Предпосылки к зарождению байкерской субкультуры заложены еще в 1903 году. Тогда Уильям Харли и братья Дэвидсон собрали три первых мотоцикла Harley Davidson: с одноцилиндровым четырехтактным двигателем объемом 400 кубических сантиметра и мощностью 3 лошадиные силы. Через 40 лет в США бушевала уже настоящая «харлеймания», приправленная рок-н-ролльным хитом Элвиса Пресли «Рокер». Еще через 50 лет «докатилось» и до нас… Обилие граждан, пересевших на двухколесный транспорт и лихо разъезжающих по городским улицам, впечатляет. Причем с каждым годом все больше. Одним нравится чувствовать скорость, другим — вызывать эпатаж у зазевавшейся публики. Тем не менее главная причина мотоциклетной страсти, превратившейся из хобби в образ жизни, — желание покончить с тусклым однообразием, вырваться за рамки культурных стандартов, найти себе подобных по духу и «скорости» мысли, наконец, обозначить свою территорию свободы. Мотоклубов (англ.: motorcycle club — МС), живущих по собственным канонам и убеждениям, во всем мире уже несколько тысяч. В Украине специфику клубного мотосуществования начали постигать недавно, но результаты усердных стараний видны на любом крупном байк-мероприятии.
Неформальный порыв
Байкеров (амер.: bike — мотоцикл) трудно назвать скромным и тихим субкультурным движением. Скорее наоборот. В начале 1930-х моторным ревом своих «железных коней» они оглушали спокойствие американских улочек (именно отсюда байкерство распространилось по всему миру). А в конце 1960-х до смерти запугивали добропорядочных прохожих «дикими» мотонабегами со стрельбой и бесшабашными выходками. Сегодня, надо отдать должное, мотоциклетная активность, как правило, имеет мирный характер, однако умению привлекать к себе пристальное внимание окружающих байкеры не изменяли никогда.
Предпосылки к зарождению байкерской субкультуры заложены еще в 1903 г. Тогда Уильям Харли и братья Дэвидсон собрали три первых мотоцикла Harley Davidson: с одноцилиндровым четырехтактным двигателем объемом 400 куб. см и мощностью 3 лошадиные силы. Через 40 лет в США бушевала уже настоящая «харлеймания», приправленная рок-н-ролльным хитом Элвиса Пресли «Рокер» и экспрессией молодого Джеймса Дина, сыгравшего главную роль в самом «байкерском» фильме «Бунтарь без причины». Став своеобразным символом свободы, вольнолюбивые парни, гонявшие в черных кожаных куртках по дорогам Америки, постепенно начали собираться в группировки. Некоторые из них (Hells Angels, Bandidos, Outlaws, Pagans) обрели весьма агрессивный характер. Чего стоит, например, девиз клуба Outlaws: «Бог простит, Outlaws — нет» или прямолинейность названия Hells Angels — «Ангелы преисподней». В 1969 г. «ангелов» взяли в качестве охраны для концерта Rolling Stones в Альтамонте. В какой-то момент один из байкеров решил «присмирить» разбушевавшегося зрителя по-своему и с помощью ножа отправил беднягу на тот свет. Было время, когда подсчетом человеческих жертв случалось заниматься и после внутренних разборок между некоторыми байкерскими группировками, использовавшими любое оружие, вплоть до самодельных бомб, ручных гранат и противотанковых ракет. В ходе подобного выяснения отношений в Квебеке (Канада) между местным отделением Hells Angels и клубом Rock Machine погибло 165 человек, включая не только мотоциклистов, но и случайных свидетелей «байкерской войны».
И все же, несмотря на криминальную репутацию определенных клубов, всемирное мотодвижение постепенно прибавляло в своем количестве, качестве, статусе. На сегодняшний день только лишь Американская мотоциклетная ассоциация объединяет более 300 тыс. мотоциклистов в 1200 официальных клубах, организуя при этом около 80 профессиональных и 3700 аматорских мотомероприятий ежегодно.
Славянский дух
У каждой страны определился собственный сценарий байк-развития. И то, что происходило в Америке полвека и Европе 30 лет назад, к нам нагрянуло только в конце 1980-х. Первым и единственным на тот момент байкерским объединением стал московский мотоклуб Night Wolves во главе с лидером по прозвищу Хирург. Поначалу главным занятием «волков», кроме езды на мотоциклах, была защита неформальных музыкантов от набегов воинствующих люберов, которые толпами съезжались на запрещенные госчиновниками рок-концерты. Но после того как в 1992 г. российский клуб признало мировое сообщество байкеров, «Ночные волки» всерьез взялись развивать бурную деятельность: организовывали первые на просторах СНГ байк-вечеринки, открыли собственный рок-клуб Sexton, мотомастерскую Wolf Engineering и «Тату-Центр», создали линию мотоциклетной и спортивной одежды Wolf Wear. Наконец, в 1995 г. москвичи провели первое международное байк-шоу, затянувшееся на трое суток и собравшее около 5 тыс. посетителей.
