Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

“Утечки” из государственных реестров, или как защитить персональные данные

"Утечки" из государственных реестров, или как защитить персональные данные
"Утечки" из государственных реестров, или как защитить персональные данные

Штрафуют ли чиновников за «слив» персональных данных в Украине? Распространение какой информации о больных COVID-19 является нарушением медицинской тайны? Может ли судиться с государством нашедший свои персональные данные в телеграмм-боте , скандал вокруг которого вылился в уголовное дело и зацепил приложение «Дія»?

Ответы на эти вопросы – в материале издания LB.ua.

«Сливы» года

В 2019 году количество случаев утечки данных в США выросло на 17% – до 1473, сообщает Identity Theft Resource Center – неприбыльная организация, которая фиксирует нарушения использования персональных данных.

С 2005 года центр зафиксировал около 10 000 нарушений. Наибольший скачок, по данным ITRC, состоялся в 2018-м – количество записей потребителей, подвергшихся нарушений распространение своих данных, выросло на 126%.

Самым скандальным в прошлом годду был несанкционированный доступ к 383 миллионов записей базы клиентов одной из ведущих компаний США на рынке гостиничных услуг Marriott International, включая номера паспортов, платежных карточек и тому подобное.

Средняя общая стоимость убытков, которые несет американский бизнес от утечек данных составляет около $8 200 000, согласно исследованиям IBM Security совместно с Ponemon Institute , основанных на опросе 500 компаний из 16 штатов в 2019 году. И наибольшие потери несет медицина – $6 420 000.

В странах Европейского Союза с мая 2018 вступил в силу Общий регламент защиты данных (General Data Protection Regulation – GDPR) всех лиц в пределах Европейского Союза и Европейской экономической зоны. Регламент также касается экспорта персональных данных за пределы ЕС и ЕЭЗ.

По итогам первого года функционирования GDPR , надзорные органы стран европейской экономической зоны зафиксировали более 144 тыс запросов и жалоб и более 89 тыс нарушений данных . 63% из них были закрыты, а 37%, по состоянию на май 2019-му, – продолжались, сообщала Еврокомиссия.

Рост запросов и жалоб связан, в первую очередь, с осведомленностью граждан ЕС с правами на защиту своих данных. Так, согласно опросам Еврокомиссии в 2019 году , 67% опрошенных слышали о GDPR, 36% из них знали, что влечет за собой невыполнение регламента. Такой показатель вырос на 20% по сравнению с результатами такого же опроса в 2015 году.

В результате введения GDPR, в январе этого года итальянский надзорный орган наложил два штрафа в размере 8,5 и 3 млн евро на итальянского поставщика электроэнергии и газа Eni Gas e Luce (EGL).

Первый – за то, что компания незаконно обрабатывала личные данные, осуществляя маркетинговые звонки лицам, отказавшимся от получения таких звонков. Второй – за то, что EGL заключала контракты с более 7 тыс клиентов без их уведомления. Они узнавали об этом по большей части после получения первого счета от компании.

А в начале мая шведский орган управления защиты данных (DPA) наложил штраф в размере 75 млн. шведских крон (примерно 7 млн евро) на Google как оператора поисковой системы за невыполнение требований GDPR по изъятию персональных данных за неточности или поскольку такая информация была лишней.

По сравнению с Европой и США, защита персональных данных в Украине сводится в большинстве к единичным жалобам и судебным искам.

Так, количество утечек данных фиксирует Уполномоченный по правам человека. Все могут также пожаловаться на нарушение своего права на защиту данных непосредственно в полицию или в суд.

Как отмечается в ежегодном отчете за 2019 , омбудсмен рассмотрел 1061 сообщение о нарушении права на защиту персональных данных. Составлено и направлено в суд  всего 10 (!) Протоколов об административном правонарушении по части четвертой статьи 188-39 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных).

Больше всего такие нарушения фиксировались в сферах финансовых и банковских услуг, страхования, жилищно-коммунальных услуг, здравоохранения, социальной защиты, образования, а также при обработке персональных данных при осуществлении видеонаблюдения, учете административных и уголовных правонарушений.

В комментарии изданию LB.ua представитель Уполномоченного в сфере защиты персональных данных Инна Берназюк пояснила, что небольшое количество составленных протоколов об административных правонарушениях вызвано, прежде всего, тем, что законодательством ограничены сроки привлечения к ответственности (три месяца со дня совершения), а обращение основном поступают в секретариат Уполномоченного уже после пропуска сроков.

И омбудсмен не может самостоятельно установить, кто занимается распространением или «сливом» данных. А обращается в полицию.

В свою очередь, по данным Департамента киберполиции , в течение 2018 полицейские обнаружили 6000 преступлений, совершенных в сфере использования высоких информационных технологий. 7% из них – продажа и анализ похищенных баз данных.

Омбудсман также проводит проверки распорядителей персональных данных. За прошлый год таких было 36 и 26 предписаний об устранении нарушений.

Если требования Уполномоченного не выполнены, он может составить протокол об административном правонарушении. В 98% случаев, отмечает Инна Берназюк , предписания выполняются, или должностные лица просят Уполномоченного продлить срок их выполнения.

Юрист Назар Коршивский отмечает, что для полноценной защиты персональных данных граждан Украины средств омбудсмена недостаточно: в отделе проверок – четыре человека, в общем соответствующий департамент насчитывает 17 работников.

« Этого явно недостаточно для надлежащего контроля. В дополнение законодательная ограниченность – омбудсмен не может сам привлечь виновных к ответственности, только суд. Также относительно низкий уровень штрафов. Если в Европе это десятки, сотни, а иногда миллионы евро, у нас штраф (если не принимать во внимание уголовной ответственности) может составлять до 8500 грн. Такие штрафы отнюдь не соразмерны с расходами, которые должна понести компания для внедрения необходимых технических и организационных мер по защите данных», – отмечает он.

По мнению юриста, в Украине еще не сформирована культура защиты и ответственного отношения к персональным данным.

«В Европе отношение компании к персональным данным – одно из определяющих конкурентных преимуществ. Утечка данных может нанести удар по репутации, которые не сравнится ни с одним штрафом (даже учитывая размер штрафа в ЕС). Компании в США и ЕС идут на «мировые» соглашения с потребителями и готовы возмещать им убытки только, чтобы не получить огласку по делу. В Украине же компании часто совсем не занимаются вопросами защиты персональных данных», – отмечает Коршивский.

Чувствительность данных

И украинским, и европейским законодательством “персональные данные” определены как сведения или их совокупность о физическом лице, по которым оно идентифицировано или может быть идентифицировано (Закон «О защите персональных данных»).

Так называемые «нечувствительные» персональные данные – фамилия, имя, отчество, адрес, телефоны, паспортные данные, национальность, образование, семейное положение, религиозные и мировоззренческие убеждения, состояние здоровья, материальное положение, дата и место рождения, место жительства и пребывания и т.д., данные о личных имущественных и неимущественных отношениях этого лица с другими лицами.

К «чувствительным» данных относят персональные данные , которые раскрывают расовое или этническое происхождение, политические, религиозные или иные убеждения; сведения касающиеся здоровья или половой жизни; данные об уголовном осуждении.

Заметим, что украинским законодательством четко не определен перечень персональных данных. Европейское – содержит следующий перечень данных , которые считаются персональными:

Для получения разрешения на обработку персональных данных:

То есть данные лица можно обрабатывать только в случае, если оно само дало на это согласие, или в соответствии с законодательством (в основном речь идет об оперативно-розыскной деятельности, хотя и это – с разрешения суда).

«Проблема в том, что для разработки любой базы данных привлекают в основном связанных с руководством этой структуры лиц, иногда еще и не очень профессиональных. Соответственно – плохое качество продукта. То есть человеческий фактор срабатывает дважды: первый раз – при разработке, второй раз – когда возникает соблазн скачать эту базу, поскольку в основном работники, имеющие к ней доступ, получают три копейки зарплаты», – отмечает в комментарии LB.ua Павел Белоусов , эксперт Школы цифровой безопасности .

Адвокат Оксана Кочкодан добавляет:

«Данные сливают, потому что за них можно получить хорошую оплату, а за их безопасность на практике отвечают  все и никто. Должным оразом защищать данные должен  и владелец, он же контроллер (кто определил цель обработки), и распорядитель, он же процессор (тот, кто обрабатывает данные с разрешения контроллера). В государственных органах должны быть целые подразделения или ответственные лица, отвечающие за безопасность персональных данных (ст.24 ЗУ О защите персональных данных). Государственные органы также обязаны иметь сертификаты КСЗИ (комплексной системы защиты информации – LB.ua), это что-то похожее на сертификаты безопасности ISO, но не так пафосно, потому отечественно. Но все время где-то что-то кто-то сливает. И прежде всего потому, что защитить данные в Украине эффективно невозможно».

Законом «О защите персональных данных», как и европейским законодательством определено, что обработка персональных данных осуществляется для конкретных и законных целей, а также открыто и прозрачно.

Объем и содержание данных, которые собираются, должны быть не чрезмерными относительно цели их обработки. И храниться они могут не дольше, чем это необходимо для законных целей, для которых их собирали.

«И в украинском, и в европейском законодательстве содержится гарантия – персональные данные, которые собираются, не могут быть чрезмерными относительно цели их сбора. Если ее можно достичь с помощью меньшего количества данных, то такие действия являются чрезмерными. То есть контролирующие органы должны провести проверку, наложить штраф и предписание в таком случае, а затем проконтролировать, как было выполнено предписание. Если нет, то – штраф в двойном размере. Так работают в Европе. В Украине – нет. Именно поэтому у нас появляются телеграмм-боты с персональными данными», – отмечает Ирина Кушнир , эксперт по защите персональных данных.

Следовательно, отмечает она, любой, кто зафиксировал распространение своих персональных данных в телеграмм-боте «UA База» , скандал вокруг которого задел и приложение «Дія», может подавать в суд. Сначала украинский, а затем и Европейский суд по правам человека.

« Для такого иска необходимо в национальных судах доказать, что определенная персональная информация была открыта, а ее хранения относится к ответственности конкретной государственной структуры. И вам все равно, какое должностное лицо за это несет ответственность. Государство должно было обеспечить сохранность ваших данных. А поскольку нарушило, то имеете право требовать компенсацию», – отметила Кушнир.

«Баги» реестров

Довольно часто, отмечают эксперты, такие «нечувствительные» сведения, как имена пользователей и пароли, становятся целями для хакеров, поскольку люди используют их для защиты «чувствительных» – например, финансовых счетов. Немало лиц повторно используют одни и те же учетные данные или   подобные для удобства запоминания.

Почему данные настолько уязвимы? Обычно, из-за плохих мер  безопасности. Несмотря на общий рост расходов на кибербезопасность, многие компании (а украинские госструктуры и подавно) пренебрегают необходимостью регулярно обновлять и совершенствовать свои базы данных, менять устаревшую технику, нанимать квалифицированных специалистов.

«Продают все: номера телефонов, имейлы, паспортные данные … Это было и раньше, просто сейчас информацию можно купить в большем количестве и не только одного региона, как было раньше, а нескольких или по всей Украине, – говорит хакер Алексей (имя изменено), с которым удалось пообщаться LB.ua. – На самом деле это стоит довольно дешево. Но работники определенных структур, имеющих эти базы, соблазняются на эти деньги, потому что зарплаты у них – мизерные».

Он, говорит, часто писал государственным структурам о «дырах» в их реестрах, через которые профессиональные хакеры могут получить доступ, но там не реагировали.

«В Украине не привыкли нормально оплачивать работу, а нанимают студентов, платят им минималку и хотят при этом создать защищенную базу. Или вообще использовать открытые платформы. Понятно, что этот код – несовершенный и всем доступен. Сломать его – вообще не проблема», – отметил он.

Чтобы замести следы, говорит Алексей, достаточно часто создают телеграмм-боты с открытыми данными, «связывая его с «облачными» сервисами где-нибудь в Индии или любой другой стране».

«Делают переадресацию, чтобы данные переходили с одного сервиса на другой, с защитой связей между ними … Есть также немало обменников, чтобы спрятать следы транзакций. Оплата может быть в биткоинах, Perfect Money (электронная платежная система, зарегистрированная в Панаме – LB.ua) можно перевести их в «эфиры» (Ethereum, – LB.ua) или «паеры» (Payeer, – LB.ua) и так далее . А «концы» спрятать где-то в России. Кто будет сейчас выезжать из Украины туда, чтобы разбираться?», – предполагает он.

Программист Тарас (имя изменено) отмечает, что в основном на разработку программного обеспечения или баз данных для государственных структур соглашаются специалисты низшего уровня – «Джуниор». «Мидл» или «Синиоры» – имеют немало высокооплачиваемых предложений от коммерческих компаний.

