) останется 1,85 млн. Это немало, но ведь только первый игрок уже вовлек в игру более 16 тыс. человек. Таким образом, выиграть могут лишь те, кто первыми начали эту игру – то есть ее организаторы.

Сергей Мишутин, «Аргументы и факты»

Как не попасть на удочку мошенников:

1. Главное – помните, легких денег не бывает.

• 2. По почте и через Интернет заказывайте только те вещи, которые вам действительно нужны.

• 3. Ни при каких обстоятельствах не передавайте незнакомым лицам информацию, которая составляет финансовую тайну (коды кредитных и телефонных карточек, номера счетов и т.д.).

• 4. Читайте все предоставляемые инструкции, особое внимание уделяя мелкому шрифту.

• 5. Отсутствие адреса (абонентский ящик не в счет) фирмы в объявлении уже должно вызвать подозрение.

• 6. Объясните детям, что может потерять семья из-за их неосторожных действий.

• 7. Сдавая квартиру, отключите выход телефона на международную и междугородную связь и платные услуги.

• 8. Если вы все-таки пострадали – несмотря на то, что мошенники пытаются действовать юридически максимально грамотно, и правоохранительные органы неохотно берутся за такие дела, не стесняйтесь подавать заявления в милицию и общества прав потребителей. Случаи возбуждения уголовных дел были, были даже случаи возвращения потерянных средств.

Игорь Княжнов

Exit mobile version