Ежегодно с началом сезона отпусков резко возрастает количество автокраж. Ведь в массовом потоке отдыхающих, которые едут в разные концы страны, угнанному автомобилю легче раствориться – на дорогах очень много машин с номерными знаками разных регионов. Угонщики на тропе войны
Известно, что в Украине ежегодно угоняют до семи тысяч машин. По данным Интерпола, объем нелегального бизнеса, связанного с крадеными автомобилями, оценивается приблизительно в 21 млрд. долларов в год. Каждые 10–20 секунд современные, но отнюдь не бескорыстные деточкины похищают машину. И это несмотря на новейшие разработки специалистов в сфере автобезопасности.
Согласно статистике, каждый десятый владелец машины является потенциальной жертвой угонщиков. Чаще всего злоумышленники угоняют отечественные автомобили, поскольку их хозяева уделяют средствам защиты недостаточно внимания. Иномарки воруют реже. Во-первых, автомобилей иностранного производства на дорогах все-таки меньше, чем отечественных. Во-вторых, нашу машину проще открыть, и на угон требуется гораздо меньше времени и средств. Ведь человек, который может позволить себе приобрести дорогой импортный автомобиль, не поскупится и на затраты по его охране. А кто станет тратить деньги на установку дорогостоящей сигнализации на российскую «Ладу», если стоимость охранной системы не намного ниже стоимости самого автомобиля?
По годам выпуска наиболее часто угоняемые авто можно выстроить следующим образом: на первом месте машины, выпущенные с 1980-го по 1989 год, на втором – с 1961-го по 1979 год. Новые, чей год «рождения» приходится на конец 90-х – начало 2000-х, крадут очень редко. Скорее всего, причина в том, что эти железные кони оснащены более современными противоугонными средствами, замками и сигнализацией.
Чтобы обезопасить себя от потери машины, важно знать, как и что сегодня похищают.
Вариант первый: похищение по заказу. Работают профессионалы, предотвратить кражу очень трудно, вернуть машину практически невозможно. По заказу угоняют в основном автомобили премиум-класса. Кстати, заказчиками в таких случаях чаще всего выступают те… у кого уже украли аналогичный автомобиль. То есть под документы, например, похищенной накануне Audi А8 стоимостью 130 тыс. долларов подыскивается идентичная, за которую похитителям придется заплатить всего 20–25 тыс. «зеленых» за доставку.
Вариант второй, классический: угоняют, чтобы продать целиком или на запчасти. Вариант третий: покататься. Вариант четвертый, довольно популярный сегодня: для возврата за вознаграждение.
Угонщику даже не нужен ключ зажигания. Замок взламывается при помощи специальной отмычки из титана. Часто преступники выслеживают хозяина и его машину. Изучают все секреты: как тот закрывает авто, где оставляет, какой тип сигнализации использует и так далее. По дорогим «Лексусам», «Мерседесам» воры работают командами. Ключ от иномарки могут вытащить из кармана в толкучке супермаркета и сделать дубликат. С помощью наблюдения специалисты устанавливают систему сигнализации, которой оснащен автомобиль, и придумывают схему ее «обхода». Однажды преступники, получив заказ на дорогой «мерс» с индивидуальным ключом зажигания, не пожалели времени на то, чтобы заказать копию в США. Также ворам известны и специфические особенности разных моделей. К примеру, джипы марки «Лексус» имеют слабое звено: если выбить заднее ветровое стекло, сигнализация не сработает.
У профессионалов есть масса способов нейтрализовать «пищалку», чтобы она не включилась в момент взлома. Один из простейших – облить капот валерьянкой. Когда коты со всей округи соберутся на вашей машине, а соседи начнут проклинать и вашу сигнализацию, и вас вместе с ней, ничего другого не останется, как отключить ее и тем самым дать угонщикам зеленый свет.
В связи с участившимися в последние недели угонами автомобилей премиум-класса сотрудники ГАИ обратились к владельцам подобных иномарок с призывом оснастить свои машины спутниковыми противоугонными системами, которые обязательно должны быть интегрированы с дежурными частями ГАИ. Лишь в этом случае, по мнению гаишников, владелец дорогого автомобиля может быть уверен, что его «железный конь» не исчезнет бесследно.
Двор или стоянка?
Если машина входит в десятку самых угоняемых, то и защищать ее нужно серьезно, применяя несколько степеней защиты. Стоимость таких систем колеблется от 2,5 до 3 тысяч долларов. Существуют и более дешевые комплексы ценой в 800–1000 долларов.
Как это ни странно звучит, но очень часто на преступление угонщиков провоцируют сами владельцы. Большая часть хищений совершается возле магазинов, рынков и у обочин дорог. Отсюда напрашивается логический вывод: лучше всего оставлять автомобиль на охраняемой территории.
Но обеспечит ли платная стоянка защиту от всех бед? В соответствии с Правилами хранения транспортных средств, автостоянка гарантирует сохранность машин, принятых на хранение, а в случае их исчезновения, разукомплектования или повреждения несет за это ответственность. Согласно ст. 950 Гражданского кодекса Украины, за утрату или порчу автомобиля администрация стоянки отвечает на общих основаниях. То есть в случае исчезновения возмещает стоимость автомобиля, а при повреждении – сумму причиненного ущерба.
Поставив автомобиль на стоянку, потребуйте (согласно ст. 977 Гражданского кодекса Украины) квитанцию, содержащую все необходимые данные, если не с подписью охранника, то хотя бы с печатью автостоянки (желательно и то и другое). Только в этом случае можно будет хоть что-то доказать и в дальнейшем рассчитывать на компенсацию ущерба.
Если автомобиль таки был угнан с охраняемой стоянки, владельцу необходимо составить заявление в двух экземплярах на имя администрации стоянки, изложив обстоятельства дела и свои претензии. Далее – обратиться в милицию с заявлением о краже машины.
Довольно часто угнанные транспортные средства покупают законопослушные граждане, которые в конечном итоге остаются внакладе: теряют и машину, и деньги.
Многие приобретают автомобили по доверенности – так проще и быстрее купить машину. Однако это довольно рискованно. Может так случиться, что, когда закончится срок доверенности и владелец придет в МРЭО регистрировать автомобиль, там выяснится, что он был угнан. Поэтому, дабы не попасть впросак, от покупки автомобиля по доверенности лучше отказаться. Угонщики используют эту хитрость достаточно давно, ведь нотариус фактически не несет никакой ответственности за документ, который он выдает. Если же возникла необходимость купить машину по доверенности, рекомендуем не экономить на экспертизе. Обращайтесь в МРЭО – пусть машину внимательно осмотрят и проверят, не числится ли она в угоне. Экспертиза обойдется вам максимум в 100 с лишним гривен. Только после этого следует принимать решение: покупать автомобиль или нет.