Как шутят некоторые мотоциклисты, после этого Россия и другие страны бывших советских просторов прямо-таки «слетели с тормозов». Повсюду начали массово организовываться различные мотоклубы, проводиться съезды. В частности, только Night Wolves до 1998 г. создали филиалы (чепты) в 32-х регионах России, а также Белоруссии, Украине, Латвии и Германии. А прошлогоднее IX Международное байк-шоу в Калининграде собрало рекордные 200 тыс. зрителей.
Тогда же и в Украине учреждается своя Ассоциация байкеров, на базе которой в 1998 г. сформировался один из первых украинских мотоклубов — Silver Bullets. Сегодня количество клубных объединений насчитывает несколько десятков по всей стране, к примеру, Lions (Львов), Western Bikers (Луцк), Exiles bikers (Херсон), Crazy Hohols (Киев), Matador (Одесса), Agarta (Чернигов) и т.д. При этом вольных мотоциклистов, не обременяющих себя клубными уставами, на украинских дорогах меньше не стало. Впрочем, стоит ли радоваться такому клубному буму, пока неизвестно. Большинство МС слепо копируют романтизированный западными кинофильмами байкерский образ жизни: яркое, желательно дерзкое название клуба, престижной марки мотоцикл, стильная кожаная одежда с множеством нашивок и обязательный литр пива в желудке.
Да только глубоко вникать в суть клубного байкерского движения удается не всем. «Рано или поздно у кого-нибудь возникнет вопрос о том, что нашито на вашей мотоциклетной куртке и что эта символика означает. И тут, как в любой другой клубной, не только байкерской, культуре важно отстоять честь своего клуба, его «цвета» (то есть символику), традиции. Иначе грош нам цена, — объясняет Владимир «Маклауд», представитель киевского чепта Night Wolves.
Клубное братство
С иерархической точки зрения, МС занимает наивысшую ступень в мотоциклетной тусовке. Причем, несмотря на общие свободолюбивые мотивы, каждый уважаемый мотоклуб непременно соблюдает строгую субординацию внутренних правил и вольностей. Иначе это вовсе не клуб, а «кружок по интересам», в котором собрались бородатые дядечки на красивых мотоциклах. Во-первых, президентом клуба становится, как правило, единожды избранная харизматичная личность, способная собственным примером олицетворять позицию и авторитетность данного МС. В состав «верхушки» входят также вице-президент клуба, казначей, дорожный капитан (руководящий мотоколонной на дороге), каждый из которых отвечает за жизнеобеспечение клубных потребностей, исходя из собственного опыта и уровня ответственности. Во-вторых, клубные собрания проводятся с определенной регулярностью, и за неявку без уважительной причины члену клуба иногда могут начислить немалый штраф (в некоторых западных клубах порядка $100). Кроме того, штрафные санкции нередко предъявляются тем, кто нарушил устав, например, подрался с одноклубником или потерял клубный значок.
Еще одна отличительная черта МС, особенно всемирно известных и почитаемых в мотосообществе объединений, — невозможность любому и каждому вступать в его ряды. Случается, что потенциального «претендента» держат на орбите годами (иногда до 5-10 лет), тщательно присматриваясь к его поведению, навыкам, стремлениям помочь развитию клуба и прочее. Не оправдал ожиданиий — с глаз долой. Если же испытательный период пройден и совершен ритуал посвящения (выдача нашивок, присвоение прозвища), новоиспеченный «правильный» байкер вправе пользоваться не только уважением на дороге у коллег «по цеху». Дело в том, что в лице одноклубников или друзей клуба он обретает многочисленных «братьев», в кругу которых не принято воровать и лгать друг другу, и которые в любую минуту готовы прийти на выручку по первому зову. Товарищеская взаимопомощь искренняя, поэтому любые отношения по принципу «купи-продай» для байкеров неприемлемы (что в обычных взаимоотношениях уже редко встретишь).
Так, киевская чепта Night Wolves, организовавшая недавно в Киеве байк-шоу Fiery Storm, совершенно бесплатно получила от друзей клуба всю необходимую концертную аппаратуру (сцену, звук, свет). Для сравнения, всякому другому заказчику подобная услуга обошлась бы не менее чем в $10 тыс. Как рассказал «ВД» президент Киевского городского автомотоклуба Сергей Малик и, по сути, один из бескорыстных помощников данной акции: «Люди кучкуются, в основном, по двум принципам: либо с целью заработать деньги, либо по «идеологическим мотивам», так сказать — своим личным критериям жизни. Я не мог отказать друзьям и тем более взять с них деньги. Мы ведь близкие по духу люди».
Дорожный антураж
Что касается ключевого атрибута байкерского движения — мотоцикла, вокруг которого, собственно, все и вертится, то подходы у каждого клуба разные. Например, в ряды Hells Angels приглашают преимущественно владельцев легендарных Harley Davidson. Помимо фактора престижности, важную роль играют и технические характеристики двухколесного «бойца». Допустим, если у нас хозяину отечественного «Днепра» никто не запретит стать членом байкерского клуба, то водителю менее мощной «Явы» таких гарантий никто не даст. Связано это, в первую очередь, с клубной спецификой: частое передвижение по трассе колонной обязывает байкеров не только сохранять определенный темп езды, но и следить, чтобы другие при этом не задохнулись от выхлопных газов движущихся впереди. В остальном все зависит от личных предпочтений. Будь то любой вид двухколесного агрегата (круизер, турист, чоппер, родстер) или новые технические и дизайнерские достоинства мотоцикла. У одного байкера душа лежит к японским мотобрендам ($7-8 тыс.), другому близка английская техника Triump ($12-15 тыс.). Среди страстных мотоциклистов находятся и те, кто обзаводится уникальной по дизайну и сборке моделью, выполненной в единственном экземпляре по спецзаказу ($100-120 тыс.). В байкерской среде уверены, что мотоцикл останется кучей металлолома, если в него не вложена душа его владельца. Так что если машина с норовом, то «зажигать» на любимом стареньком «Днепре» ни сколько не унизительнее, чем на BMW или «харлее».
С выбором специальной экипировки, учитывающей сидячее положение и защиту от травм при быстром передвижении, проблем тоже нет. Сегодня, кроме спортмагазинов, стильную байкерскую одежду и обувь можно найти как у производителей автомототехники, так и в самих мотоклубах, разработавших собственную модельную линейку по пошиву джинсовых, кожаных курток и жилеток, слегка расклешенных или с вшитой стальной ниткой брюк, естественно — сапог со стойкой подошвой, перчаток и прочего. Причем, для «своих» такое приобретение, как правило, обходится на 20-40% дешевле.
Сила притяжения
В общем, сколько бы лет ни продолжалось запугивание населения планеты всевозможными «страшилками» и стереотипами, байкерская субкультура по-прежнему вызывает огромный интерес. Литература, киноиндустрия, телевидение не перестает пользоваться образом страстного любителя мотоциклов и всего, что с этим связано. Яркий пример — ТВ-шоу American Chopper, одна из самых рейтинговых программ на Discovery Channel. Более того, практически каждую неделю в том или ином городе Европы и Америки можно попасть на очередной байк-слет, мотошоу или фестиваль и от души повеселиться вместе с байкерской братией. Самыми знатными ежегодными событиями до сегодняшних дней остаются Daytona Bike Week во Флориде и моторалли в Стурджисе (Южная Дакота, США), последнее в этом году посетило полмиллиона зрителей.
Популярность яркой субкультуры поддерживают всяческие специализированные рестораны, такие, например, как лондонский Ace Cafe, впервые открывшийся для автомотоциклетной публики еще в 1938 г. Последняя его «фишка» (а здесь можно только перевести дух, выпить пива или купить какой-то сувенир) — возможность зарегистрировать брак, на что ресторан получил официальное разрешение. Впрочем, за примерами уникального соседства мотоциклетных лихачей и простых граждан далеко ходить не обязательно. В центре российской столицы буквально из гаражного металлолома возведен настоящий байк-центр: с ночным клубом, магазинами мототехники и байкерской атрибутики, концертной сценой, площадкой для мотто-родео, многоярусными террасами. Самое интересное, это «райское пристанище» для самих байкеров и экзотический остров для обывателей занесен в список достопримечательностей Москвы. Сюда даже привозят туристов на экскурсии. Украинским байкерам такого размаха не видать, как минимум, еще несколько лет. Но, как говорится, все в их руках.
Ольга Володченко, Власть денег