С наступлением лета большинство студентов начинают задумываться о том, где бы заработать денег, чтобы нескучно провести время. Способов заработка – масса. Нужно хотя бы заглянуть в любую рекламную газету – раздел “Работа”. Методом проб и ошибок, отфильтровав явную липу информационных агентств и предложений по сетевому маркетингу, можно найти более или менее серьезную работу от подсобного рабочего до менеджера (кстати, тоже не сахар) либо системного администратора в Интернет-клубе. Но работа работе рознь… Дело в зарплате.
В одну из контор, телефонами которых пестрят рекламные объявления, пришлось наведаться некоему студенту, который и поведал эту историю.Обычное объявление: “Фирме требуется продавец-консультант,
тел.:…”. Дверь (почему-то без вывески и прочих опознавательных знаков) ведет в простенький офис – стол (видимо, начальства) да четыре стула. Такой офис можно снять на день, на час, убраться из него за считанные минуты. После заполнения анкеты молодой человек, представившийся Максимом, в нескольких словах разъяснил четверым потенциальным работникам суть их будущей деятельности: фирма занимается продажей бытовых приборов – фены, миксеры, наборы кухонных ножей и прочих полезных в хозяйстве предметов. При поступлении заказа водитель на легковушке отвозит продавца-консультанта с товаром по месту требования, продавец вручает заказанный товар и принимает деньги. Заработок в процентах – и в среднем составляет 40-50 у.е. в неделю. Просто, быстро, доходно. Попробуем?
Правда, прочитав анкету одного из претендентов и выяснив, что тот работает в милиции, но ищет работу поприбыльней, Максим вежливо с ним попрощался, сказав, что в ближайшие дни, возможно, ему перезвонит. А остальным пояснил, что все нюансы более подробно они узнают на стажировке.
И вот на следующий день наш стажер с еще тремя “коллегами-работниками”, которым на вид не было и двадцати лет (как потом выяснилось, старше 23 лет в эту фирму на работу и не берут), погрузились в машину и отправились в сторону Волчанска. Компания подобралась веселая – шутки, приколы, и т.п., в общем, доехали и в самом деле нескучно. Проезжая село N, одна из девчонок (Лена) предложила поработать здесь, но паренек, сидевший рядом, возразил ей, мол, “эта точка уже пробита”. Слово за слово, выяснилось, что вся работа сводится к тому, чтобы “впарить” обывателю так называемый рихейдж. Или попросту – набор дешевой бытовой техники. И для достижения этой цели хороши любые средства.
Вот как это происходит. Приехав в “непробитое” село (где продавцы еще не побывали), экипаж машины, захватив по одному набору-рихейджу (кстати, варианты перевода слова rehash – переделка, повтор, может, подделка), рассредоточились по одному на улице. Постучавшись в дом, продавец зачитывает хозяину “спич” или “пинч” на жаргоне, краткое содержание которого смотрите ниже.
А теперь давайте взглянем на эту картину со стороны обычного сельского жителя. Вы открываете дверь, на пороге – девушка или парень с доброжелательной, жизнерадостной улыбкой приветствует вас и информирует, что в ближайшую субботу в таком-то магазине, по такому-то адресу (может быть назван любой магазин) открывается новый отдел бытовой техники. В связи с этим наша фирма проводит рекламную акцию, в ходе которой в различных поселках выбирается одна или две семьи, которые случайно оказались дома – вот как вы! – и им совершенно бесплатно, на льготных, рекламных условиях в качестве подарка вручается комплект высококачественной бытовой техники (тот самый рихейдж) от ведущих мировых производителей. В него входит набор кухонных ножей какой-либо известной фирмы, которые в магазине стоят 35 у.е. (на Барабашовском рынке такой же набор – 35-40 грн.), замечательный утюг фирмы “Браун” (“Занусси”) стоимостью 80 у.е. (на Барабашова – 70-90 грн.), чайник – 50 у.е. (50-60 грн.) и чудо-прибор – панацея от всех болезней “биоэфференцессор”, излечивающий более 120 заболеваний (артрит, артроз, и далее по алфавиту), работает на двух циркониевых пластинах, которые преобразуют электроток в биотоки человека (!), стоимостью 115 у.е. (обычный вибромассажер “made in Барабашова” за 20-30 грн.). Но всей этой суммы вы не оплачиваете, держите – это вам! Далее – психологический момент. Пара вопросов: “Понравились ли вам наши вещи? Что больше всего? Независимо от того, что больше понравилось, все это остается у вас! От нашего руководства будут только две небольшие просьбы. Первая: пользоваться приборами и убеждаться в их качестве. И вторая. Поскольку мы фирма неторговая, доставкой занимается фирма “Вега+”, которая и выдвигает вторую просьбу. Эта фирма согласилась оплатить 50% стоимости доставки вещей, и вам остается оплатить лишь остальные 50%, что составляет 450 гривен.
Далее следуют “добивки” – предложения, которые окончательно добивают клиента. Например: “Кроме того, вы становитесь участником беспроигрышной лотереи, которая будет проводиться в субботу в нашем магазине. Разыгрываются компьютер, мягкий уголок, телевизор, холодильник и т.п. Вы обязательно что-нибудь выиграете! Плюс дисконтная карта – 35-процентные скидки на все товары”.
Большинство обывателей, ошалев от подобной перспективы, с радостью оплачивают доставку (или горько сожалеют об упущенной возможности, если таких денег в бюджете не имеется), а счастливый “рекламный агент”, сдав лоху рихейдж, быстренько ретируется в поджидающую за углом машину. Разумеется, явившись по указанному адресу за причитающимися ему материальными благами, околпаченный гражданин встречает лишь недоумевающие взгляды работников магазина.
Как же оплачивается эта работа? Продавец получает из 450 гривен 180. Оставшиеся 270 грн. (за вычетом транспортных расходов и барыша хозяина “фирмы”) – это и есть реальная стоимость товара. Часто этот товар неисправен, забракован при предыдущей продаже, а то и имеет явно выраженные дефекты – дырку в центре подошвы утюга например.
Мораль сей басни такова: бесплатным сыр бывает только в мышеловке. Куда и попадают доверчивые обыватели. “Бойтесь данайцев, дары приносящих!”
Ну а студентам стоит сказать: в УК Украины подобная “работа” именуется мошенничеством. Делайте выводы, господа.
Алексей Лях, для “Вечерки”