Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Превышение служебных полномочий должностными лицами: квалификация преступлений

Превышение служебных полномочий должностными лицами: квалификация преступлений
Превышение служебных полномочий должностными лицами: квалификация преступлений

Превышение служебных полномочий – это уголовное преступление, которое в соответствии с законодательством Украины строго карается, вплоть до тюремного заключения. Для того, чтобы правильно квалифицировать этот вид правонарушений, нужно разобраться, кто такие должностные лица, что такое превышение власти и как правильно определять таких субъектов на практике. Поможет в этом портал Юристы.UA.

Кто такие должностные лица

Первое, с чем нужно разобраться в этом вопросе – кто такие должностные лица? В соответствии с Уголовным кодексом Украины должностное лицо – это:

Также по УКУ к должностным лицам приравнивают сотрудников, которые временно или на постоянной основе выполняют функции лиц, перечисленных выше.

Ни в одной из статей закон не даёт чёткого определения понятия «должностное лицо». Он выражает термин через перечень лиц, которые считаются частью этой категории. Чтобы лучше разобраться в этом термине, стоит обратиться к научно-практическим комментариям и Постановлением Пленума Верховного Суда.

Опираясь на сложившуюся практику, должностным лицом стоит считать человека, который владеет административно-хозяйственными, организационно-распорядительными обязанностями, временно или на постоянной основе.

Должность, которую занимает государственный служащий, определяет содержание его деятельности и правовое положение. От должности зависят объем, формы, методы участия государственного служащего в практическом осуществлении компетенции государственного органа, где он работает.

В то же время государственную службу следует рассматривать не как простую совокупность должностей государственных служащих, а как некую единую структуру, которая имеет свою соответствующую иерархию.

В ряде случаев в государственном органе есть только одна определенная должность (например, должность первого заместителя главы местной государственной администрации), а в других случаях может иметь место целый ряд аналогичных должностей (например, должности заместителей председателя местной государственной администрации).

Согласно ст. 2 Закона Украины “О государственной службе” должность – это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Законодательное определение понятия должности охватывает его характеристику с организационной и правовой точек зрения.

  1. В организационном аспекте должность характеризуется тем, что она устанавливается государством (компетентным органом), включается в штатное расписание (входит в единой номенклатуры должностей), является первичной единицей государственного органа или его аппарата, по которой закрепляется определенный круг полномочий, определяются, кроме штатного расписания , структурой органа и являются достаточно стабильными. Именно этим обусловлены роль и место лица, занимающего соответствующую должность в государственном органе и его аппарате.
  2. В правовом аспекте должность характеризуется полномочиями, кругом прав и обязанностей, которые закреплены за должности. Они устанавливаются нормативно-правовыми актами и является частью прав и обязанностей государственного органа.

И организационный и правовой аспекты должности связанные с личностью – государственным служащим, занимающий пост. Согласно его обязанности и права конкретизируются в нормативных документах, где, помимо функций и полномочий, закрепляются требования к лицу, претендующему на занятие должности (специальное образование, состояние здоровья, знание государственного языка и т.д.), уровень заработной платы, порядок зачисления , квалификационный ранг по должности и т. д.

Понятие превышения власти и полномочий

Превышение власти или служебных полномочий в законе описано намного детальнее, чем сам термин «должностное лицо». Описание этого понятие можно найти в статье 364 Уголовного кодекса.

В соответствии с УК Украины, превышение власти или служебных полномочий – это умышленные действия, которые совершены должностным лицом. Эти действия должны выходить за рамки прав и полномочий, которыми это лицо было наделено в связи с занимаемой должностью.

В результате должен быть нанесён вред охраняемым законом интересам или правам граждан, государства, юридических лиц или общественности.

Понятие превышения власти сложное, комплексное, поэтому его нужно разбирать поэлементно:

  1. Умышленное действие – то есть то, что человек сделал осознанно, понимая риски и то, что он наносит другим людям вред.
  2. Совершено должностным лицом – специальный субъект, иначе действия будут квалифицироваться по другой статье УК.
  3. Выходить за рамки прав и полномочий – эти действия не прописаны в трудовой инструкции и совершались не для исполнения предписанных законом обязанностей.
  4. Был нанесён вред правам и интересам – пострадали люди, либо создана ситуация, в которой граждане могли пострадать. Считается как вред физическим лицам, так и юридическим лицам или общественности.

Преступный характер действий должностного лица при превышении власти или служебных полномочий выражается в том, что должностное лицо совершает то или иное деяние по службе, которое не входит в его компетенцию.

Именно в этом заключается принципиальное отличие этого преступления от злоупотребления властью или служебными полномочиями, при котором должностное лицо в пределах его полномочий, определенных законом, использует их вопреки интересам службы.

