ДТП: к чему ГАИ при легком «поцелуе» ?

Оформить аварию можно сразу и без ГАИ, хотя об этом мало кто знает. Бесконечные пробки допекают как водителей, так и пешеходов Что делать, если вы попали в ДТП

Оформить аварию можно сразу и без ГАИ, хотя об этом мало кто знает.

Бесконечные пробки допекают как водителей, так и пешеходов. Украинские города задыхаются от массы автомобилей и даже в случае ДТП с легким “поцелуем” происходит затор.

Недавно, к примеру, в столице на час оказалось парализованным движение трамваев по улице Фрунзе. А все потому, что джип “поскользнулся” на мокрых рельсах и помял две припаркованные легковушки. До оформления инцидента с трамвайных путей он не сдвинулся. И подобных автопроисшествий в городе сотни за день.

Существуют ли нормативы по оформлению ДТП, что предпринимает Госавтоинспекция, дабы ускорить этот неприятный процесс, можно ли оформлять легкие аварии на месте происшествия без сотрудников ГАИ?

Выяснить данные вопросы помог начальник управления Департамента ГАИ МВД Украины Олег Сирый.

Мотоцикл хорошо, а вертолет лучше

– Недавно к нам приезжали коллеги из США, – начал он. – И выяснилось, что порядок и механизм оформления аварий в Украине ничем не отличаются от американского образца. Разве что с техникой у них получше и, кроме автомобилей, имеются еще вертолеты.

Вначале водители сообщают о случившемся в милицию по “02”, и на место ДТП выезжают автоинспекторы. Если пострадала только техника, оформить происшествие может обычный наряд ГАИ, а если последствия серьезные, выезжает следственная группа. Одновременно к месту аварии направляются несколько патрулей, чтобы не допустить заторов и в случае необходимости перенаправить автомобильные потоки. Нормативы времени на прибытие к месту ДТП не предусмотрены, но мы заинтересованы, чтобы работа выполнялась профессионально и оперативно. С этой целью создано специальное подразделение по оформлению автопроисшествий, сотрудники которого проходят обучение. В их распоряжении фото- и видеоаппаратура. Столичный отдел насчитывает 164 человека, и все они офицеры.

В Киеве на то, чтобы прибыть к месту ДТП, по нашим данным, уходит в среднем 20 минут. Летом доехать можно быстрее, особенно когда столкновения происходят на мостах: тогда помогают мотоциклы. Добираться иногда приходится и по тротуарам. Затем минут 20-40 занимает сама процедура оформления. Время и в этом случае не нормируется.

В обычном режиме весь процесс с момента звонка пострадавших в милицию до составления документов длится около часа. Правда, бывает и так, что в аварийные дни, например в пятницу, за смену (8 часов) в одном районе происходит до 30 ДТП. И если по времени легкие автопроисшествия совпали с тяжелыми, то участникам конфликта приходится ждать своей очереди, самое большее – часа два.

Изучив все обстоятельства, сотрудники ГАИ, как правило, на месте выносят решение по ДТП. В протоколе указываются те нарушения Правил дорожного движения, которые могли привести к аварии. Если таких данных недостаточно, то протокол не составляют. Делают это уже после того, как будет проведено дознание, экспертиза, найдены и опрошены свидетели.

Страховщики перестраховываются

Многие водители спустя несколько лет после смягчения кодекса об админнарушениях чихать хотели на все дорожные правила. Но один из пунктов они выполняют неукоснительно: в случае столкновения стоят как вкопанные там, где их настигла злая участь, вплоть до оформления ДТП. Сколько бы ни давили на клаксоны соседи по трассе. Бывают ли по закону исключения из “железного” правила? Оказывается, да.

С 20 июля постановлением Кабмина № 538 оформлять легкие (без убитых и покалеченных) ДТП и составлять схему разрешили представителям страховых компаний с согласия водителей (речь идет, конечно же, о застрахованных машинах). Затем информация, как объясняют гаишники, должна передаваться в отделение ГАИ на данной территории, где ее окончательно оформляют на основании объяснений участников аварии.

Это новшество, давно ставшее обычной практикой в странах Европы, даже внесли в ПДД. Но наши страховщики, несмотря на разрешение, пока таких “подвигов” не совершают. Хотя на место аварии выезжают и наблюдают, насколько объективно отражают событие автоинспекторы.

– Первое: нам непонятно, какие именно документы могут оформлять страховщики, – объяснили причины своей пассивности в одной из СК. – Второе: неясен механизм оформления. Третье: страховая компания, в отличие от ГАИ, заинтересованная сторона, и оформление ДТП одной СК может грешить неточностями. Четвертое: не утвержден статус представителя СК, имеющего право на оформление.

Можно ли использовать в качестве доказательств фото- и видеодокументы

Снимать на пленку последствия ДТП не возбраняется. Более того, эти данные могут послужить дополнительными материалами к делу и приниматься судом в качестве доказательств. Правда, при одном условии: если хозяин фототехники заранее зарегистрировал ее в органах внутренних дел. Так что у самых предусмотрительных есть дополнительный шанс.

Ищите свидетелей и адвоката



1) Постарайтесь сохранить нетронутыми все следы происшествия: разбитое стекло, осыпавшуюся с машины грязь, отколовшийся фрагмент бровки. Они помогут установить, кто кого ударил и кто виноват.

2) Если вы в шоке от ДТП и чувствуете, что можете в таком состоянии наговорить ерунды, то лучше отказаться от объяснений и дать их позже, когда вы успокоитесь. Когда даете объяснения, избегайте точных цифр и подробностей: в состоянии стресса человек неспособен объективно оценивать ситуацию. Лучше дополнить свой рассказ позднее, чем менять показания.

3) Среди причин ДТП могут оказаться изъяны дорожного полотна, например, ямы, открытые люки, неубранные с проезжей части предметы, необработанная в гололед дорога. В таких случаях правоохранители обязаны составить дополнительный акт в произвольной форме, подтвержденный двумя свидетелями. Столичные гаишники вызывают в подобной ситуации также представителей дорожных эксплуатационных управлений (ДЭУ).

4) Проверьте, правильно ли оформлены работниками автоинспекции схема дорожного происшествия и другие документы, не упущены ли какие-нибудь существенные детали.

5) Очень важно сразу после ДТП не упустить свидетелей, привлечь людей к оформлению происшествия или хотя бы записать номера авто, фамилии и телефоны. Их свидетельства могут оказаться в вашем деле решающими.

6) Если вы не согласны с вердиктом инспекторов, не подписывайте протокол. Изложите собственное мнение и приложите его к документу. В спорных случаях назначается проверка.

7) Если имеется возможность, пригласите на оформление ДТП адвоката.

Александр Фандеев, Комсомольская правда в Украине

You may also like...