Обычно, работник компании, работающей над созданием определенного программного обеспечения, имеет доступ и к персональным данным лиц. Впрочем, в частных компаниях они подписывают NDА (Non-disclosure Agreement) – соглашение о неразглашении – с четкими и, как правило, жесткими условиями выполнения заказа. А значит, несут ответственность в случае их нарушения.

Коронавирусная правда

Пандемия коронавируса поставила под угрозу защиту персональных данных, связанных со здоровьем. Они могут подлежать обработке в случаях, когда ставят под угрозу, в частности, интересы общества по охране здоровья, предотвращение распространения коронавирусной инфекции и тому подобное. В частности, GDPR позволяет это делать для научных исследований. Хотя только после согласия человека. По возможности такие данные должны быть анонимизированы и храниться определенное время под контролем и  ответственностью тех, кто имеет к ним доступ.

В свою очередь, в Украине парламент принял изменения в Закон «О защите населения от инфекционных болезней» в середине апреля этого года, которым временно (на период карантина и до 30 дней после его отмены) разрешается обработка персональных данных граждан, заболевших COVID-19 без их согласия.

В частности, разрешается обработка данных, касающихся состояния здоровья, места госпитализации или самоизоляции, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, работы (учебы) … «при условии использования таких данных исключительно в целях осуществления противоэпидемических мероприятий ».

В течение 30 дней после окончания карантина такие данные подлежат обезличиванию, а в случае невозможности – уничтожению.

Эти нормы применяются и для использования мобильного приложения «Дій вдома» для мониторинга соблюдения самоизоляции или обсервации гражданами, прибывших из-за рубежа, с подтверждением или подозрением на COVID-19.

По состоянию на начало мая этого года, этим приложением воспользовались более 32 000 физических лиц, сообщает Министерство цифровой трансформации.

По словам эксперта Олега Заярна , министерство должно было утвердить отдельный порядок обработки персональных данных в приложении «Дій вдома», предварительно согласовав его с Уполномоченным. Кроме того, остается открытым вопрос, что будет с персональными данными тех, кто пользовался приложением, после обнародования официального решения об отмене карантина. Поскольку в вышеупомянутом законе говорится, что данные могут быть либо уничтожены, либо обезличенны.

По мнению Ирины Кушнир , даже в условиях противодействия распространению коронавируса важно, чтобы обнародованые данные больных в совокупности не приводили к возможности их идентификации.

«Есть отдельные данные, обнародовав которые по крайней мере узкий круг лиц идентифицирует человека. Если сообщают, к примеру, что в Дарницком районе заболело столько-то людей, то идентификации не произошло. В этом районе проживает много людей. Впрочем, если говорят о маленьком городке, где называют конкретный адрес и еще и дату рождения или профессию, то его жители узнают, о ком идет речь», – объясняет она, отмечая, что в таком случае речь идет о распространении персональных данных.

По ее мнению, чтобы соблюдалось по крайней мере действующее законодательство по защите персональных данных, нужно привлекать к ответственности тех, кто его нарушает.

«Иначе не будет обеспечено сдерживающего эффекта. Все будут знать, что данные могут разгласить или продать, и никто не понесет ответственности за это», – добавляет она.

Скупая судебная практика

Украинским законодательством предусмотрена разная ответственность за нарушение прав человека на защиту персональных данных. В частности:

– административная (если произошел незаконный доступ к данным, возможен штраф в размере от 1700 до 8500 грн, а если это произошло по вине должностного лица – штраф от 5100 до 17000 грн)

– дисциплинарная (выговор или увольнение работника, допустившего такое нарушение)

– гражданско-правовая (лицо, чьи права на защиту персональных данных были нарушены, может обратиться с требованием или иском в суд о возмещении ему имущественного и/или морального вреда, причиненного нарушением)

– уголовная (ст. 182 Уголовного кодекса (нарушение неприкосновенности частной жизни), но речь идет только о умышленных действиях):

Хотя журналистам LB.ua не удалось найти судебные решения, где кого-то оштрафовали бы на значительную сумму или арестовали за нарушение права на защиту персональных данных. В основном речь идет об устранении нарушения.

Так, в феврале прошлого года Верховный Суд увидел нарушения прав чиновницы Чопского горсовета по защите ее персональных данных. В марте 2015 года ее фото было опубликовано в одной из местных газет «с лицом мужского пола» без ее разрешения. Суд подтвердил решение первой инстанции, которым признал, что публикация этого фото касается личной жизни чиновницы и не несет никакой роли для общества, а следовательно, не могла быть опубликована без его согласия.

