Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Телефонные террористы-коллекторы. Как с этим бороться

Телефонные террористы-коллекторы. Как с этим бороться
Телефонные террористы-коллекторы. Как с этим бороться
Если вас необоснованно достают телефонные “террористы”-коллекторы, не теряйте спокойствия, шлите их “в том направлении” – вам за это ничего не будет.

Ни в коем случае не призываем вступать в ряды сообщества “долги платят только трусы” – в цивилизованном мире принято возвращать долги. Речь о том, когда ими, или даже без них, пытаются нагло шантажировать. В Украине после “банкопада” 2013-2017 годов, когда с рынка так или иначе ушли 96 банковских учреждений, образовался целый сегмент экономики так называемого внесудебного урегулирования безнадежной кредитной задолженности. А проще говоря, появился новый вид бизнеса – по “выбиванию” долгов, пишет Укринформ.

Согласно положению НБУ «О выведении неплатежеспособных банков с рынка», банк имеет право обратиться к третьим лицам – коллекторам, чтобы получить услуги по взысканию задолженности, освободив тем самым свои балансы от “токсичного” бремени. Более того, НБУ с 2016 года ужесточил требования к резервированию проблемных кредитов до 100% выданного кредита. Поэтому банки активно проводят детальный анализ клиентской базы, чтобы выявить проблемных должников и сформировать кредитные портфели для продажи их коллекторам. Пользуются услугами коллекторов также сервисные компании, имеющие тысячи договоров на обслуживание, и задолженность клиентов также.

Таким образом в последние годы в руки коллекторов перешли права требования на сотни миллионов гривень. Правда, не имея особого контроля со стороны государства, распоряжаются они этим правом иногда слишком специфически – не гнушаясь грязными методами и даже мошенничеством. Например, выдумывают “левые” поручительства, о которых человек ни сном, ни духом, “рисуют” овердрафты, штрафы, пени, проценты, которые в голову не придут. Как с этим бороться – читайте далее.

Жизнь в условиях света и тени

Практика продажи безнадежных долгов специализированным компаниям – довольно распространенное в мире явление. Используется она преимущественно в банковском секторе и в ситуации, когда процесс взыскания долга становится проблематичным и связанным с длительными и дорогостоящими процедурами.

Единственная законная функция коллекторов – это письменно напоминать должникам об остатке долга (а в случае неуплаты передавать дела в суд, чтобы получить долги государственными или частными судебными исполнителями). Но многие из коллекторов переступают эту грань. В отсутствие специального закона о регулировании коллекторской деятельности (сейчас коллекторы действуют на основе Гражданского, Хозяйственного кодекса, Законов Украины «О банках и банковской деятельности» и «О финансовых услугах»), 20-30% этого рынка, по разным оценкам, находятся в тени.

Поэтому можем слышать следующие истории.

Павел Т., киевлянин:

“Лет двадцать назад, я, как физическое лицо-предприниматель, имел открытый счет в банке “Финансы и Кредит”. Потом прекратил работать в статусе ФЛП, счет обнулил, считая, что банк его автоматически закроет за отсутствием движения средств (по Гражданскому Кодексу, если в течение трех лет подряд на счете отсутствует остаток денежных средств и не осуществляются операции по счету. — Авт.).

В 2015 году, как известно, банк обанкротился. И вот, начиная с прошлого года мне регулярно стали звонить лица, которые представлялись сотрудниками финансовой компании “Кредит-капитал”, и требовать уплатить какой-то долг – 400 гривен, который возник то как плата за обслуживание счета, то как овердрафт по карте – на том конце провода никак не могут определиться. Во-первых, никакого долга по этому счету я не признаю принципиально, а карточки у меня вообще никогда не было. Во-вторых, кто эти грубияны, которые на мою просьбу предоставить свои претензии в виде официального письма каждый раз или бросают трубку, или угрожают – прислать «специалистов», «опозорить перед детьми» и т. д.?”

Валерия Н., одесситка:

“Моя история с преследованиями со стороны коллекторов продолжается уже несколько месяцев. Я работаю завучем в школе. Одна из бывших коллег, которая уже несколько лет как рассчиталась, оказывается, когда-то давно брала кредит в кредитном союзе “Просто деньги”. Не рассчиталась. Коллекторы, которые представляются от имени этого союза, сначала поинтересовались, работал ли у нас такой человек, и получив подтверждение, теперь постоянно звонят на мой рабочий номер с требованием вернуть долг за коллегу – поскольку я, как оказалось, выступаю поручителем по ее кредиту. О чем я вообще даже не догадывалась!”

Кстати, давление через родственников, коллег, знакомых, а также приписывание им роли “поручителей” – очень распространенный метод психологического воздействия со стороны коллекторов. Подобная ситуация произошла с директором столичной СШ №148 Сергеем Горбачевым, когда от него требовали повлиять на учительницу, чтобы та оплатила долги сына.

В 2017 году странное письмо от коллекторов из компании Примоколлект получил также преподаватель Школы журналистики УКУ Отар Довженко. С печатью и подписью, распечатанными на цветном принтере. В письме значилось, что в 2014 году он взял кредит в 25 тысяч гривен в Дельтабанке. Со штрафами и процентами долг увеличился до 44 тысяч.

«В Дельтабанке мне показали копию документов человека, взявшего кредит. Но это был не я – совпадали имя и фамилия, но прописан этот человек был в другом месте, и, конечно, имел совсем другую внешность. Я сфотографировал все документы и радостно направил коллекторам письмо с доказательствами, что речь идет не про меня, а про другого должника. А получил в ответ копию обращения в полицию с требованием возбудить против меня уголовное дело. Без подписей. Если мне продолжат писать письма, придется пойти в полицию и писать заявление», – рассказал Отар журналистке Общественного Александре Черновой. Которая в свою очередь тоже получила «весточку» от коллекторов.

В сюжете для Общественного Александра подробно рассказывала как два месяца подряд дважды-трижды в день ей звонило Европейское агентство по возврату долгов. Речь шла о задолженности на кредитном счете в ликвидируемом банке «Финансы и кредит» на сумму 392 гривни, которую “должница” забыла оплатить якобы за обслуживание счета. Александра лично посетила офис компании, расположенный в Броварах, под Киевом, где получила вежливый комментарий о том, что компания работает исключительно в правовом поле. А все проблемы в общении с коллекторами, мол, от нежелания большинства людей признавать долги. (Просто интересный факт – согласно реестру, конечным бенефициаром Европейского агентства по возврату долгов является экс-глава НБУ Сергей Тигипко. – Авт.).

Вообще, в интернете сотни подобных историй с коллекторами. И не только в случае с банковскими кредитами. К услугам коллекторов прибегают и другие компании, имеющие широкую клиентскую базу и задолженность по сервисным договорам – коммунальщики, телекоммуникационщики и т.д.

Обычно коллекторы перекупают право требования задолженности по таким проблемным договорам, даже с мелкими суммами, максимум за 30% от реальной фактической задолженности. В чем же выгода? А в том, что совокупно права требования могут составлять сотни тысяч гривень! К тому же, коллекторы, получив права кредитора по договорам, начисляют максимально возможную пеню, штрафы, неустойки, упущенную выгоду, хоть это и незаконно.

Ведь статья 21 закона “О потребительском кредитовании” содержит прямые запреты начисления излишних процентов и пени. Например, пеня не может быть больше 15% кредита, а общая сумма начислений не может быть больше половины кредита. А дальше коллекторы приступают к запугиванию – судом, потерей имущества, даже здоровья и жизни (бывают и такие угрозы!). Если же из всей массы должников с перепугу заплатит хотя бы каждый третий – фирма в накладе не останется. Поэтому коллекторов интересуют именно те категории долгов, где должники оказываются наиболее пугливыми, неграмотными и доверчивыми.

А у нас все ходы записаны!”

Итак, советы, что делать, когда общение принимает характер откровенного издевательства. “В Украине существует стереотип по поводу этой профессии: просто не все коллекторы ведут себя правильно и корректно. То, насколько агрессивно они действуют, зависит от того, насколько им важна их репутация, и от законности деятельности, которую они проводят. На самом деле эти люди не так страшны, как мы их себе представляем. Скорее всего, они совсем не представляют опасности, если знать, как с ними правильно общаться”, – отметила начальник Светловодского бюро правовой помощи Алла Мирошник в своем сообщении в FB.

Вот основные советы юристов.

1. Взять свое эмоциональное состояние под контроль, так как сильнейший прием коллекторов – моральное давление. Большинство коллекторов делают расчет на элемент страха. Они давят на чувство вины и на болевые точки конкретного человека (тяжелое материальное положение, дети и другие факторы).

2. По возможности, записывать все телефонные разговоры, сохранять смс-сообщения чтобы, в случае чего, иметь на руках доказательства незаконных требований, угроз.

3. В случае откровенных угроз и оскорблений обратиться в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела по одной из статей УК Украины – ст.182 (нарушение неприкосновенности частной жизни), ст. 189 (вымогательство), ст. 190 (мошенничество), ст. 355 (принуждение к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств). Проконтролировать внесение сведений в Единый реестр уголовных внедрений. Отказ открывать такое производство обжаловать в суде.

4. Требовать от коллекторов претензии исключительно в письменной форме, со ссылками на конкретные договоры и юридические основания.

5. Игнорировать документы без каких-либо юридических подтверждений, то есть, без “живых” подписей и “мокрых” печатей. Никаких писем на цветных принтерах!

6. Игнорировать любые требования о “поручительстве”, если вы его официально не давали. А также не обращать внимания на просьбу “повлиять” на знакомых, друзей, соседей или родственников. По закону, долги должны возвращать только те лица, у которых с организацией существуют договорные обязательства по возврату денежных средств.

Помните, Гражданский кодекс Украины обязывает уведомлять должника в официальном порядке о смене кредитора, или передаче права требования третьим лицам. Поэтому лучше не оплачивать ничего до получения официальных документов и подтверждений. Как правило, компании с хорошей репутацией без проблем предоставляют все необходимые документы. Отказ на запрос в получении соответствующих документов о наличии долга свидетельствует о мошеннических действиях лиц, которые заставляют оплатить долг.

Автор:  Марина Нечипоренко. Киев; Укринформ

Exit mobile version