Ключ от музея, где деньги лежат

Стихия музейных хищений буквально охватила Украину. В стране, оказывается, нет даже специального подразделения, которое бы занималось исключительно «высоким и бесценным». Это при том, что музеи регулярно «чистят» то в Одессе, то в Севастополе, то в Тернополе, то в Яготине, то в Чернигове. Подводные камни украинских «антикварных детективов»: избранные хроники. Некоторым сыщикам из старых советских фильмов — «Возвращение «Святого Луки», «И снова Анискин» — везло на преступников. Точнее, на ту категорию злоумышленников, которая занималась, в основном, воровством музейных раритетов. Но стихия музейных хищений, охватившая Украину в последнее время, вряд ли была бы укрощена даже такими профи, которых прекрасно играли Всеволод Санаев и Михаил Жаров. Ведь в Украине, оказывается, нет даже специального подразделения, которое бы занималось исключительно «высоким и бесценным». Это при том, что музеи регулярно «чистят» то в Одессе, то в Севастополе, то в Тернополе, то в Яготине, то в Чернигове. Итак, продолжение «хроник»: цифры и факты, новые коллизии и старые проблемы — по заданной теме.

«Если кто-то кое-где…»

В Украине, если кто не знает, функционирует около 1288 музейных учреждений. В этих заведениях хранится по минимальным подсчетам около 10 миллионов предметов, имеющих историческую и художественную ценность. Но условия хранения и охраны в большинстве этих музеев, картинных галерей, церквей, конечно же, оставляют желать лучшего. По оперативным подсчетам подразделениями ГСО, полноценный контроль охватывает только 37,7% музейных объектов. Эта же служба недавно провела еще и комиссионные обследования состояния охраны и технического оснащения 645 музейных учреждений — результаты малоутешительны.

Информация к размышлению. По оценкам английского журнала «Таймс», каждый год в мире совершаются кражи художественных ценностей на сумму приблизительно 3,0 млрд. долларов США. Только во Франции за год в среднем исчезают до 40 произведений искусства, хранящихся в музеях; злоумышленники похищают до 200 предметов старины из церквей и монастырей, приблизительно до 200 предметов той же старины — из дворцов и замков.

«Дорога», ведущая в храмы

Правоохранительные органы бьют в набат: в стране — волна церковных хищений. Это в полной мере коснулось Ривненской, Житомирской, Киевской, Хмельницкой и Тернопольской областей. Только на Ривненщине за три года злоумышленники похитили 39 уникальных старинных икон. Получив информацию о том, какой именно храм собираются «освятить» «коллекционеры», работники уголовного розыска Ривненщины устроили им засаду на Одесщине. В Ривненском областном управлении милиции, прямо в коридорах сотрудники охраняют 385 старинных икон (и других ценностей), изъятых у похитителей в разных регионах… Уже известно, что эта преступная «артгруппа» на протяжении трех лет грабила храмы в пяти областях страны.

Пока правоохранителями достоверно зафиксированы две преступные группы. В одной числится пять исполнителей и один скупщик. Во второй — два исполнителя и два скупщика. Межнациональный контингент артпередвижников — просто «дружба народов»: украинцы, молдаване, русские, белорусы… Прежде чем идти на «дело» они, как правило, совещаются по мобильному телефону с «шефом-консультантом» в столице. А уж детали «операции» — сущие мелочи: в храмы пробираются через окна далеко за полночь, когда села спят мирным сном…

Информация к размышлению. На территории Украины находится около 14 тысяч культовых учреждений, которые принадлежат к разным религиозным конфессиям. Лишь 17% из них (2469) оборудованы необходимыми средствами охранно-пожарной сигнализации. Поэтому воровство из церквей, молебных домов составляет 33,01% от общего количества краж — такова упрямая статистика.

Большим спросом на антикварном рынке сегодня пользуются редкие чаши из золота и серебра. Храмы не обходят и «книголюбы»: под куполами все еще немало уникальных книг. Если же «почитатели» церковной атрибутики уносят кресты и прочую «мелочь», то дальнейшая траектория движения этих атрибутов может быть и не такой разветвленной. Очень часто украденное перепродают даже батюшке из какого-нибудь соседнего села. Или просто пускают на переплавку.

Случаются и сугубо «исторические» церковные кражи. Так, недавно на Ривненщине украли икону, подаренную самим президентом, да еще и с изображением Георгия-победоносца. Известно, что накануне Виктор Андреевич дарил эту икону одному из храмов. Оттуда умельцы ее и умыкнули.

