Охота на гонца. Профессия курьера становится опасной

Сотрудники правохранительных столкнулись с новым хитроумным способом мошенничества. Столичные жулики похитили у курьера интернет-магазина мобильный телефон стоимостью 37 тыс. рублей. Они заказали доставку дорогостоящего аппарата на квартиру, которую сняли на сутки, а затем заперли в ней посыльного и исчезли вместе с новым мобильником. Милиционеры отмечают, что курьеры все чаще становятся жертвами преступников. Владельцы интернет-магазинов даже разработали правила работы с клиентами, на основе которых они могут отказать в доставке товара. Очередной жертвой аферистов стал один из крупных столичных интернет-магазинов мобильных телефонов. В минувшую субботу оператор принял по телефону заявку клиента, заказавшего мобильный телефон в эксклюзивном исполнении стоимостью 37 тыс. рублей. Покупатель попросил доставить товар в его квартиру на Белореченскую улицу в Люблино. Вечером курьер привез телефон по указанному адресу, где его встретил приветливый молодой человек. Телефон ему понравился, однако перед покупкой он захотел проверить, «как тот ловит». Клиент попросил курьера остаться в комнате и позвонить ему на новый телефон, а сам вышел с ним в коридор. Посыльный набрал номер, но не услышал трели звонка. В коридоре никого не было, а входная дверь оказалась заперта на замок. Лишь тогда курьер понял, что его обманули. Он вызвал милиционеров, которые и освободили пленника. Выяснилось, эта квартира давно сдавалась посуточно всем желающим, и ее очередным жильцом оказался сбежавший с дорогим телефоном мошенник. Хозяин жилья не помог сотрудникам милиции, признавшись, что не видел документов своих квартиросъемщиков и не обратил внимания на их внешность.

Представители правоохранительных органов утверждают, что вслед за бумом популярности интернет-магазинов в России появился новый вид преступлений, связанный с отъемом товаров у курьеров. Одну из группировок, «специализирующихся» на курьерах, недавно задержали в столичном микрорайоне Дорогомилово сыщики местного угрозыска.

Гангстеры заказывали в интернет-магазинах доставку дорогих телефонов и ноутбуков на произвольный адрес, где устраивали засаду. Как только появлялся курьер, грабители брызгали ему в глаза слезоточивым газом, избивали, отнимали сумку с товаром и скрывались. Их последней жертвой в подъезде дома №6 по Поклонной улице стал 18-летний курьер, у которого они силой отобрали мобильный телефон стоимостью более 40 тыс. рублей.

Несколько недель назад на севере Москвы милиционеры накрыли банду наркоманов, питавших особую страсть к поясам из собачьей шерсти. Они заказывали партии антирадикулитных поясов на крупную сумму, после чего подкарауливали курьера в подъезде, запугивали его ножом или газовым пистолетом и отнимали товар. Свою добычу наркоманы меняли на очередную дозу. Помимо интернет-магазинов жертвой аферистов и грабителей становятся даже пиццерии с доставкой обедов. Еще одна банда грабителей промышляла в столичном микрорайоне Бибирево. Двое ранее судимых москвичей придумали нехитрую аферу по обману курьеров, перевозивших пиццу. Рецидивисты заходили в подъезды, открывали щиток с телефонной проводкой, подключали свою телефонную трубку и заказывали несколько больших пицц и два десятка бутылок недешевого пива. Встретив курьера на улице, они называли ему номер заказа, забирали пиццу и пиво и просили подняться за деньгами «к жене». Как только курьер входил в подъезд, жулики убегали.

С тем, что Москву сейчас захлестывает бум охоты на посыльных, согласны и представители интернет-магазинов. «Каждый месяц мы фиксируем около сотни попыток обмана наших курьеров, – признался «Новым Известиям» директор одного из столичных интернет-магазинов бытовой электроники. – Работа интерактивного магазина построена на дистанционной торговле, и нам трудно проверить личность и намерения покупателя. Я сам и все мои сотрудники прошли через курьерскую работу, многократно сталкивались с мошенниками и «кидалами», поэтому хорошо знаем все уловки. Заказы теперь всегда принимает самый опытный сотрудник, который с помощью специальных вопросов и негласных признаков может вычислить опасного клиента».

Как рассказал бизнесмен, сомнительными считаются клиенты, которые заказывают дорогой товар с доставкой в метро, на улицу, во дворы, в парк, в заброшенные или новостроящиеся дома. Магазин также может отказать клиенту в доставке, если тот оставляет в качестве контакта лишь номер своего мобильного телефона. Под подозрение попадают люди, которые ошибаются или путаются в своих данных, не могут описать окрестности дома или работы, затрудняются ответить на простые вопросы и не ориентируются в «своем» районе. «Иногда клиент просит курьера позвонить ему от метро, «чтобы он его встретил», или слишком уж навязчиво советуют курьеру идти по определенному маршруту через глухие места, – рассказал «НИ» владелец интернет-магазина. – Все это так же попадет под подозрение». Во всех этих случаях администрация магазинов рекомендует своим операторам отказать клиенту в доставке на дом, предложив ему самостоятельно подойти к офису-складу и приобрести товар.

Между тем многие «подозрительные», с точки зрения обывателей, места считаются в интерактивной торговле вполне безопасными. «Очень много заказов поступает из казино, ночных клубов и ресторанов и, как ни странно, никаких инцидентов там пока не было», – поведал «НИ» бизнесмен.

У столичных милиционеров есть свое объяснение всплеска преступности в отношении интерактивных магазинов с доставкой товаров. «В большей степени статистику афер и грабежей подпитывает репутация курьеров, – заявил «НИ» один из сыщиков угрозыска ГУВД Москвы. – Чтобы поддерживать низкие цены на товары, многие интернет-магазины нанимают в курьеры случайных и малоопытных людей и доверяют им перевозку дорогостоящих телефонов и ноутбуков. Одни курьеры становятся легкой жертвой для жуликов, другие же сами обворовывают работодателя».

ВИКТОР ТКАЧЕВ, «Новые Известия»

You may also like...