Крупнейший банк Украины «ПриватБанка» может в одностороннем порядке повысить сумму ранее открытого лимита или начислить его клиентам, которые кредитами до этого не пользовались.
На прошлой неделе случаи таких начислений участились. Некоторым клиентам банка кредит полезен, но есть и те, кого раздражает такая практика.
Редактор AIN.UA разбиралась, кому и за что «ПриватБанк» может предоставить кредитный лимит и как его обнулить.
Что такое кредитный лимит
Без предварительного заказа и спроса о подтверждении кредитные лимиты начисляются клиентам одного из самых популярных продуктов «ПриватБанка» — держателям карт «Универсальная».
Технически кредитный лимит — это не кредит, а овердрафт. Грубо говоря, банк позволяет клиенту уходить по своей карте в минус до какой-то предельной суммы. В случае с «Универсальными» картами «ПриватБанка», предельная сумма зачастую составляет 50 000 грн (75 000 для держателей карт «Универсальная GOLD»). При этом проценты на кредитные средства не начисляются в случае своевременного погашения отрицательного баланса.
«Увеличение средств, которые можно использовать при необходимости как кредитные денежные средства, не значит, что клиенту будут начисляться на них проценты. По кредитным лимитам банка есть 55-дневный беспроцентный период, по истечении которого банк начисляет проценты только за ту сумму кредита, которая фактически использована. Таким образом, увеличение лимита никоим образом не приводит к росту обязательств клиента перед банком», — сообщили AIN.UA в «ПриватБанке».
Аналогичные продукты есть и у других украинских банков — когда кредитный лимит может быть повышен без предварительного согласования с клиентом. Однако, учитывая размер клиентской базы «ПриватБанка», именно его кредиты наиболее массовые.
На вопрос о том, сколько клиентов банка пользуются такими кредитами и на какую общую сумму, в «ПриватБанке» не ответили.
Чем недовольны пользователи
Прежде всего тем, что кредитный лимит может пройти незамеченным для клиента. «ПриватБанк» уведомляет о его начислении при помощи push-уведомлений в Privat24, иногда почтой или по телефону. Но часто бывает так, что эти уведомления по разным причинам до клиента не доходят.
Представим, что у клиента нет или мало средств на счете. Банк начисляет ему кредитный лимит, уведомление о котором приходит с опозданием или и вовсе не доходит до клиента. В это время сервис, например, такси или потоковой музыки, пытается списать ежемесячный платеж с карты — и у клиента автоматически списываются кредитные средства. Таким образом он поневоле становится пользователем кредита, даже не подозревая об этом.
Также распространены случаи, когда клиент раз за разом обнуляет начисленный банком кредитный лимит, однако через какое-то время его снова повышают без предварительного согласования.
Почему банк не спрашивает разрешения у клиента, прежде чем повысить ему кредитный лимит
Как объясняют в службе поддержки «ПриватБанка»,
«Универсальная» — это кредитная карта и на нее могут предоставлять кредит на усмотрение Банка.
Как банк решает, когда и кому дать кредит
«Если человек активно пользуется картой «Универсальная», вовремя гасит задолженность по кредиту, то с большой вероятностью он окажется в перечне клиентов, которым ПриватБанк предложит автоматически увеличить лимит», — сообщили представители «ПриватБанка» в комментарии AIN.UA.
В то же время некоторые клиенты, которые получили непрошенный кредит, отмечают, что назвать их «активными» пользователями услугами «ПриватБанка» нельзя. Например, карта «Универсальная» ими используется редко — в нагрузку к основной другого банка.
Как быстро убрать кредитный лимит
Снизить кредитный лимит можно самостоятельно, либо позвонив на гарячую линию «ПриватБанка» 3700. В обоих случаях непосредственно заявка оформляется в считанные минуты, но обнуление произойдет не сразу, а в течение суток. Уведомление о снижении поступит отдельным сообщением.
Снизить кредитный лимит самостоятельно можно по ссылке, а также в Privat24. Для этого нужно перейти в меню «Все услуги» -> «Кредиты» -> «Изменить кредитный лимит» и установить его на 0.
Майя Яровая