На «нет» и суда нет

Начиная с 1998 года, на всех уровнях неоднократно поднимали вопрос о создании спецотдела МВД, который бы занимался непосредственно художественными ценностями. Во многих странах, кстати, есть отделы, которые «ведают» антиквариатом. В 1998-м работники МВД своими силами создали базу похищенных ценностей под названием «Антиквариат». Все имеющие ценность предметы антиквариата (картины, иконы, коллекции монет, орденов и медалей, марок, значков, музейное оружие и т.п.), украденные из государственных хранилищ, частных коллекций, церквей или других мест, а также извлеченные у граждан в соответствии с действующим законодательством работниками органов внутренних дел или таможни, подвергаются обязательной постановке на учет автоматизированного банка данных.

На сегодня общий массив БД «Антиквариат» составляет 1582 единицы. А количество украденных предметов антиквариата, которые разыскиваются органами внутренних дел Украины, — 1273 единицы (из которых 259 — с изображениями). Бывают случаи, когда большая часть украденного то ли из музея, то ли из церкви не имеет элементарного изображения (77,8%), и это значительно усложняет идентификацию при поиске по банку данных.

В кражах антиквариата и других ценностей зачастую затрагиваются межгосударственные интересы. Тогда сотрудники МВД приходят на помощь зарубежным коллегам. Возникают проблемы с возвратом картин из-за границы в Украину. Бывает, что сами антикварщики сигнализируют правоохранителям: приезжайте, мол, там-то продают ворованное. Был случай, когда правоохранители приехали на один слет и нашли там много интересного. В частности, старинную бронзовую статуэтку, покрытую золотом. Оказалось, что эта вещица попала туда после разбойного нападения на одну частную коллекцию. Впрочем, круг коллекционеров довольно замкнутый. И часто при расследовании того или иного ограбления перед правоохранителями стоит задача выйти непосредственно на человека, который заказывает «музыку»…

«Дети подземелья»

Поиск художественных ценностей часто проходит под землей и даже под водой. Именно «подземный бизнес» черных археологов никак не идет на спад. Полигон для «обработки земли» обширнейший — Херсонес, Ольвия, Черкасщина. Занятие это достаточно трудоемкое. Ведь надо залезть под землю, извлечь ценность, и желательно, чтоб эти вещи оказались без трещин и с клеймом автора — за это платят больше. Черные археологи, как известно, действуют на территории всей страны. Добытые ценности стекаются в Киев, где функционирует один из крупнейших в стране рынков продажи антиквариата.

26 марта 2005 года в результате проведения оперативно-профилактической отработки территории этого рынка в помещении клуба «Нью-Йорк» сотрудниками Департамента уголовного розыска МВД Украины и СБУ были задержаны жители Запорожья. У них обнаружили и изъяли пять амфор одноручных, одну двуручную чернолаковую, четыре тарелки, светильник, бальзамарий римского периода, браслеты, колечки, сережки, части украшений к одежде, бусы и другие изделия античного периода, которые, согласно выводу экспертов, были выкопаны из могильников и являются археологическими ценностями. Злоумышленники нынче не пренебрегают ничем — раскапывают курганы, могилы на военных кладбищах, рушат склепы. Хотя эти задержанные оказались просто перекупщиками.

Еще одна большая проблема для Украины (правоохранителей в частности) — кража культурных ценностей… под водой. Специалистами Департамента подводного наследия ситуация характеризуется как «неконтролируемая, кризисная, с тенденцией увеличения количества нарушений действующего законодательства». Нечеткое определение юридического статуса военной техники определенной эпохи спровоцировало значительный рост спроса на подводные «сокровища» среди частных коллекционеров. Поэтому почти каждый зарегистрированный региональными пограничными заставами выход в море парусно-моторных частных яхт и водолазных ботов в квадраты размещения объектов сопровождается обязательным подъемом фрагментов этих памятников.

Информация к размышлению. Установлено, что 92% случаев разрушения исторических объектов приходится на Черноморский бассейн (АРК — 79%, Одесская обл. — 7%, Николаевская обл. — 4%, Херсонская обл. — 3%).

Но вернемся из «подземелий» и «подводных царств» на грешную землю. Помните, как обсуждалось нападение на квартиру известной художницы Марии Приймаченко? Картины вернули, но преступников задержать так и не удалось. По версии средств массовой информации, «на дело» шла целая «бригада», которая работала на заказ и занималась сугубо «культурой». Эта группка исполнителей включала пять человек, и действовали они по наводке.

Показателен и другой случай — более давний. Еще в конце 90-х годов из библиотеки Вернадского «умыкнули» ценную книгу Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер». Известно, что во всем мире было выпущено 200 экземпляров этой книги, сейчас же осталось лишь двадцать. После кражи два года было затишье, а потом правоохранители вышли на след двух грабителей. Преступники отделались незначительным наказанием, хотя им самим удалось продать эту книгу в Германию за двести тысяч марок.

