В январе 2002 года в верхних эшелонах администрации Буша разгорелись жаркие дебаты. Президент Буш заявил, что на боевиков “Аль-Каиды” и “Талибана” не распространяется действие Женевской конвенции, поэтому захваченные в плен боевики не могут рассчитывать на статус военнопленных. С этим не согласился госсекретарь Колин Пауэлл. По его просьбе был проведен анализ политического курса американского руководства. Этот анализ проводил советник Буша по юридическим вопросам Альберто Гонзалес, который в минувшую среду был назначен генеральным прокурором США.22 января 2002 года Гонзалес направил президенту докладную записку, в которой утверждал, что в ходе войны с терроризмом американцы столкнулись с новой парадигмой, которая сменила приоритеты, сделав самым главным недопущение террористических актов на территории США, пишет The Financial Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
“Новая парадигма делает устаревшими строгие ограничения, которые Женевская конвенция налагает на процедуру допроса вражеских военнопленных, а также некоторые другие требования этой конвенции”, – написал Гонзалес. Если не применять Женевскую конвенцию, то это позволит “гибко реагировать” на угрозу терроризма и значительно снизить опасность такой угрозы.
Эта докладная записка будет в центре обсуждения во время слушаний в сенате по поводу утверждения Гонзалеса в должности генерального прокурора. Гонзалеса критикуют за то, что его трактовка войны с терроризмом позволила многим отказаться от старых правил обращения с военнопленными, что в итоге привело к издевательствам над заключенными в печально известной иракской тюрьме “Абу-Грейб”.
Мнение Гонзалеса о том, что Женевская конвенция “устарела”, поддержало американское министерство юстиции, а также Джон Эшкрофт, генеральный прокурор, который на прошлой неделе ушел в отставку. Но в американской администрации начались бурные дискуссии. Советник Госдепартамента США по юридическим вопросам Вильям Тафт предупредил Гонзалеса, что его новая трактовка противоречит практике обращения с военнопленными, которая применялась десятки лет.
“Президент должен принять во внимание, что Соединенные Штаты следовали установкам Женевской конвенции в течение 50 лет”, – написал Тафт.
Но Буш предпочел поддержать Гонзалеса и министерство юстиции, назвав “Аль-Каиду” и “Талибан” “незаконными вооруженными формированиями”, которые не подпадают под действие Женевской конвенции. Очевидно, в своем высказывании Буш использовал мнение Гонзалеса.
Во время слушаний в сенате будет затронута не только роль Гонзалеса в ужесточении обращения с военнопленными, но и некоторые моменты его биографии. Так, в июле и августе 2002 года он говорил о том, что к пленным боевикам “Аль-Каиды”, которые находятся на американской военной базе в Гуантанамо, допустимо применять способы допросов, которые “могут быть жестокими, бесчеловечными или унизительными, но при которых боль не превышает определенных пределов”.
В этой записке также утверждалось, что Буш имеет неограниченную власть как верховный главнокомандующий, и поэтому он может не соблюдать американские законы, запрещающие пытки военнопленных.
СПРАВКА: Женевские конвенции
Женевские конвенции – это четыре многосторонних международных соглашения, заключенных в Женеве в разное время. Они устанавливают “гуманные правила ведения войны”, идея которых была выдвинута в 1864 году Международным Красным Крестом.
Первая Женевская конвенция (1864 года) касается раненых и больных бойцов на поле боя.
Вторая Женевская конвенция (1906 года) расширяет содержание первой в связи с Гаагскими конвенциями 1899 года: она касается поведения вооруженных сил не только на поле боя, но и на море.
Третья Женевская конвенция (1929 года) ввела новое положение, установив, что его условия относятся не только к гражданам стран, ратифицировавших конвенцию, но ко всем людям независимо от их гражданства (не только к военным, но и к гражданскому населению).
Четвертая Конвенция (1949 года) по защите гражданского населения и военных лиц во время войны провозгласила жесткие стандарты защиты гражданского населения в местах военных действий и на оккупированных территориях, а также – после трагического опыта Второй Мировой Войны – жесткие меры против военных преступлений.
В 1977 году были приняты два дополнительных протокола к Конвенции 1949 года, касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и защиты жертв внутренних конфликтов.