Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Масштабные изменения в УК Украины: чем смогут злоупотреблять силовики

С 1 июля 2020 года в силу вступают масштабные изменения в Уголовный кодекс. В более, чем 100 статьях документа штрафные санкции увеличиваются в 20-100 раз, во многих добавляется лишение свободы в качестве альтернативного наказания.

Кроме того, в Уголовном кодексе наряду с преступлениями появятся проступки. Это повлечет за собой, в том числе, изменения в классификации уголовных правонарушений, что позволит, с одной стороны, разгрузить следователей, а с другой – больше манипулировать при привлечении подозреваемых к ответственности. Какие еще изменения ждут со следующего месяца, изданию  Mind рассказал Анатолий Яровой, адвокат, партнер АО «Радзиевский и Яровой».

Проступки и дознаватели

Вступающие в силу изменения связаны, прежде всего, с законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных преступлений», который был принят еще при предыдущей власти, осенью 2018 года. Очень упрощенно его цель состояла в том, чтобы «разгрузить» следователей правоохранительных органов от «мелких» дел, передав их «дознавателям» – отдельному структурному подразделению, специализирующемуся на правонарушениях небольшой тяжести – проступках.

Если сегодня преступления делятся на легкие, средней тяжести, тяжкие и очень тяжкие, то в новой классификации предлагается распределить их так: проступки, нетяжелое, тяжкое и особой тяжести преступление.

В чем разница между преступлениями небольшой тяжести в первом случае и проступком во втором? Главным образом, в наказании. Если сегодня к легким относятся преступления, за которые предусмотрено до 51 тыс. грн. штрафа и/или до 2 лет лишения свободы, то проступки предусматривают такой же уровень штрафа, но уже без тюремного срока.

В чем особенность проступка? Во-первых, он не является преступлением, поэтому после отбытия наказания за него у человека нет судимости. Во-вторых, его расследованием занимается не следователь, а дознаватель, «облегченная» версия следователя.

В ходе расследования проступка можно проводить любые следственно-розыскные действия, кроме негласных. При этом делать это можно еще до внесения информации о проступке в ЕРДР. Например, можно, отбирать пояснения, инициировать медицинское освидетельствование, снимать показания с приборов, камер фото и видеонаблюдения, проводить задержание и личный досмотр подозреваемых и изымать их вещи, если они могут быть вещественными доказательствами.

Если в ходе расследования проступка выяснится, что человек все же совершил преступление (например, обычная кража – это проступок, а в организованной группе – уже преступление) – дело должно быть передано следственным органам. И наоборот, если следователи в ходе расследования преступления выяснят, что оно «очень незначительное» (= проступок), они должны передать дело дознавателям.

Это открывает огромное пространство для манипуляций. Самая очевидная – это возможность «коммерческой» переквалификации одного вида правонарушения в другой в обоих направлениях. Ведь, как правило, проступком является «базовое» правонарушение, а его повторность, групповой характер или другие отягчающие обстоятельства превращают его в «полноценное» преступление.

Упрощенный характер проведения досудебного расследования может стимулировать правоохранительные органы расследовать все ситуации, которые возможно, в формате проступков, чтобы затем, найдя наиболее «перспективные» с коррупционной точки зрения – переквалифицировать их в «преступление» либо «продать» потенциальному фигуранту отказ от такого «апгрейда» за понятное «вознаграждение».

Штрафы взлетают в космос

Поскольку отнесение к категории проступков прямо привязано к размеру денежного наказания за такое правонарушение, возникла необходимость пересмотреть размеры штрафов, многие из которых долгое время находились на символическом уровне в 850-1700 грн. и навряд ли могли как-то «запугать» потенциальных преступников.

Именно поэтому с 1 июля в Уголовном кодексе существенно ужесточается наказание по более чем 100 статьям. Это позволило вывести ряд правонарушений из категории проступков, максимальное наказание за которые – не более 3 тыс. прожиточных минимумов или 51 тыс. грн., в разряд преступлений.

Примеры изменившихся штрафов (максимальные планки)

Было Стало
незаконное разглашение врачебной тайны 850 грн. 68 тыс. грн.
кража 850-1700 грн. 17 – 51 тыс. грн.
грабеж 850-1700 грн. 34 – 68 тыс. грн.
присвоение или растрата имущества служебным лицом 850 грн. 34 – 85 тыс. грн.
выпуск на рынок опасной продукции 8,5 – 17 тыс. грн. 51 – 136 тыс. грн.
загрязнение воздуха 1,7 – 3,4 тыс. грн. 30,6 – 61,2 тыс. грн.
незаконная охота 1,7 – 3,4 тыс. грн. 17 – 51 тыс. грн.
самовольная остановка поезда без потребности 850 грн. 17 – 34 тыс. грн.
ввоз и распространение порнографии 850 – 1,7 тыс. грн. 17 – 68 тыс. грн.
надругательство над государственными символами 850 грн. 17 – 68 тыс. грн.
сопротивление представителю власти 3400 грн. 17 – 34 тыс. грн.
умышленное повреждение имущества журналиста 850 – 3400 грн. 17 – 68 тыс. грн.

Некоторые статьи получили дополнительную санкцию в виде лишения свободы, из-за чего тоже перестают претендовать на звание «проступка». Например, до 3 лет тюрьмы в качестве альтернативы штрафу будет с 1 июля санкцией за незаконное проведение опытов над людьми, незаконное использование избирательного бюллетеня, нарушение равноправия граждан на почве религии, национальности и т. д., препятствование осуществлению религиозного обряда, сокрытие информации о реальном экологическом состоянии или заболевании населения.

Что осталось за бортом

Однако, далеко не все «проблемные» статьи попали под «усовершенствование», в результате чего достаточно серьезные правонарушения превратятся в проступки с упрощенным форматом расследования и отсутствием судимости у лиц их совершивших. Например, с 1 июля к проступкам будут относиться в «базовой» форме (без повторности, отягчающих обстоятельств, участия группы лиц и т. д.):

Мало того, что все эти преступления будут расследоваться по упрощенной процедуре, хотя многие из них (как например, угроза убийством, «рейдерские» статьи и другие) являются достаточно серьезными и опасными для общества. Так большинства из них не коснулось повышение штрафов, то есть суммы наказаний за них будут все еще мизерными. Таким образом, преступники в этих кейсах будут чувствовать себя гораздо спокойнее, чем до вступления в силу изменений.

Можно ли исправить ситуацию? Безусловно, выделять несложные правонарушения – с точки зрения расследования, а также нетяжкие – с точки зрения нанесенного материального и морального ущерба конкретному человеку, государству, обществу – нужно. Однако список проступков точно нуждается в ревизии и переформатировании. И ему должна предшествовать большая общественная дискуссия, а не кулуарные договоренности.

Потому что сейчас некоторые из пунктов имеют признаки снижения уровня ответственности за ряд серьезных преступлений, даже если их будут совершать чиновники. В то же время, обычных граждан ждет безосновательное ужесточение наказания для преступлений ими совершенных впервые или не являющихся существенно опасными для общества. К сожалению, участникам уголовного производства еще только предстоит ощутить на себе в полной мере все сложности применения новых правовых норм.

Автор: Mind.ua

Exit mobile version