Компания OLX провела анкетный опрос пользователей, на предмет их осведомленности в вопросах компьютерной безопасности. В исследовании приняли участие 9 тысяч пользователей сервиса из разных уголков Украины.
Результаты показали, что 75% опрошенных допускают, что могут встретить в интернете недобросовестных пользователей. При этом, более 50% не знают, как можно защитить от взлома свои персональные аккаунты.
Наиболее потенциально уязвимой аудиторией для мошенников признали себя жители областных центров и люди среднего возраста от 37 до 51 года. Более 80% этих граждан не чувствуют себя в безопасности перед угрозой интернет мошенничества.
Около половины участников опроса сообщили, что сталкивались с интернет-фишингом – поддельными интернет-страницами для выуживания персональных и платежных данных пользователей. Применяя фишинг, мошенники копируют внешний вид официальных сайтов, однако размещают их по адресам, отличным от официальных. Нередко это отличие может заключаться в домене или даже всего в одной букве адреса.
Как признались 10% участников опроса, они не обращают внимания на написание адреса вебстраницы. Еще примерно 14% вообще не знают, что такое «домен». Наиболее уязвимы к подмене адресов – люди старше 52 лет, которые не ориентируются в компьютерных технологиях.
Одной из гарантий надежности сайта является наличие у него сертификата безопасности, который отображается в виде изображения замочка в начале адресной строки браузера. Тем не менее, 20% пользователей признались, что не знают, для чего он нужен, а 12% вообще не поняли, о чем идет речь.
Если злоумышленникам не удается зарегистрировать для фишингового сайта адрес, близкий по написанию, это позволяют скрыть короткие ссылки. Это технология, при помощи которой пользователь может получить короткую ссылку, удобную тем, что ее можно разместить там, где есть ограничение на количество символов в сообщении – например SMS или Твиттер.
Большинство украинцев с осторожностью относятся к подозрительным ссылкам в сообщениях от незнакомцев. Однако, 13% готовы переходить по ссылкам в мессенджерах, а 4% опрошенных – из SMS.
При этом, осведомленность о том, что сами по себе короткие ссылки – это не криминал и их используют многие сервисы, вроде Google и Telegram, может сыграть злую шутку: 33% опрошенных доверяют таким ссылкам. Причем самыми доверчивыми является молодежь от 17 до 25 лет (42%).
Что касается реакции на случаи онлайн-мошенничества, большинство граждан проявили неравнодушие: сталкиваясь с обманом в интернете, 58% опрошенных сообщают в службу поддержки интернет-ресурса. 48% пользователей спешит поделиться опасной находкой со знакомыми, или пытается решить проблемы самостоятельно (35%).
Андрей Майданик, internetua.com