Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Как Украине воспользоваться проблемами РФ для реформы ОПК

Как Украине воспользоваться проблемами РФ для реформы ОПК
Как Украине воспользоваться проблемами РФ для реформы ОПК

Мотивационных стимулов для преобразования ОПК достаточно, но существуют и сдерживающие факторы.

В начале июня издание ZN.UA писало о намеченной в Украине кардинальной перестройке оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и в частности о создании в структуре исполнительной власти Министерства развития стратегических технологий и инноваций, а впоследствии и Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (на базе Государственного научно-исследовательского института информатизации и моделирования экономики). Как задумали реформаторы ОПК, новое министерство должно функционировать уже через три месяца, а полное оформление реформы — еще через 12 месяцев.

Специалисты отрасли и наблюдатели уже обозначили важность намеченных преобразований в ОПК, известно также, что его подкрепило твердое президентское “да”. Но, как водится, результаты всякого “великого почина” зависят от множества нюансов и особенно от фигуры главного исполнителя.

Момент техносилы

В условиях “ручного” перевооружения армии в течение шести лет войны, растущего потока технологических новинок внутри самого ОПК и перманентной российской угрозы реформа явно необходима. Более того, именно такого формата ожидали с 2014 года. Как представляется, реформа должна преследовать две ключевые цели: усиление возможностей построения национальной обороны за счет активного, системного перевооружения в первую очередь армии, и обеспечение эффективного технологического роста оборонной промышленности.

Это фундаментальные основы, без создания которых все остальные элементы реформы ОПК могут оказаться как минимум второстепенными. А в худшей версии — эфемерными и напрасными. Ведь вследствие господства стихийности и спорадичности усилий по перевооружению, в последние шесть лет в Вооруженные Силы попало слишком мало новых технологий, а государством не было заложено перспектив устойчивого технологического роста. А возникшие проблемы с финансированием отечественных ракетных программ в ходе формирования Гособоронзаказа-2020 четко продемонстрировали высокие риски хаотичного перевооружения и отсутствия системного подхода.

Потому что на практике формирование и реализация военно-промышленной политики государства означает защищенность приоритетов и поиск возможностей создания условий для качественного перевооружения армии как главного института сдерживания внешней агрессии. С акцентом на новые украинские технологии.

Какой здесь важный урок для Украины? Во время явных проблем, испытываемых развязавшей войну путинской Россией, и действительно феноменального всплеска военных разработок в Украине, резонно говорить об организации технологического скачка. Направленного на выстраивание многоуровневой защиты от агрессора, в которой новые оборонные технологии могут стать одной из основных опор асимметричного противодействия потенциальному разворачиванию Кремлем масштабной военной кампании.

Построение системы технологического роста

О формах построения системы в стране говорить нелегко. Поскольку ресурсов в разы меньше направлений, представляющихся приоритетными. Тем не менее, выверенное администрирование может позволить создать такую конструкцию, которая вовлечет в процесс ресурсы частных и иностранных инвесторов, а государственные ассигнования направит в первую очередь на развитие нескольких перспективных технологий, имеющих стратегическое значение. А также стимулирует развитие ряда некапиталоемких технологий с условно короткими циклами.

В последнем случае — тех, что уже оформлены в перспективные образцы, но для доведения их до серий нужна государственная организационная роль (особенно, когда центральные позиции в их создании занимают частные предприятия).

Второй ярус — уровень холдингов, которые будут формироваться на базе дивизионов “Укроборонпрома”. И новых консорциумов, скорее всего, на основе государственно-частного партнерства или вовсе частных — под решение очень конкретных задач. Роль государства здесь будет в формировании таких задач и обеспечении гарантий поддержки будущих закупок (или как минимум поддержки экспортного потенциала, если государственный холдинг привлекает частные компании в качестве разработчиков или поставщиков элементов нового вооружения). Сразу хотелось бы обозначить: к началу работы нового министерства искусственное образование в виде “Укроборонпрома” должно стать историческим эпизодом государства.

Решение заниматься развитием тех или иных технологий (или вооружений) этого уровня могут принимать руководители холдингов или корпораций. Роль государства должна сводиться к координации работ, содействию в привлечении частных предприятий и непосредственной организации самих государственно-частных (частных) консорциумов под конкретные задачи, а также определению возможностей участия государства в подготовке новых производств. Опять же, стоит подчеркнуть необходимость полноценного участия в этом процессе Министерства обороны и обязательного согласования ним тех направлений, которые являются важными для обеспечения ВСУ.

Наконец третий ярус — компетенция отдельных предприятий, КБ, НИИ, университетов, предприятий частного сектора. Кроме инициатив самих предприятий важно с самого начала предусмотреть внутри создаваемого министерства плодотворную работу подразделения по развитию перспективных технологий (собственно на его фундаменте запланировано создание Агентства передовых оборонных исследовательских проектов) с задачей определения совместно с соответствующими структурами Минобороны ориентиров технологического развития на будущее. Другими словами — постановки задач на будущее. Именно таким образом в США организовано развитие оборонных технологий, которое Пентагон осуществляет через DARPA — Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США.

В заключение несколько слов о кандидатуре нового вице-премьера — министра нового профильного министерства. Ведь успешные реформы делают конкретные люди, поэтому выбор будущего руководителя оборонной промышленности — дело, по деликатности сродни тонкому Востоку. Тем более, как в любом сложном деле, никто не застрахован от ошибок и конфликта интересов.

Но дело стоит усилий, потому что такая реформа, в случае ее реализации, даст настоящий толчок для высокотехнологичного перевооружения ВСУ и обеспечит устойчивый технологический рост в стране. Когда Украина находится в состоянии войны с гораздо более сильным противником, именно создание мощной обороны должно стать ключевым приоритетом.

Для оперативного — в течение года-двух — создания отечественного оружия асимметричного противодействия. Направленного, конечно, на сдерживание противника и отказ его от дальнейшей агрессии. Такие технологии в государстве существуют. Нас должен поддерживать тот факт, что маленькие упорные нации в войнах часто побеждали сверхдержавы — за счет асимметричных действий. В смысле — вынуждали их отказаться от реализации политических амбиций военным путем.

Авторы:  Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения; Владимир Горбулин; ZN.UA 

Exit mobile version