Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

На каких авто представляют интересы Казахстана за рубежом госчиновники этой страны

По данным министерства финансов на  машины чиновников Казахстана ежегодно государством расходуется миллиарды тенге. Так, к примеру в 2018 году из средств республиканского бюджета по данной статье было потрачено 99,5 млрд тенге, местный бюджет приобрел авто на сумму 23,7 млрд тенге.

Одним из наиболее оснащенных автотранспортом госорганов является министерство иностранных дел. Согласно данным по инвентаризации на сайте госреестра в посольствах Казахстана за рубежом в 2017 году значилось 607 машин, в 2018 году их количество сократилось до 510 единиц. Как следует из информации, автотранспортом снабжены представительства МИД в 62 странах, однако нет информации по посольству Казахстана в США.

В целом, наибольшее количество автотранспорта зарегистрировано в посольстве Казахстана в России – 51 единица. Это закономерно, учитывая, что практически пятая часть товарооборота Казахстана с другими странами приходится на северного соседа. На втором месте следует Китай – 34 авто, на КНР в 2019 году пришлось 14,8% от общего объема товарооборота. На третьем месте Турция с автопарком в 21 машину, объем торговых операций с этой страной составляет 3,2%. За ней следует Франция – 18 единиц авто. Замыкает первую пятерку Узбекистан с 16 единицами авто, далее следуют Беларусь – 14, Кыргызстан и Объединенные Арабские Эмираты – по 12 машин. В первой десятке также Индия и Литва – по 11 авто, посольства в Азербайджане, Италии, Украине, Чехии и Японии – по 10 машин. В Египте, Израиле, Иране, Катаре, Малайзии, Польше, Саудовской Аравии, Таджикистане – по 9 единиц. Наименьшее количество машин – по 3 имеют представительства в Австрии, Германии, Кувейте. В Ливане, Молдове и Южной Корее – по 2 машины, в Канаде, Сирии и Эстонии – по 1 авто.

Наибольшая стоимость парка авто представлен в России – на сумму более 2 млн долларов, далее Китай – $1,2 млн, Турция – $1,07 млн, Беларусь – $723 тыс., Франция – $660 тыс., Узбекистан – $655 тыс., ОАЭ – $633 тыс., Кыргызстан – $582 тыс., Япония – $509 тыс.

Только последние марки машин

Проанализировав покупки авто МИД, можно увидеть закономерность, что министерство приобретает только последние марки машин: год выпуска в 99% случаях совпадает с годом покупки. Итак, самая дорогая машина министерства иностранных дел за рубежом катается в Беларуси, первоначальная стоимость Лексус LX 570, купленного в 2012 году составляет $151 тыс. На втором месте MERCEDES-BENZ S400 в Южной Африке, в 2014 году авто приобрели за $148 тыс. На третьем месте MERCEDES-BENZ 350 за $140 тыс., купленный для представительства в Туркменистане. На 300 долларов ниже MERCEDES BENZ S400 L для посольства в ОАЭ. В 2013 году он обошелся казахстанскому бюджету в $139,7 тыс. Еще один MERCEDES BENZ S400 за $104 тыс. возит послов в Узбекистане.

Таким образом, наибольшее количество самых дорогих машин МИД за рубежом сконцентрировано в СНГ – 13 авто, на Ближнем Востоке – 5 единиц, в Азии и Африке – по 3 авто, в Европе – 6 машин.

Из парка авто Министерства иностранных дел в 510 единиц большую часть составляют авто марки Toyota 202 ед., (40%) далее следует германский автопром с брендами Mercedes – 102 ед.(20%), BMW – 50 машин (9%), Volskwagen – 38 авто, Audi – 12 ед., Kia и Nissan – по 10 авто., Hyundai и Lexus – по 7 машин. Другие марки машин – 72 авто.

