На украинских дорогах – война: людей убивают купленные права

С января в автокатастрофах погибло свыше трех тысяч жителей Украины. Почти на треть больше, чем год назад. Почему? Всплеск аварий на дорогах Украины можно назвать небывалым. Только за прошлую неделю в дорожных катастрофах погибли 20 (!) человек. Одно из самых трагичных ДТП в этой кровавой серии случилось 1 июня на Житомирщине. Молодой водитель, управлявший «Жигулями», вдруг вырулил на встречную полосу и врезался в «Фиат». В результате погиб сам, а вместе с ним – двое молодых людей. Еще пятеро попали в больницу. У погибшего водителя «Жигулей» не нашли ни прав, ни документов на машину – не исключено, что авто он взял покататься у знакомых. При этом умение управлять машиной, наверняка, оставляло желать лучшего…

Если просмотреть статистику ГАИ за последние несколько лет, выходит, что с каждым годом количество аварий на дорогах страны неуклонно растет на 5–6%. Разница между первым полугодием 2006-го и 2007-го попросту шокирует. В этом году в ДТП в Украине погибли 3032 человека, из них 163 в Киеве. Для сравнения: за тот же период 2006-го – 2307 погибших. Из них – 131 человек погиб в авариях на дорогах столицы. Согласно подсчетам украинских социологов, каждые 16 минут на дорогах страны происходят аварии. Каждые два часа в них кто-то погибает. Чем не война?

Людей убивают купленные права

По словам Василия Зайченко, начальника Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения (НЦБДД), основной причиной взлета аварийности остается повальный рост количества машин при неуклонно снижающейся культуре вождения. Ведь ни для кого не секрет, что в наше время купить водительские права не составляет особых проблем. Многие так и делают. В ежесуточных милицейских сводках львиная доля причин ДТП приходится как раз на «выехал на встречную полосу» либо «не справился с управлением». Если человек не владеет элементарными приемами вождения да еще и разгоняет машину до 100 км/ч – он попросту убийца.

Если взять пассажирские перевозки, то основной причиной гибели людей зачастую становится преступная халатность самих перевозчиков, не организующих должным образом медицинский и технический осмотр водителей. С начала года в сфере пассажирских перевозок произошло 850 аварий, травмировано 1414 человек, 121 человек погиб. При этом были случаи, которые шокировали даже бывалых гаишников. К примеру, «Газета…» недавно писала про вопиющий инцидент, когда из Винницы пьяный водитель привез группу школьников – и собирался катать их по Киеву на протяжении целого дня. К счастью, выпивоху из турбюро вовремя вычислили и от управления школьным автобусом отстранили. Немало аварий с маршрутками происходит из-за того, что водитель работает сверх нормы без отдыха да еще и выполняет функцию кондуктора. Бывало, что городские маршрутки, переполненные людьми, разбивались, потому что ими управляли люди, вообще не имеющие разрешения на перевозку пассажиров. Одна из последних таких аварий произошла 6 июня на Московском мосту. Тогда в столкновении фальшивой маршрутки с «Опелем» пострадало 19 человек, и только чудом никто не погиб.

Особняком среди причин гибели людей на дорогах стоит вождение в нетрезвом состоянии. Гаишники утверждают, что из-за пьяных водителей гибнет людей гораздо больше, чем от рук пеших убийц. Отдельной статьей можно выделить поведение на дорогах доморощенной «золотой молодежи», для которых правила дорожного движения – дремучий лес. Немало людей гибнет на дорогах из-за собственной беспечности – перебегают дорогу в неположенном месте, даже если до подземного перехода или зебры рукой подать.

Нужны коренные перемены в ГАИ

Передвижение по улицам города и автомагистралям превратилось в науку выживания. Правила люди нарушают сами, но куда же смотрит ГАИ? Инспекция пеняет на несовершенство законодательства, которое создает идеальные условия для нарушителей. Кстати, в Верховной Раде уже давно пылятся предложения Департамента ГАИ, как снизить аварийность – но народным избранникам все недосуг было их рассмотреть. А после роспуска парламента – тем более.

– Существующая система взыскания штрафов через суд настолько перегрузила судебные инстанции, что каждый второй нарушитель остается безнаказанным, – сетует Василий Зайченко, начальник Центра. – Сумма штрафов за разного рода нарушения за 6 месяцев 2007 года составила более 190 млн гривен. Из этих денег реально уплачено только 5 (!) млн гривен. К тому же у ГАИ нет реальных полномочий для временного задержания нарушителей и запрета эксплуатации транспорта, скажем, маршруток без надлежащего пакета документов.

По словам специалистов Центра безопасности дорожного движения, чтобы избежать коррумпированности гаишников, штрафы нарушители могли бы платить в банки. Но при такой либеральной модели нужно законодательно закрепить эффективный механизм влияния на нерадивых водителей в случае несвоевременной оплаты. Среди возможных вариантов: временно задерживать авто на штрафплощадке, на время изымать права… Также важно создать единый автоматизированный реестр водителей автотранспорта. В стране около 15 млн людей с правами и примерно 10 млн зарегистрированных транспортных средств. Информацию о них нужно свести в единую систему, которая будет удобна не только для ГАИ, но и для страховых компаний. Оформляя полис, страховщик будет видеть, кто перед ним: автовладелец, у которого пять ДТП за полгода, или человек, за 20 лет ни разу ничего не нарушивший. Так давно работает вся Европа. Однако на Западе частью такой компьютерной системы служат видеокамеры на перекрестках. Каждое нарушение фиксируется неподкупным «оком» камеры и автоматически пересылается в компьютерную базу данных. Все происходит без участия гаишников, а значит, исключается сама возможность взятки. Минимальная потребность в таких устройствах на Украине – около 1300 штук, из них 100 для Киева.

Система обучения водителей устарела

Нужны радикальные реформы не только системы штрафов, но и самой методики обучения водительского мастерства.

– Сейчас многие автошколы готовят водителей еще по советской программе. В ней много внимания уделяется изучению строения автомобиля – сейчас это не так нужно. На сегодня основной акцент надо сделать на изучении правил дорожного движения, и главное – как можно больше часов практики. За городом, в городе, в условиях реального движения, в ночное время, а также экстремальное вождение – чтобы водитель знал, как в непредвиденной ситуации на скорости 100 км/ч обойти внезапно появившееся препятствие. И, конечно, разделять любительские и профессиональные права. А то сейчас получил человек категорию «В» и пошел работать таксистом, а к нему в машину сесть страшно, – подытожил Зайченко.

Работа по профилактике аварий должна начинаться еще в школе. Уже садясь за руль велосипеда, ребенок становится полноправным участником дорожного движения.

Денис ЗАХАРЧУК, Андрей ТКАЧ, «Газета по-киевски»

Читайте также: