Аттестат наглости

Даже не закончив школу, оказывается, можно претендовать на получение высшего образования. Как? Да очень просто! Достаточно лишь купить поддельный аттестат и сдать его в приемную комиссию. Корреспондент “МК” приобрел поддельный документ в переходе метро и попробовал стать абитуриентом трех московских вузов. Рынок поддельных документов об образовании пестрит как качественно подделанными ксивами, так и примитивными самоделками. Аттестат можно заказать по Интернету, купить на улице или в метро. 5 тысяч рублей стоит самый дешевый “документ”. Более “престижные” подделки, датированные, правда, прошлым годом, обойдутся дороже — аж в шестнадцать тысяч рублей. Аттестат за текущий год, согласно проведенным “МК” маркетинговым исследованиям, стоит от 20 до 40 тысяч.

Я решила обойтись “малой кровью” — купить псевдоаттестат за 5 тысяч, тем более что это оказалось проще простого: не надо никуда звонить, выяснять условия… Торговцы такими корочками стоят едва ли не на каждом углу или в переходах метро.

Своих продавцов — двух дам неопределенного возраста, которые, держа в руках таблички “аттестаты, дипломы”, со скучающим видом ждали покупателей, — я нашла на станции “Киевская”. Моему появлению, как мне показалось, дамы были совсем не удивлены и не прыгали от счастья в предвкушении скорой наживы. Видимо, бизнес давно поставлен на поток, и очередной клиент трепета отнюдь не вызывает.

— Мне нужен школьный аттестат, — заговорщицки прошептала я.

— Без проблем, за 2006 год пойдет? — скрипучим голосом протянула одна из женщин и, получив мое согласие, обозначила цену: — Тогда две тысячи рублей за чистый бланк и еще три за оформление.

Оказывается, для того чтобы получить поддельный аттестат, надо пройти через целую цепочку мошенников.

Сначала оплачиваешь пустой бланк, потом получаешь телефон человека, который “все оформит должным образом”. По словам ушлых фальшиводипломниц, оформление займет максимум два дня. При этом никто не дает клиенту никаких гарантий — женщины могут спокойно уйти с деньгами, оставив горе-выпускника ни с чем.

“Мы тут уже 15 лет стоим, и никто никогда не жаловался! С нашими аттестатами люди даже в милицию идут работать” — так Тамара Николаевна, одна из продавщиц фальшака, рекламировала надежность своего дела.

Сделка совершилась. Я отдала аванс в две тысячи редакционных рублей.

Вечером того же дня я позвонила по телефону, полученному от продавцов после предоплаты. С Галиной Владимировной (так представилась собеседница на том конце трубке) мы встретились на “Белорусской”.

— Деточка, не волнуйся, я все оформлю по высшему разряду! — пропела Галина Владимировна.

Мои вопросы типа: “А подписи? Печати? Как это все?..” — дама пресекла на корню: “У тебя будет качественный аттестат! Лучше настоящего!”

* * *

Галина Владимировна позвонила мне на следующий день. “Все готово, приезжай на “Белорусскую” с деньгами”, — прошелестел в трубку знакомый голос с малоросским акцентом. Как Марья-искусница соткала ковер за ночь, так же за одну ночь мне смастерили аттестат, красноречиво свидетельствующий о десяти годах обучения.

Ксива оказалась очень похожей на настоящий документ. Такой же мутно-зеленый бланк, синий герб на обложке.

Каллиграфическим почерком было написано мое имя и то, что в 2006 году я окончила некую московскую школу.

Табель с оценками прилагался. Оценки — “четверки”, “пятерки”, несколько “троечек” для скромности. Печать школы проставлена очень четко и ровно там, где ей и полагается быть.

— А что тут настоящее, а что “липовое”? — наивно спросила я, рассматривая свой новоиспеченный аттестат.

— Бланк, конечно, поддельный, — призналась Галина Владимировна, — а печать школы настоящая, и сама школа абсолютно реальная, московская.

На том и распрощались.

Интереса ради я решила сравнить купленный в переходе аттестат с теми, что предлагают в Интернете. Нашла один сайт с прекрасным дизайном и европейским подходом к клиенту: на главной странице вывешены десять аргументов “почему вы должны купить аттестат именно у нас” — надо сказать, впечатляет. Не хочешь, а купишь.

Я позвонила по указанному на сайте номеру.

— Здравствуйте, мне нужен аттестат за 2006 год.

— Без проблем. Семнадцать тысяч.

— Почему так дорого? Мне в переходе предлагали за пять тысяч! — деланно возмутилась я.

— В метро продается всякая ерунда. У нас же качественная подделка. Наши аттестаты выполнены на настоящих бланках. И печати у нас хорошие. На глаз его не сможет отличить даже специалист.

* * *

Специалист, вопреки прогнозам продавцов “липы”, фальшивку распознал сразу.

— Ну тут и за лупу браться не надо, — едва взяв в руки “корочку”, заключил генеральный директор ФГУ “Интеробразование” (это учреждение при Минобрнауки осуществляют в том числе и провероки подлинности документов об образовании) Алексей Быков. — Вот смотрите: во-первых, в табеле оценок отсутствует региональный стандарт — в вашем случае это предмет москвоведение. Во-вторых, нет такого предмета, как иностранный язык. Есть английский язык, немецкий язык… Но и это еще не все, — с этими словами г-н Быков взял в руки маленькую ультрафиолетовую лампочку и направил луч на аттестат. — Видите, “волоски” в ультрафиолете не светятся… Дальше продолжать?..

