Желание Грузии и Украины вступить в НАТО, как и поддержка этих стремлений со стороны альянса, не должны рассматриваться как провокация в отношении России.
Об это заявил генеральный секретар НАТО Йенс Столтенберг на прес-конференции по итогам встречи министров иностранных дел стран-членов Альянса в Вашингтоне, передаёт кореспондент УНН.
“Я думаю, нам всем нужно понимать, что Грузия и Украина — это независимые суверенные государства, у которых есть суверенное право выбирать собственный путь развития. Даже сама мысль, что это — в какой-то степени провокация в отношении России, когда Грузия пытается вступить в НАТО или что Украина хочет сделать то же самое. Это уже опасный ход мысли, потому что как только вы мыслите так и считаете, что это — провокация против России, то вы принимаете тот факт, что Россия имеет право решать, что делают их соседи”, – отметил генсек НАТО.
Это то же самое, что и принимать порядок, в котором крупные державы решают, что могут и что не могут делать их соседи, то есть фактически воссоздать мир, где царят сферы влияния, сказал он.
Столтенберг вспомнил, что сам он из Норвегии — небольшого государства, граничащего с Россией.
“Я очень рад тому, что ещё в 1949 году, когда мы вступили в НАТО, США и Соединённое Королевство и другие страны-основатели НАТО никогда не смирялись с тем, что Советский Союз будет решать, что делать Норвегии”, — заявил генсек НАТО.
“Точно так же, Грузия и Украина имеют право выбора своего пути. Это не провокация против кого-либо, это суверенное право любого суверенного государства — решать, в каком направлении движется их страна. Лишь страна, которая хочет вступить в НАТО, в конечном итоге принимает решение, когда вступить. Повторюсь, у НАТО всегда была граница с СССР либо с Россией, у Норвегии это было с самого начало, мы были одной из стран-основателей. Во-вторых, расширение НАТО — это не то, что НАТО движется на Восток, а это скорее (движутся – ред.) те центрально- и восточноевропейские страны, они очень хотели вступить в НАТО. Мы должны с уважением к этому относится и не считать это провокацией”, — подчеркнул он.