Электронные права: без законодательной базы и гарантий защиты персональных данных

С 16 декабря Министерство цифровой информации начало тестирование электронных водительских прав и техпаспортов. Этот проект украинцам обещали еще с сентября как первую ласточку в рамках создания Государства в смартфоне. Только 20 тысяч водителей смогли принять участие в тестировании специального мобильного приложения для е-прав. Бета-версия доступна на платформах iOS и Android.

Особенности тестирования

Для участия в тестировании необходимо было зарегистрироваться на портале «Дия» и заполнить соответствующую анкету. Процесс был разделен на два этапа. 16 декабря начался первый, который предполагает возможность пользоваться е-правами и техпаспортами только клиентам Приватбанка или Monobanka. Данные финучреждения поддерживают систему BankID, что позволяет приложению автоматически подтягивать данные о пользователе из реестра МВД. Разработчики обещают к концу месяца начать второй этап тестирования. Тогда приложение будет доступно для клиентов еще 10 банков, поддерживающих систему BankID.

Остается непонятным, почему в Минцифре выбрали для эксперимента именно Приватбанк и Monobank, если есть учреждения с аналогичным набором функции.

Еще одно обязательное условие для участия в тестировании – наличие и водительского удостоверения, и техпаспорта одновременно. Указав при регистрации, к примеру, только права, в участии будет отказано.

Приложение будет доступно для владельцев водительских удостоверений нового образца, выданных после 2013 года, а также биометрических паспортов. Для пользования сервисом нужны оцифрованные данные с фотографией.

Стоит отметить, что общественность ожидала полноценное мобильное приложение без каких-либо ограничений. Даже после официального старта тестирования бета-версии доступ к мобильному приложению будут получать постепенно по 1-2 тысячи зарегистрированных участников ежедневно.

Что говорит закон?

Сегодня не существует законодательной базы, которая указывала бы на взаимозаменяемость цифровых и физических удостоверений и техпаспортов. Поэтому возникает вопрос – необходимо ли водителю иметь при себе пластиковые документы?

Для эксперимента с е-правами планировалось подготовить общий с Минобразования и Министерством внутренних дел законопроект. На запрос DATA.UA, когда и где можно ознакомиться с его текстом, в МВД предложили следить за новостями правительственного портала.

В итоге законопроект так и не появился. Как и нет в открытом доступе текста постановления о проведении эксперимента с водительскими цифровыми правами и техпаспортами, принятого Кабмином.

Каким образом на дороге будут проверять е-права, тоже неизвестно.

По словам министра цифровой трансформации Михаила Федорова, только у 30% полицейских есть планшеты, с помощью которых можно отсканировать QR-код электронных прав. Всем остальным полицейским придется проверять легитимность удостоверения в базе по звонку.

«Фактически водитель будет представлять зашифрованный номер удостоверения, который можно будет проверить онлайн. Но зачем мне нужны е-права, а для их получения дополнительная регистрация, если государство и так это знает? Ведь права с техпаспортом мне выдавало государство. Оно должно по идее знать и о праве на вождение, на какие категории и когда закончится срок действия документов. В этом случае непонятно, зачем еще что-то предъявлять, если полицейский через свой гаджет сможет проверить всю эту информацию, просто узнав имя, фамилию и дату рождения человека», – рассказал в интервью DATA.UA основатель коворкинга «Терминал 42», экс-глава «Яндекс.Украина» Сергей Петренко.

Защита персональных данных под вопросом

Сохранность персональных данных также волнует будущих пользователей е-прав. Какая именно информация будет зашифрована в QR-коде и какова степень защиты этих данных, в Минцифре не объясняют.

«Замечательные энтузиасты с цифровыми технологиями считают, если мы все поместим в смартфон, все будет хорошо. Но у любой цифровой сущности есть изъяны, будь это QR–код или любая длинная последовательность цифр, все это можно скопировать. Вот мои права – это защищенный кусок пластика, который нельзя или очень сложно подделать, потому что есть голограмма и защитный знак. Кто помешает предъявить мой цифровой техпаспорт на только что угнанную машину и поехать с ней до ближайшей отгрузки? С чужим техпаспортом вообще никакой коррупции не надо. Меня никакой сотрудник полиции не сможет остановить, я представляю всем валидные документы, только что сделанные, причем легально. Поэтому энтузиазм Минцифры я не разделяю», – говорит Сергей Петренко.

Что будут делать в Минцифре со всеми пробелами в системе – большая загадка. Пока единственным достоинством разработки является то, что оно не стоило государству ни копейки. Мобильное приложение для электронных прав разработала компания ЕРАМ. По словам главы Минцифры Михаила Федорова, вскоре разработчики передадут продукт на баланс ведомства всего за 1 гривну. Диджитал-проекты внедряются на международные и украинские спонсорские средства, потому что денег в бюджете 2020 на Государство в смартфоне не предусмотрено.

Автор: Инна Лиховид, DATA.UA

You may also like...