По словам Быкова, существует определенная инструкция, выданная Гознаком, опираясь на которую можно определить подлинность документа об образовании. Параметры проверки регулярно меняются, и фальшиводипломщики об этих изменениях не знают. По крайней мере, не должны знать.

— Работники приемных комиссий вузов обязаны иметь новый вариант инструкции. По некоторым признакам они все же могут определить самостоятельно, подделка перед ними или нет, — считает Алексей Быков.

— То есть с точностью говорить о подлинности аттестата приемная комиссия не может?

— Официальное заключение могут дать только эксперты. А приемная комиссия может только визуально осмотреть аттестат на предмет правок, исправлений, подчисток, свечения в ультрафиолете, посмотреть цветовую гамму… Во многих случаях подделки выявляются уже на этом этапе проверки.

— Что следует предпринять работникам вуза, если у них возникают сомнения по поводу аттестата?

— Лучше как можно быстрее обратиться к экспертам, которые дадут официальное заключение.

Профессионал разоблачил мой аттестат в течение нескольких секунд. А вот читали ли инструкцию по определению подлинности аттестата члены приемных комиссий?..

* * *

Для эксперимента мы выбрали три государственных вуза, вполне уважаемых.

В Московском государственном лингвистическом университете на мой аттестат взглянули лишь мельком — и сразу перешли к делу.

— Идите к секретарю, снимите копию и заверьте ее.

Я подошла к столику. “Цену за заверение знаете? 200 рублей”, — с этими словами у меня взяли аттестат, сняли с него копию и поставили на нее печать университета. Все — дорога к вступительным экзаменам открыта.

В Московском государственном университете печати все прошло по похожему сценарию. Девушка-студентка, заверявшая документы, быстро сверила копию и “подлинник” и поставила на копии печать. Теперь осталось только сдать документы и получить расписку. Студентка, которая работала с моим заявлением, посмотрела на мой аттестат, повертела его в руках секунды три и отложила его в сторону. Через минуту у меня в руках была расписка, служащая пропуском на экзамен. В расписке был указан номер аттестата.

А вот в Московском государственном гуманитарном университете им. Шолохова мой аттестат, судя по всему, вызвал серьезные подозрения. Член приемной комиссии, молоденькая студентка, внимательно вглядываясь в бланк, пробурчала: “Что-то аттестатик у вас желтоватый”, — и понесла его к ультрафиолетовой лампе. В аттестате, естественно, ничего не переливалось из того, что должно было переливаться.

Девушка позвала на помощь молодого аспиранта.

— Табель с оценками вроде настоящий. Да и здесь чего-то переливается. Нет, вроде бы все в порядке, — задумчиво протянул парень, рассматривая мою корочку под ультрафиолетом.

— Что это здесь такое? — за моей спиной возник пожилой профессор, который заинтересовался шумихой.

“Приехали…” — подумала я, уже готовясь объяснять работникам вуза суть редакционного эксперимента.

Профессор поднес псевдоаттестат к ультрафиолету:

— Тут у вас пятна какие-то странные…

— Конечно, он у меня ведь год пролежал, ну и заляпался. Я вообще неряха… — я попыталась, пусть и не очень убедительно, оправдаться.

— Зато вы самокритичны. Не переживайте, найдется мужчина, который научит вас аккуратности, — профессор протянул мне аттестат и пожелал удачи на вступительных.

Расписку мне выдали, на экзамен пригласили.

* * *

Легче всего проверить подлинность аттестата, связавшись со школой. Ее номер указан в документе.

Я позвонила в школу, которую якобы закончила в 2006 году. Директор, назовем ее Ольгой Владимировной, просто опешила, узнав, что аттестатами с печатями ее школы торгуют в переходе.

— Этого не может быть! Приезжайте, разберемся!

Ольга Владимировна показала мне отчеты об аттестатах, выданных выпускникам в 2006 году. Все аттестаты были серии “Б”. У меня же — серия “А”.

Печать школы тоже оказалась “липой”. У меня в аттестате стоят абсолютно другие цифры и аббревиатуры, другой ОГРН (основной государственный регистрационный номер). Единственное, что совпадает в печатях, — номер школы.

Само собой, и подпись директора оказалась не настоящей. Ольга Владимировна показала мне свою подпись — обычная закорючка. На моей же корочке изображен размашистый автограф. Более того, продавцы “липы” умудрились переврать даже инициалы Ольги Владимировны.

— Представить себе не могу, почему мошенники выбрали именно мою школу, — сокрушалась директор.

* * *

Интересные у нас получились результаты эксперимента: во всех трех государственных вузах подделку низкого качества приняли за чистую монету. Даже засомневавшись в подлинности документа, работники вуза так и не смогли подтвердить свои подозрения. И кто-то этим, естественно, пользуется.

— Сейчас более 70 тысяч сайтов (!) предлагают приобрести поддельные документы. Индустрия фальшивок настолько развита, что, выходит, и правда можно не учиться, — рассказал мне Алексей Быков.

Спрос порождает предложение. А судя по количеству предложений он еще велик.

Айгуль Тухватуллина, «Московский комсомолец»

You may also like...