Вот какую хитрую лазейку оставили для себя донецкие «хозяева жизни». В случае возмущения «центра», всегда можно имитировать удивление: а что мы? Коллегиально приняли решение, да – незаконное; виновен тот, кто его исполнил… Куда исполнители смотрели? Не знают, что ли, законы? А если бы мы приняли решение об избрании, скажем, Генеральным прокурором Украины Ахметова или Януковича, то разве такое решение бы исполняли? Нет, конечно! Вот и наш случай – такой же…Хитрая «бумага»! Предлагаем вниманию читателей «УК» любопытнейший документ – как с юридической, так и с политической точки зрения. Документ, красноречиво повествующий об экономико-правовых рычагах влияния на процессы, происходящие в регионах. Решение Донецкого городского совета со скучной «шапкой» «от 24.06.2005 № 20/1 «О приведении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствие с требованиями Дочерней компании «Газ Украины» НАК «Нефтегаз Украины» от 31.05.05» – песнь чиновничья! Творение, вышедшее в свет за подписью Александра Лукьянченко, донецкого городского головы, сочетает в себе татаро-монгольское коварство и изощренное византийство одновременно.
Документ – потрясающий. Судите сами: решение принято, как мы видим, во исполнение, требования ГК «Газ Украины» НАК «Нефтегаз Украины». С каких это пор всего-навсего предприятие требует что-либо от органов местного самоуправления? С каких это пор такие требования подлежат неукоснительному исполнению? И, наконец, почему под требование ГК «Газ Украины», находящегося в Киеве, так скоропостижно (не прошло и месяца) «прогнулся», Донецк, традиционно славящийся своей «исключительностью»?
Тем более удивительно, что решение касается весомого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые ударят по карманам большинства жителей шахтерского края.
Допустим, что ГК «Газ Украины», скорее всего, просто потребовал платить по долгам предприятия жилкоммунхоза Донецка за полученный ими природный газ. Что естественно: пора забыть о пословице «долги платят только трусы», характерной для нынешней Украины. Долги платить – нужно. Но ГК «Газ Украины» не может – в принципе – ставить вопрос о повышения тарифов для населения; это предприятию – безразлично. У «Газа Украины» есть договора с предприятиями жилкоммунхоза о поставке природного газа, и кредитора интересует лишь вопрос расчета с покупателями газа – при абсолютно нейтральном отношении к тарифам для населения. Каким путем будут получены деньги – кредитору все равно.
Потому требовать повысить тарифы, как это представлено в решении донецкого горсовета, ГК «Газ Украины» выдвигать просто не мог: незачем. Тем более, что решение городских властей совершенно не соответствует специфике деятельности «Газа Украины»: к вопросам водоснабжения, лифтовому хозяйству и т.д. ГК «Газ Украины», как поставщик только природного газа, не имеет никакого отношения.
Интригует? Это только на первый взгляд. Грядут выборы. Очевидно, что городской власти Донецка просто выгодно представить произошедшее повышение тарифов в преддверье выборов «тлетворным влиянием Киева». Вот что, мол, замыслили коварные чиновники из Киева: поставить Донецк на колени повышением тарифов на коммунальные услуги! А горсовет просто оказался заложником ситуации, послушным исполнителем требований ненавистного центра. «Они» там прошляпили расчеты за газ между Украиной и Россией, Украиной и Туркменистаном, довели страну до развала, а «простой народ» должен отвечать…
Потому, повысив «по требованию» тарифы, городская власть пытается поднять волну народного гнева. Что даст неплохие козыри в руки местной элиты, публично ратующей «за справедливость». И видящую торжество таковой лишь в федерализации и автономизации региона. Тем более, что данное решение мэрии можно отменить также быстро, как и принять – теперь уже городская власть выступит радетелем «чаяний простых донетчан». Власть вдруг окажется поборником справедливости, честно и неподкупно отстоявшей права населения.
К тому же, при описанном повышении тарифов та же власть резервирует для себя немалые средства на иные, скажем так, предвыборные «развлечения».
Все – просто. Долги за газ в регионе накапливались на протяжении нескольких последних лет, а цена на газ пока остается стабильной – даже в период принятия описываемого решения. Но повышение тарифов на коммунальные услуги (в том числе и лифтовое хозяйство, водоснабжение и прочее) изымет дополнительные средства у населения в пользу жилкоммунхоза, как отрасли. Но причем тут плата за газ, цена на который – неизменна, и лифтовое хозяйство?
При этом даже не сомневайтесь: уровень платежей в пользу ГК «Газ Украины» даже не изменится, может – самую малость, чтобы оправдаться перед населением региона и Киевом. Но ресурс средств у местной власти появится, даже по поверхностным подсчетам, в несколько десятков миллионов гривен!
По сути, дополнительно собранные деньги пойдут в счет погашения старых долгов перед ГК «Газ Украины». Эта ситуация называется «перекрестным субсидированием»; она экономически не оправдана, и юридически находится вне закона. Нельзя ранее украденные деньги пытаться пополнить за счет новых финансовых «ухищрений». Получается, раньше население «обнесли», а теперь с него же взымают деньги по второму кругу…
Но и это не все. Допустим (увы, теоретически!), доблестные правоохранительные органы проявят активность, и попытаются выяснить у чиновников Донецкого горсовета: кто мог от вас и на каком основании мог потребовать повышения тарифов? И куда пошли деньги, уплаченные населением ранее и «по второму кругу» – при неизменном уровне оплаты потребляемого газа?
В этом случае горсовет имеет, как минимум, две «отговорки». Первая состоит в том, что решение горсовета принято коллегиально, то есть путем демонстрации коллективной глупости, решение толпы, при котором зачинщиков просто не сыщешь… Вторая заключается в следующем: горсовет в лице его «поводырей» заявит, что решение… силы не имеет, ошибочка вышла. А раз так, то никто это решение не должен был исполнять. Кто исполнил – тот и виноват…
Не смейтесь – это на самом деле так, и вот почему: принимать решение об изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги орган местного самоуправления (каковым, несомненно, является Донецкий городской совет) права не имеет. Равно как и горотдел милиции, или станция ветеринарного обслуживания. По существующему законодательству, решение об изменении тарифов могут принимать лишь исполнительные органы органов местного самоуправления (прямое указание – ст.28 Закона Украины «О местном самоуправлении»). В данном случае – Исполнительный комитет Донецкого городского совета.
Горсовет и горисполком – как принято говорить, две большие разницы. Пропасть между ними – по функциональным обязанностям, статусу – огромная. Например, такая же, как между Верховной Радой Украины и Кабинетом министров.
К тому же, упоминаемый в решении Закон Украины «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги» нами в базах законодательства вообще не найден! «УК», по крайней мере, пользовались официальным сайтом Верховной Рады Украины , обыскались и в других источниках. Потому с полной ответственностью можем утверждать: такого закона (упомянутого в решении) просто-напросто не существует!
Вот какую хитрую лазейку оставили для себя донецкие «хозяева жизни». В случае возмущения «центра», всегда можно имитировать удивление: а что мы? Коллегиально приняли решение, да – незаконное; виновен тот, кто его исполнил… Куда исполнители смотрели? Не знают, что ли, законы? А если бы мы приняли решение об избрании, скажем, Генеральным прокурором Украины Ахметова или Януковича, то разве такое решение бы исполняли? Нет, конечно! Вот и наш случай – такой же…
Такие уголовные преступления, как служебный подлог и превышение служебных полномочий, конечно, налицо. Но по ним санкции небольшие, да и сажать за подобные «игры» у нас не принято… Так что для инициаторов подобной «самодеятельности» все обойдется – к сожалению.
«УК» расширит и углубит исследование этого «донецкого феномена». Впереди – анализ загадочного письма ГК «Газ Украины», ставшего поводом для организации столь хитроумной махинации. Наверняка интересной окажется и реакция прокуратуры в данном вопросе. Продолжение журналистского расследования – следует.
Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»