В марте этого года Верховный Суд отменил решения предыдущих инстанций и отправил на новое рассмотрение дело в отношении видеонаблюдения. В частности, истец жаловался на то, что его сосед достроил пристройку к своему дому и установил четыре камеры, две из которых направлены в сторону его участка, что является нарушением права на частную жизнь. Нижестоящие инстанции приняли решение, указав, что истец не предоставил достаточных доказательств. Впрочем, кассация увидела нарушения при рассмотрении этого дела и отправила его на новое рассмотрение.

Львовский окружной админсуд в январе прошлого года признал нарушением прав истца и обязал Министерство внутренних дел удалить из баз данных информацию о сообщении ему три года назад о подозрении в уголовном правонарушении, поскольку другой суд закрыл это производство.

Суд признал, что после закрытия дела хранения этой информации является вмешательством в его право на уважение частной жизни, и не соответствует критерию «по закону».

Единый реестр судебных решений содержит также немало жалоб к омбудсмену на  ненадлежащее рассмотрение заявления о нарушении прав человека. Так, одно из них касалась публикации Анатолием Матиосом на его странице в Facebook запроса на доступ к публичной информации, содержащий персональные данные истца. Суд оставил заявление без движения, давая истцу возможность исправить допущенные ошибки в жалобе.

По итогам прошлого года Офис омбудсмена сообщил о передаче Высшей школой адвокатуры Национальной ассоциации адвокатов Украины персональных данных (фамилии, имена, номера телефонов, адреса электронной почты, IP-адреса, регион, дата и время входа, а также при наличии должности, названия компаний, профили facebook и фото) адвокатов, помощников адвокатов, стажеров адвокатов, а также других лиц без их ведома и однозначного согласия.

Во время проверки было установлено, что Высшая школа адвокатуры НААУ фактически осуществляет обработку персональных данных онлайн-курсов в электронном виде с помощью онлайн-платформы www.antitreningi.ru, хостинг которой физически находится на территории Российской Федерации, а непосредственная регистрация пользователей и оплата услуг осуществляется через онлайн-форму, хостинг которой находится на территории Германии.

В феврале этого года Подольский райсуд Киева закрыл это производство , не увидев в действиях Высшей школы адвокатуры состава административного правонарушения. В частности, ссылаясь на позицию ответчика, представители омбудсмена не анализировали программный код сайта, а потому не доказали самого факта передачи данных или российской, или немецкой компании.

И снова – Конституция

По словам Ирины Кушнир , в парламенте создана рабочая группа по наработке изменений в Конституцию и Закон «О защите персональных данных» для создания отдельного органа по защите данных.

«Чтобы этот орган действовал независимо, его надо вывести из-под контроля исполнительной ветви власти, чтобы он мог проверять, давать предписания, штрафовать и тому подобное. А это требует внесения изменений в Конституцию», – отметила она.

Эту информацию подтвердил LB.ua и сопредседатель рабочей группы, депутат фракции «Слуга народа» Тарас Тарасенко.

«Сейчас юридическое сообщество дискутирует, нужны ли изменения в Конституцию, достаточно ли внести изменения подзаконными актами … Впрочем, большинство склоняется к мысли, что для создания отдельного органа для полноценной защиты персональных данных, все же нужны изменения в Конституцию. Чтобы этот орган мог проводить расследование, налагать штрафы и т.д.», – отметил Тарасенко.

По его словам, параллельно рабочая группа нарабатывает новую редакцию Закона «О защите персональных данных», учитывая европейский GDPR. И планирует через полторы-две недели представить проект изменений.

Его коллега по этой группе, депутат от «Слуги народа» Егор Чернев, отмечает, что пока неизвестно, в Украине будет работать такой персональный или коллегиальный орган. «Рассматриваются различные варианты: возможно, это будет Информационный комиссар или комиссия, или комитет … Есть разная практика Европейского Союза», – добавил он.

А тем временем эксперты советуют:

  1. не передавать свои данные без соответствующего запроса;
  2. не давать доступ к данным непроверенным источникам;
  3. читать политику конфиденциальности сайта или компании перед тем как передавать данные;
  4. создавать надежные пароли и менять их время от времени.

И самое главное – интересоваться своими правами для защиты персональных данных и в случае необходимости защищать их.

Автор: Виктория Матола , редактор отдела “Право”;  LB.ua 

Exit mobile version