Когда стоимость машин меньше или равна товарообороту

Существуют страны, товарооборот с которыми бывает немногим меньше, чем общая стоимость машин автопарка посольства. Например, объем торговых операций с Катаром в 2018 году составил $423 тыс., в то время как общая стоимость автотранспорта – девяти машин составляет $208 тыс. Другой пример – Эфиопия. В эту страну приобретена одна из самых дорогих машин МИД – Меrcedes-Benz S400L AMG. В 2014 году первоначальная стоимость авто составила $126,2 тыс. так, в 2018 году товарооборот между нашими странами составил всего $82 тыс., что меньше, чем стоимость данной машины. Всего в представительстве РК в Эфиопии пять единиц авто общей стоимостью $218 тыс.

Впрочем, пока одни представители посольств выбирают комфорт за счет госказны, другие голосуют за здоровый образ жизни. Так, в посольстве Казахстана в Индонезии имеется велосипед. Правда, на данном единственном примере заканчиваются бюджетные варианты передвижения.

Гламурный вид авто привлекает инвестиции?

Можно ли установить причинно-следственную связь между количеством машин, их стоимостью и товарооборотом? Так, к примеру в 2018 году торговые операции между Казахстаном и Францией составили $3,9 млрд, между РК и Южной Кореей немногим меньше – $3,2 млрд. При этом, количество авто в посольстве РК в Париже составляет 18 единиц, в Сеуле у казахстанского представительства всего 2 авто. Аналогичная картина складывается при сравнении товарооборота между парой Казахстан/Швейцария и Казахстан/Узбекистан. В первом случае товарооборот на уровне $2,8 млрд, во втором – $2,5 млрд. При том, что Швейцария превосходит Узбекистан по торговым операциям с нашей страной, количество машин посольства РК в Ташкенте в два раза больше, чем в Женеве – 16 против 8 единиц автотранспорта.

Таким образом, прямой взаимосвязи между экспортом/импортом Казахстана с другими странами и количеством авто посольств не прослеживается.

Возьмем другой критерий. Одной из задач внешней политики МИД является привлечение иностранных инвестиций и возможно в целях стимулирования продуктивной работы сотрудников посольств приобретаются презентабельные дорогостоящие авто. Так, одна из покупок последних лет Mercedes Benz S 450 для посольства Казахстана в Израиле стоимостью $101 тыс. По данным отчетности Нацбанка в 2018 год сумма инвестиций этой страны в РК составила всего $600 тысяч, отмечает издание Автоновости Казахстана.

В Иордании колесит Mercedes Benz S 350, купленный в 2011 году за $107 тыс. Инвестиции Иордании в Казахстан в 2018 году на уровне $300 тыс. Саудовская Аравия, для работы которой посольство приобрело 9 авто, вложило в том же 2018 году $5,7 млн в экономику Казахстана. При этом, инвестиции сократились на $2 млн по сравнению с 2017 годом. Для представительства в Норвегии в 2013 году приобрели Mercedes Benz S 400 за $111 тыс. Так, в том же 2013 году объем инвестиций в Казахстан составил $19,2 млн, в 2014 году – $38,8 млн, годом позже отрицательное значение – минус $4,1 млн (инвесторы выводили свои средства), в 2016 году инвестиции все же вернулись, правда незначительные – $1,4 млн., в следующем 2017 году их было всего $200 тыс., и, наконец, в 2018 году инвестиции вышли на уровень $1,1 млн. Большинство стран, в которых представительства Казахстана имеют укомплектованный гараж с последними марками авто, либо совсем не вкладывают в РК, либо данные инвестиции на таком низком уровне, что они практически не играют никакой роли среди главных игроков. Напомним, основные инвестиции в нашу страну поступают из России, Китая, Нидерландов, США и Швейцарии. Гипотеза с инвестициями также не подтверждается, пишут Новости Казахстана.

Таким образом, когда количество авто МИДа за рубежом и их стоимость напрямую не отражаются на притоке инвестиций в страну, возможно, следует напомнить, что за комфортное проживание послов и их семей платят казахстанские налогоплательщики и руководству министерства следует об этом помнить, приобретая для своих нужд очередной Mercedes S класса.

Exit mobile version