За четыре месяца в Украине зафиксировано 425 сообщений о минировании. Это в 2,5 раза больше по сравнению с январем-апрелем прошлого года. Платить за телефонные шалости приходится бизнесу
В Украине продолжается «бум» минирований торговых и офисных центров. За четыре месяца 2019 года в подразделения Национальной полиции поступило 425 сообщений о минировании, тогда как за аналогичный период 2018 года — 170. Такие данные содержатся в ответе Национальной полиции на запрос НВ Бизнес. Каждый такой звонок заставляет управляющих торговыми центрами или супермаркетами закрывать свой объект на полдня. Каковы убытки и кто их несёт?
Частые звонки
С начала года поступало два сообщения о минировании ТРЦ Гулливер, но взрывчатку не нашли, рассказывает НВ Бизнес PR-директор Гулливера Татьяна Атаджанова. По ее словам, после поступления звонка или сообщения о минировании сотрудники центра обязаны сообщить о них органам Национальной полиции. Правоохранители требуют эвакуировать из здания всех посетителей и сотрудников, после чего его проверяют специалисты взрывотехнической службы полиции. «Были случаи, когда люди продолжали стоять в очереди за шубами при объявлении об эвакуации или просили вернуть деньги за билеты в кинотеатре, потому что они не досмотрели фильм. Пытались выехать из паркинга, создавая при этом панику и очереди. Но эвакуировать необходимо всех, потому что никто не знает, чем этот анонимный звонок или письмо может закончиться», — признает Татьяна Атаджанова.
Сообщения о минированиях появляются все чаще, признает совладелец компании Zeebra (сети по продаже товаров для дома Butlers, косметики Glossip) Дмитрий Ермоленко. «Если еще три-пять лет назад их практически не было, то сейчас они поступают слишком часто», — говорит эксперт. По его словам, обычно магазин не работает от часа до четырех-пяти, в зависимости от площади помещения. «После того, как будет составлен акт об отсутствии взрывчатых устройств и небезопасных веществ, можно возобновлять работу. Таким образом, деятельность этих объектов парализуется на несколько часов», — говорится в ответе пресс-службы Нацполиции. Но даже несколько часов простоя приводят к негативным последствиям: потенциальные покупатели покинули торговый центр, а новые, скорее всего, в этот день уже не придут, говорит Ермоленко.
Кто и сколько теряет
Получить компенсацию в том случае, если поступил звонок о минировании, невозможно. «Это форс-мажор, поэтому мы платим за аренду помещения, но торговля не ведется», — говорит Дмитрий Ермоленко. Эксперт признает, что не знает ни одного случая, когда бы торговый центр не насчитывал бы плату в тот период, когда магазин не работает. Все это приводит к убыткам. По подсчетам ритейлеров, в среднем выторг с каждого квадратного метра составляет от 7 до 19 евро в день.
То есть минимальные потери для небольшого бутика площадью 100 кв м составляют 700 евро в день, тогда как для крупного магазина площадью 2 000 кв м — 14 000 евро в день. В крупном торговом центре потери могут оказаться очень большими. Например, в ТРЦ Ocean Plaza в аренду сдается около 70 000 кв м, то есть одно минирование может суммарно стоить арендаторам 490 000 евро. Причем, некоторые из них могут столкнуться с этой проблемой несколько раз в месяц.