И еще один случай. Прошлой осенью в Народном мемориально-художественном музее имени Решетникова, расположенном в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области, украли семь картин. Неизвестный, разбив оконное стекло и открыв замок на решетке (ключ находился в замке), проник в помещение музея. Охрана музея, конечно же, не осуществлялась.

Таких примеров множество: «Украинский пейзаж» Репина в Тернополе, 33 работы украинских художников в Яготине, «Морской пейзаж» Айвазовского в Одессе…

Как вывозят и реализуют похищенные полотна? Ведь это не иголка в стогу сена. Элементарно, Ватсон… Существует как дипломатический путь, когда оригинал выдается за копию, так и простой способ — «подальше запрятать». В России был случай, когда проскользнула информация о том, что должны транспортировать большую партию антиквариата. Правоохранители не растерялись — и отцепили вагон, затем отправили его в тупик, разобрали буквально до колес и… нашли — все.

Стражей в погонах радует хотя бы то, что пока можно быть спокойными за национальные музеи Украины. Оттуда тревожных сигналов пока не поступает — с сигнализацией все в порядке. Но все же…

Давно циркулирует информация, будто запасники наших музеев «худеют», а некоторые картины всплывают в разных местах, в том числе и за границей. Как говорится, не Эрмитажем единым… Впрочем, эта тема требует отдельного разговора — пока же все на уровне версий.

Некоторые сотрудники МВД также уточняют, что в борьбе с кражами антиквариата во многом переоценена значимость структуры с таким громким названием, как НЦБ (национальное центральное бюро) Интерпола в Украине. На самом деле это «большая канцелярия», которая занимается пересылкой документов, ориентированием о случаях хищения предметов антиквариата. Например, украдена та или иная картина. Опер или следователь заполняет информационно-поисковую карточку, затем отправляет ее в МВД. Тамошние сотрудники все это обрабатывают, заносят в базу данных, заполняют еще одну карточку, только насыщенную деталями, и выставляют ее в Интерпол. Там информация каждые полгода обновляется, и пока преступление не раскроют, ее не изымают (это касается только украинского НЦБ Интерпола).

Но по информации Генерального секретариата Интерпола, к сожалению, пока удается найти и вернуть не больше 10% заявленного в розыск.

«Налетай, торопись…»

Самыми ценными иконами, по мнению специалистов этой отрасли, считаются работы XVII—XVIII веков. Но это все же большая редкость. В основном выставляется церковная живопись XIX века. За краденую икону перекупщик может заплатить лишь 100 гривен (а вдруг паленая?). Но уже на рынке эту же, может даже «паленую», икону (учитывая то, что никакого каталога и описи имущества не прилагается) можно продать даже за сто долларов. Арифметика проста: реальный навар составляет 400 гривен. Но кто будет везти по одной иконе? Лучше продать сразу десять, и соответственно навар — 4000 гривен.

А вот подземные ценности стоят на порядок дороже. Например, древняя амфора (если целая) потянет на двести долларов. Такой же экземпляр, но с клеймом мастера — в десять раз дороже!

Нашим правоохранителям однажды удалось задержать таких вот «черных» археологов и изъять у них подземного добра на… 25 тыс. долларов! А если представить, скольких задержать не удалось…

«Боевые сводки»

По состоянию на первый квартал 2007 года, в Украине на госучете пребывает свыше 130 тысяч исторических и культурных памятников, из них археологии — 57 206 (в том числе национального значения — 418), монументального искусства — 5926 (национального значения — 44), архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и ландшафтных — 16 797 (национального значения — 3541).

Функционирует более 60 историко-культурных заповедников, в состав которых входят комплексы памятников, имеющие особенную культурную ценность, 13 из них имеют статус национальных.

В общей сложности в Украине из 534 музейных заведений, где сохраняются самые ценные исторические и культурные памятники, 248 (46,4%) охраняются подразделениями ГСО при МВД Украины.

Согласно некоторым данным, наибольшее количество преступных посягательств на культурные раритеты было совершено на протяжении 1993—1994 годов. В этот период за год совершалось от 300 до 350 преступлений! Затем оперативная ситуация несколько стабилизировалась. К началу 2000-х отмечается определенное снижение динамики преступлений на художественной ниве (в среднем до 200—250). За первый квартал 2007 года совершено 27 краж из культовых сооружений. Установлены лица, которые совершили 19 преступлений. Зарегистрировано 23 кражи антиквариата из квартир. В 2005-м совершено 79 хищений из культовых сооружений, а раскрыто на этом духовном участке только 15 преступлений.

Екатерина Константинова, ЗН

Читайте также: