Генпрокурор Юрий Чайка доложил президенту Владимиру Путину о серьезном продвижении в расследовании уголовного дела по факту убийства обозревателя “Новой газеты” Анны Политковской. “Мы серьезно продвинулись в расследовании уголовного дела по факту убийства журналистки Политковской, – отметил он. – На сегодняшний день по этому делу арестованы 10 человек, буквально в ближайшее время им будут предъявлены обвинения в совершении этого тяжкого преступления”. Кроме того, президенту рассказали о расследовании двух других громких дел: о взрыве “Невского экспресса” и петербуржских рейдерах. Руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева сообщила, что Басманный суд Москвы санкционировал арест восьми подозреваемых в убийстве журналистки Анны Политковской, передает ИТАР-ТАСС.
В минувшую пятницу глава Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ Александр Бастрыкин выразил надежду на скорое раскрытие убийства журналистки. “Касаясь следствия по убийству журналистки Политковской, которое находится в нашей работе, могу сказать, что есть очень хорошие перспективы в его скором раскрытии. Но больше говорить пока не буду. Тайна следствия незыблема”, – заявил Бастрыкин.
Главный редактор “Новой газеты” Дмитрий Муратов полностью удовлетворен работой следствия по делу об убийстве Анны Политковской. “Действительно, в период с 15 по 23 августа были проведены аресты десяти человек, среди которых есть и члены организованной преступной группировки”, – сказал Муратов.
Муратов, комментируя информацию об арестах подозреваемых также сказал, что “доводы следствия чрезвычайно убедительны и профессиональны”.
Напомним, журналистка Анна Политковская была убита 7 октября вечером в подъезде дома на Лесной улице в Москве, где снимала квартиру. Генпрокурор РФ Юрий Чайка взял под личный контроль расследование этого дела. По его указанию в производство дело приняло управление по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры.
Первым делом убийство связали с премьером Чечни Рамзаном Кадыровым, которого Политковская резко критиковала в своих статьях, либо с теми, кто хотел его подставить. Однако позже появилась другая версия, которая стала доминирующей: Политковской могли мстить бывшие офицеры УВД Нижневартовска. Расследуя преступления военных в Чечне, журналистка добилась для одного из офицеров нижневартовского УВД 11-летнего срока, двое других оказались в международном розыске, а еще шесть – под подозрением. Прокуратура взяла на заметку майора Александра Прилепина и подполковника Валерия Минина, находящихся в настоящее время в международном розыске за преступления, совершенные в Чечне.
Позже Прилепин выступил в СМИ и выдвинул свою версию убийства. По его мнению, есть силы, которым выгодна версия о милицейском участии в этом преступлении, а на самом деле журналистку убили, чтобы “наделать как можно больше шума”. Другой милиционер из Нижневартовска Вячеслав Журавлев также заявил, что он невиновен.
В распоряжении следователей находится орудие преступления – пистолет Макарова – и фотороботы убийцы и подельницы.
Советник президента РФ Игорь Шувалов ранее связал убийство Политковской с убийством экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Он заявил что оба убийства – провокация против России.
Напомним также, что продвижение расследования убийства Политковской очень интересует европейских политиков. Во время визита в Москву председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден предупредил российские власти, что если расследование будет затянуто, то ПАСЕ рассмотрит дело Анны Политковской в рамках отдельной резолюции.
С момента распада СССР в России погибли около 220 журналистов
Количество погибших в России журналистов, начиная с 1992 года после развала Советского Союза, уже достигло 219 человек. В прошлом году в России погибли 9 журналистов.
Среди погибших – корреспондент газеты “Труд” в Туле Вагиф Кочетков, корреспондент НТВ Илья Зимин, корреспондент телепрограммы “Деловая Москва” Вячеслав Акатов, оператор телекомпании “38 канал” (Ростов-на-Дону) Антон Кретенчук, журналист газеты “Саратовский расклад” Евгений Герасименко, независимый журналист из Чебоксар Влад Киданов, главный редактор журнала “Право на выбор” в республике Алтай Александр Петров, журналист воронежского 41-го канала Вячеслав Плотников, а также обозреватель “Новой газеты” Анна Политковская”, – перечисляет ФЗГ. Для сравнения в 2005 году в России было семь случаев гибели журналистов, а в 2004 году – 14.
Только в марте этого года погибли два журналиста – Иван Сафронов – “Коммерсант”, Москва, и Леонид Эткинд – учредитель и главный редактор газеты “Карьера”, Саратов. А еще один – оператор студии “Новое телевидение Алейска” Вячеслав Ифанов, Алтайский край – уже в начале апреля. Еще два журналиста погибли в России в январе. Таким образом, количество погибших в России журналистов, начиная с 1992 года после развала Советского Союза, уже достигло 219 человек.
Россия на втором месте по числу убитых журналистов. На первом – Ирак
По оценке Международного института безопасности новостей (International News Safety Institute, INSI), за минувшие 10 лет Россия вышла на второе место после Ирака по числу убитых журналистов. Самой опасной “горячей точкой” на карте мира для представителей СМИ остается Ирак. По данным Института, за последние 10 лет в Ираке погибли 138 сотрудников СМИ, в то время как в России – 88, а в Колумбии – 72.
Ни в одной стране власти не заинтересованы раскрывать свои действия, в особенности противоправные, отмечала ранее газета Frankfurter Rundschau. В задачи журналиста входит быть неприятным современником. Он должен вызывать неудовольствие. Он должен надоедать тем, кто имеет право голоса, а также иногда и тем, кто его не имеет. Иначе мы никогда не разберемся в том мире, в котором живем.
Недостаточно восхищаться теми немногими из журналистов, которые осмеливаются быть “собаками-саперами на службе ориентирующегося в происходящем общества”. “Мы должны, когда у нас совсем не получается, идти за ними или, по крайней мере, их поддерживать. Мы должны помогать им. В том числе и тогда, когда мы покупаем газеты и журналы, в которых они публикуются. Мы знаем, что, пока они есть, нам будет становиться лучше”, – пишет издание.
Демократии без свободы прессы не существует. Но демократы – и не только те, кто стоит у власти, – иногда, похоже, об этом забывают, – заключает газета.