В последнее время интернет-мошенничество стало традиционным занятием многих преступников, отбывающих наказание в местах лишения свободы – об этом свидетельствует большое количество материалов Единого реестра судебных решений. Так называемые «тюремные колл-центры» уже стали притчей во языцех. Для заключенных это легкий и непредосудительный (с точки зрения воровской этики) путь заработать деньги на личные нужды.
Использование мобильных телефонов и интернета в местах заключения едва не было разрешено одним из евроинтеграционных законов Януковича, принятых в 2013 году. Закон предусматривал внесение ряда исправлений в Уголовный Кодекс относительно прав и обязанностей заключенных, что было реверансом в сторону Европейского сообщества и прав человека.
В первой редакции законопроекта №1131 заключенным разрешалось напрямую иметь при себе мобильные телефоны и аксессуары к ним, однако это вызвало большой резонанс в средствах массовой информации, и во второй редакции, данная норма была удалена из текста.
В действующей редакции УК, хотя ст. 107 (о правах и обязанностях заключенных) разрешает отбывающим наказание лицам вести переписку, совершать телефонные звонки (в том числе мобильные) и пользоваться интернетом, однако статья 110 (о свиданиях и телефонных разговорах) предписывает делать это в специально отведенное время, под контролем администрации и оплачивая стоимость связи за свой счет.
Понятно, что заниматься интернет-мошенничеством под присмотром надзирателей – затруднительно. Поэтому, заключенные делают это либо с одобрения администрации (делясь с ней частью дохода), либо нелегально, в обход тюремного регламента.
Относительно первого утверждения, существуют инсайдерские заявления бывших правоохранителей, а также непосредственные данные в судебном реестре:
Что касается нелегального хранения и использования средств мобильной связи заключенными, мы подняли статистику Реестра и выяснили, что с начала 2021 года, украинскими судами вынесено 1895 постановлений о конфискации незаконно сберегаемых устройств у заключенных исправительных учреждений, а за аналогичный период прошлого года была постановлена конфискация практически такого же количества – 1855. Это означает, что на мобилки за «колючкой» существует стабильный спрос, который регулярно удовлетворяется.
В рамках борьбы с аналогичной проблемой, в России разработали закон, обязывающий операторов мобильной связи в трехдневный срок отключать от сети незаконно используемые заключенными мобильные устройства. Согласно данным авторов законопроекта, в местах лишения свободы РФ, ежегодно изымаются около 5 тысяч мобильных телефонов, которые используются для осуществления мошеннических схем, давления на свидетелей и координации тюремных бунтов. Украинские парламентарии пока обходят вниманием эту проблему.
В Украине, где более 90% абонентов мобильной связи являются не идентифицированными, мобильные операторы вполне способны технически блокировать абонентов, определяя их местоположение с помощью базовой станции. Введение подобной меры помогло бы существенно сократить статистику киберпреступлений, совершаемых с территории исправительных учреждений, не умаляя при этом законного права заключенных совершать звонки и пользоваться интернетом под контролем администрации. При этом, соблюдение такого контроля администрацией должны тщательно контролировать компетентные органы, а ответственность за преступный сговор с заключенными должна быть устрожена.
По нашему мнению, в сложившейся ситуации много заинтересованных сторон: это организаторы и исполнители мошеннических схем, «погоны», которые закрывают глаза на нарушения в обмен на вознаграждение, а также сами мобильные операторы, которые пачками продают все новые предоплаченные номера мошенникам. Не заинтересованы в ней только простые украинцы, чьи многочисленные заявления о фактах мошенничества остаются нераскрытыми из-за того, что в установленные законом сроки расследования не удается найти подозреваемых. // internetua.com