Украинцы, которые не смогли растаможить “еврономера”, пытаются сбыть свои авто по цене мобильного телефона. Правда, вместе с транспортным средством “евробляхеры” также продают ряд проблем.
OBOZREVATEL разобрался, почему нельзя покупать авто на еврономерах даже с огромной скидкой и как проходит легализация таких транспортных средств в Украине.
Главное:
- не все авто на еврономерах удастся легализовать: для этого нужно найти реального владельца, вывезти машину и снять ее с регистрации в той стране, где она оформлена;
- в Украине растаможили всего 65 тыс. “еврономеров”;
- в мае водителей авто без украинской регистрации начнут штрафовать, а с 22 февраля им придется платить за растаможку больше.
Новая ловушка: как избавляются от проблем
На профильных сайтах “евробляхи” можно найти по цене $500-1000. К примеру, автомобиль Renault Clio 2001 г. в. пытаются продать всего за 25 тыс. грн. Хотя такое же авто, но с украинской регистрацией, стоит в 3-4 раза дороже.
Дело в том, что уже в мае правоохранители получат право останавливать авто без регистрации, изымать их и штрафовать владельцев на сумму до 170 тыс. грн. До 22 февраля “евробляхеры” могут легализовать машины со льготной ставкой (на 50% дешевле). Но чтобы воспользоваться такой возможностью, придется вывезти авто, найти его владельца, снять с учета за границей, а уже после ввезти в Украину и выплатить налоги и акцизы.
Некоторые водители физически не могут найти реальных владельцев своих “евроблях”, рассказывает юрист Александр Плахотник. Другие просто ленятся вывозить авто. Вместо этого они пытаются фактически “продать” свою проблему по дешевке. По цене телефона автомобили без украинской регистрации сбывают на сайтах объявлений.
“Во-первых, у нас по закону продать транспортное средство без украинской регистрации нельзя. Четко сказано, что передавать такое авто запрещено. Более того, управлять таким автомобилем может только иностранец. Если сейчас кто-то и купит “еврономера” с огромным дисконтом, кататься можно будет пару месяцев, пока не введут новые штрафы”, – поясняет юрист.
OBOZREVATEL, представившись покупателем, позвонил по номерам, указанным в нескольких объявлениях. “Растаможите сами”, – уверяет продавец авто из Ивано-Франковска. Якобы машина оформлена на литовскую компанию, контактами продавец готов поделиться. Однако, если при этом найти указанную компанию не удастся, согласившись на такую сделку, можно остаться и без авто, и без денег.
Оформить по закону покупку “еврономеров” от украинца нельзя. Поэтому фактически покупатель отдает деньги и получает авто, владелец которого живет за границей.
“Ни о чем не думали. Покупали эти “еврономера” у перегонщиков, которые просто озолотились на такой схеме. Теперь, если законы реально заработают, покупатели фактически останутся ни с чем. Или растаможат и все равно заплатят, либо просто найдут кого-то, кто клюнет на маленькую цену, и перепродадут свои проблемы”, – уверен Александр Плахотник.
Ждут, пока заработает закон: сколько “евроблях” растаможили в Украине
В Украине с 25 ноября растаможили всего 65 тыс. “еврономеров”, поясняют в ГФС. При этом в ассоциации владельцев таких авто вовсе заявляют, что всего в стране – около 2 млн “евроблях”. Бюджет от их растаможки получил 4,1 млрд грн. Все деньги обещали направить в Пенсионный фонд.
Еще несколько недель назад эта цифра была на уровне 2 млрд грн. Динамика неплохая, однако уже понятно: если за два месяца растаможили свои авто 65 тыс. украинцев, то за оставшиеся 17 дней еще около 1,9 млн украинцев оформить авто физически не успеют.
Часть владельцев тянут с растаможкой и ждут – заработает закон о драконовских штрафах или нет, уверен автоэксперт Владислав Мороз. Более того, по его мнению, если новые правила регистрации транспортных средств будут соблюдаться, то большинство “евробляхеров” просто разберут свои автомобили на запчасти.
Правда, по оценкам Минфина, в Украине находится всего около 500 тыс. машин на еврономерах. В правительстве считают, что примерно половина всех автомобилей легализируется. Судьба остальных остается под вопросом. Легально утилизировать такие машины нельзя, поэтому их будут либо вывозить за границу и оставлять там, либо продавать на запчасти, нарушая закон.
“А вот когда пройдет 180 дней с момента начала действия этих правил, тогда уже заработает закон №8788, который предусматривает немалые штрафы”, – напоминает эксперт.
Если раньше без причины полиция не могла остановить машину на еврономерах, то в этом году правоохранители получат доступ к информации о том, как долго она находится на территории страны, и должны будут останавливать нарушителя.
“Полиция обязана письменно информировать органы доходов и сборов об обнаружении нецелевого использования, передачи транспортных средств тем, кто не ввозил такое авто”, – говорится в законе.
Какие штрафы вводят:
- за вождение машины на еврономерах – 8 500 грн;
- повторное за год вождение “евробляхи” – 17 000 грн и запрет на вождение в течение года;
- если задержал растаможку на срок до 1 суток – 170 грн;
- 1 до 10 суток – 340 грн;
- от 10 до 20 суток – 8 500 грн;
- от 20 до 30 суток – 85 000 грн;
- от 30 суток – 170 000 грн.
В Украине за несколько лет автомобили на иностранной регистрации ударили по легальному автопрому, создали огромный теневой сегмент на рынке, за счет которого зарабатывали не только перегонщики, но и чиновники. Так, для примера, в прошлом году полиция задержала во Львовской области группу таможенников, которая организовала нелегальный ввоз “еврономеров”, закрывала глаза на нарушения и собирала “дань”. В 2019 году, если новые законы полноценно вступят в силу, всем владельцам таких машин придется либо легализовать свое транспортное средство, либо платить огромные штрафы.