В отличие от общего состава злоупотребления властью или служебным положением (ст. 364 УК Украины) превышение власти или служебных полномочий не может проявляться в бездействии. Его объективную сторону характеризует только совершение должностным лицом действия.

Судебная практика исходит из того, что как превышение полномочий квалифицируются:

  • совершение действий, которые относятся к компетенции высшего должностного лица данного ведомства или должностного лица другого ведомства;
  • совершение действий единолично, тогда как они могли быть осуществлены только коллегиальное;
  • совершение действий, которые разрешаются только в особых случаях, с особого разрешения и с особым порядком проведения. – при отсутствии этих условий;
  • совершение действий, которые никто не имеет права выполнять или разрешать.

Превышение власти или служебных полномочий образует состав преступления только в случае совершения должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий.

Возможны случаи, когда должностное лицо, хотя и выходит за пределы предоставленных ему полномочий, делает это в связи с чрезвычайными обстоятельствами, когда затягивание времени для получения специального разрешения повлекло бы тяжелые последствия.

Для применения ст. 365 необходимо, чтобы действия виновного должностного лица были обусловлены его служебным положением и находились в связи со служебными полномочиями в отношении потерпевшего.

При отсутствии такой связи действия виновного подлежат квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья личности, собственности, общественного порядка и нравственности и тому подобное.

Виды и формы

Превышение власти или служебных полномочий может быть разным. Вид и форма этого преступления зависит от субъектного и объектного состава. Например, превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа регулируется не статьёй 364 УК, а статьёй 365 Уголовного кодекса. В соответствии с законодательной базой Украины, можно выделить такие виды злоупотребления должностью:

  1. Преступление, совершённое сотрудником правоохранительного органа.
  2. Преступление, совершённое сотрудником лицами, которые предоставляют услуги публичного характера.
  3. Служебная подделка.
  4. Декларирование недостоверных данных.
  5. Служебная халатность.

Столкнувшись с явным превышением должностных обязанностей со стороны сотрудника полиции, о правонарушении нужно сообщить в надзорный орган — прокуратуру. Заявление подаётся при личном посещении или пересылается по почте с уведомлением о вручении.

Заявления допускается составлять в произвольной форме, но здесь обязательно должна соблюдаться такая структура заполнения:

  • название территориального органа, куда подаётся жалоба;
  • данные заявителя с указанием адреса фактического проживания и личных контактов;
  • наименование документа: заявление о совершённом преступлении;
  • изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке, с конкретным указанием нарушенных прав и последствий, которые повлекло за собой правонарушение.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Уголовно-правовая характеристика преступления – это набор формальных данных, которые отличают этот вид правонарушений от любых других. Если хотя бы один из признаков не совпадает с фактическими данными, то преступление нельзя считать таковым.

Уголовно-правовая характеристика состоит из:

  1. Субъекта преступления. Это должностное лицо. Считается специальным субъектом.
  2. Объект преступления. Общественные взаимоотношения, которые определяют правильность работы должностного лица.
  3. Субъективная сторона преступления. Должен быть умысле, который направлен на нарушение закона с осознанным негативным влиянием на чужие права и интересы.
  4. Объективная сторона преступления. Должно быть доказанное превышение власти или служебных полномочий.

Криминалистическая характеристика

Криминалистическая характеристика – это глубокий анализ всех положений дела, который позволяет признать факт правонарушения свершившимся определённым способом и в определённых обстоятельствах. Такой вид анализа строго системен, и требует комплексного подхода. Криминалистическая характеристика превышения служебных полномочий состоит из нескольких этапов:

  1. Личность преступника
    Только должностное лицо, которое постоянно или временно исполняет эти обязанности.
  2. Способы подготовки к преступлению
    Это могут быть переговоры с заинтересованными третьими лицами, в пользу которых будет совершаться нарушение (за вознаграждение). Также подготовкой к преступлению такого рода считается выжидание, сбор сведений и изъятие необходимых документов.
  3. Личность пострадавшего
    Это может быть физическое или юридическое лицо, или же общество в целом, если нанесённый вред нельзя конкретизировать и он нарушает права сразу группы лиц. Нужно указать, была ли у преступника цель навредить именно этому пострадавшему, или между субъектами связи нет.
  4. Предмет преступного посягательства
    Права и законные интересы людей, которые были нарушены для обогащения, власти или других личностных факторов.
  5. Обстановка совершения преступления
    Осуществлялось ли давление на субъектов, использовались ли обман, мошенничество, угрозы. Тут же нужно учесть, был ли преступник в здравом уме, когда совершал преступление, или имел место аффект, алкогольное или наркотическое опьянение. Учитывается также психоэмоциональное состояние сторон и мотив преступника.
  6. Последствия преступления
    Был ли нанесён реальный вред реальным субъектам. Даже если негативные последствия исключительно гипотетические, субъект всё равно понесёт наказание, потому что для этого вида преступлений действий, направленных на нарушение прав и интересов уже достаточно.

Превышение служебных полномочий – это одна из категорий коррупционных преступлений. С 2015 года в Украине законодатель начал относиться намного строже к этому виду правонарушений. Повышаются санкции, расширяется субъектная составляющая.

Состав преступления

В соответствии с Уголовным кодексом Украины, превышение власти или служебных полномочий – это преступление, которое выражается в определённом действии или комплексе действий, которые выходят за рамки полномочий сотрудника.

Эти действия должны быть умышленными, а также нести вред правам и законным интересам окружающих.

Состав преступления состоит из нескольких элементов:

  1. Субъект.
  2. Объект.
  3. Субъективная сторона.
  4. Объективная сторона.

Во время квалификации важно правильно оценивать субъектную составляющую. Превышение служебных полномочий государственным служащим и превышение служебных полномочий полицейским оцениваются по-разному, и регулируются разными статьями Уголовного кодекса Украины.

Деятельность представителей властных структур также строго регламентируется. Кроме того, она подвергается надзору со стороны прокуратуры. Превышением полномочий полицейским считается активный поступок:

  • выходящий за рамки инструкции;
  • наносящий вред гражданам, юрлицам или обществу.

К примеру, неправомерным суд признает использование сотрудником полиции оружия или специальных средств, если опасности в ситуации ни для кого не было. Стрелять офицер может в том случае, если гражданам или ему самому угрожает гибель (ранение).

Применение пистолета в отношении невооруженного лица – это явное превышение полицейским определенных полномочий.

В рамках УК рассматриваются такие поступки сотрудников полиции:

  • задержание гражданина на срок, превышающий положенный;
  • истребование с предприятия документов, не нужных для разбирательства;
  • силовое воздействие на человека при защите закона, если в этом не было необходимости;
  • принятие самовольно решения о проникновении в частную квартиру или иной объект.

Выполнение функций государства является квалифицирующим признаком уголовного проступка (увеличивает наказание). Сотрудник полиции выполняет обязанности правоохранительной системы, то есть государства.

Контроль превышения должностных полномочий

Превышение служебных полномочий – это категория, которая базируется на самих полномочиях. Они описываются в специальных законах, нормативно-правовых актах, должностных инструкциях и трудовых договорах, контрактах.

При выполнении заданий в области предотвращении коррупции контролируется соблюдение ограничений, определенных для государственных должностных лиц другими нормативными актами, обобщает и анализирует информацию о проведенных проверках, декларациях, поданных государственными должностными лицами, констатированных нарушениях при подаче деклараций и о несоблюдении ограничений и запретов, предусмотренных для государственных должностных лиц законом.

Для контроля деятельности должностных лиц предусмотрены следующие мероприятия:

  • проверяет декларации государственных должностных лиц в установленном законом объеме;
  • в рамках компетенции, определенной нормативными актами, проверяет, присутствуют ли в декларациях государственных должностных лиц (в определенных законом случаях – также бывших государственных должностных лиц) сведения, свидетельствующие о нарушении ограничений, установленных для государственных должностных лиц;
  • проверяет, не находятся ли государственные должностные лица при исполнении должностных обязанностей в условиях конфликта интересов и соблюдают установленные для них ограничения и запреты;
  • проверяет законность получения должностным лицом собственности, в том числе, финансовых средств, в случае необходимости предлагает компетентному учреждению провести проверку соответствия государственных доходов должностного лица и его родственников их расходам;
  • рассматривает заявления, жалобы и предложения физических и юридических лиц и дает свой ответ;
  • согласно компетенции, участвует в разработке и совершенствовании нормативных актов о вопросах предотвращения конфликтов интересов;
  • согласно своей компетенции, предоставляет пояснения государственным должностным лицам и другим лицам о применении норм закона, информирует об ограничениях и запретах, установленных законом для государственных должностных лиц, а также о порядке заполнения и подачи деклараций государственными должностными лицами.

Для того, чтобы найти доказательства совершённого преступления, следователю, прокурору или детективу необходимо:

  1. Найти нормативно-правовой акт, который регулирует полномочия и объём власти должностного лица.
  2. Подобрать соответствующую законодательную базу, которая указывает на то, что нарушитель может считаться особенным субъектом этого вида правонарушений.
  3. Сопоставить действия нарушителя с актом, который нормирует его деятельность. Определить, было ли расхождение с установленными рамками.
  4. Определить умысел потерпевшего. Его можно доказать через переписку, звонки, письма или же путём анализа его спланированных действий, попыток сокрытия преступления или его следов.

Источник: Юристы.UA 

Exit mobile version