Медики – реалисты. И мало кто ожидал, что на пост «технического» министра здравоохранения будет назначен мессия, призванный вывести отрасль из кризиса. Учитывая последние кадровые решения Президента, благословление союза «вечной бесприданницы» – украинской медицины и очередного «купца Паратова» – выбор вполне логичный…Между тем, интрига вокруг последней вакансии в Кабмине закручивалась нешуточная. 8 сентября 2005 года В.Ющенко отправил в отставку Кабмин, возглавляемый Юлией Тимошенко. Министр здравоохранения Николай Полищук превратился в «и.о.», каковым и являлся до 27 сентября. То, что «нейрохирургический период» в управлении здравоохранением заканчивается, стало понятно, когда 61–летнего Николая Ефремовича, «и.о. министра» и академика, как юношу, не пустили на заседание вновь сформированного Юрием Ехануровым Кабмина. Официальное подтверждение этому не заставило себя долго ждать – 27 сентября своим Указом Президент Украины освободил Полищука от министерских обязанностей.
С этого момента в медицинских кругах началось «гадание на кофейной гуще» по поводу возможной кандидатуры Главного медика всея Украины. Назывались различные кандидатуры, от одиозного Владимира Загороднего, прославившегося виртуозным проведением тендеров при министре Пидаеве, до Николая Корпана, лечащего врача Виктора Ющенко в клинике «Рудольфинерхаус». Даже Николай Полищук, которому недвусмысленно указали на дверь, не терял надежды вернуться в Кабмин. Если не на белом коне, то в белом халате, точно. Своего апогея ожидания достигли к 7-8 октября.
То, что назначение министра «не за горами», стало понятно из ряда публикаций в СМИ. Вот выдержки из статьи, опубликованной 7 октября на сайте «ГИППОКРАТ. Украинский медицинский портал»:
«… Уже который день, как страна в тревожном ожидании: кто же будет новым министром здравоохранения? Вверит ли Президент здоровье нации в руки человека, которые не погрязли в наживе за счёт закупок министерством лекарственных препаратов и оборудования за государственный счёт, карьеру на их загубленных жизнях не сделавшего, или всё останется как есть. Ждёт народ мудрого решения Главы государства и думает, не подставят ли его в очередной раз лоббисты, проталкивающие любыми путями умелых менеджеров по разворовыванию государственного бюджета за счёт больных.
Знай, страна, на это кресло заявились несколько персонажей, такие как В.Загородний, который, будучи заместителем министра и главой тендерного комитета Минздрава в команде экс-министра здравоохранения А.Пидаева, столько “наломал дров” за время своей работы, что убытки, причинённые государству “бандой в белых халатах” по мнению силовиков, ежегодно составляли порядка 500 млн. грн. А В.Загородний за нанесение государству многотысячного ущерба лично отделался только штрафом в пределах 600 грн. …
…Если верить слухам, суммы за назначения этих персонажей на должность министра здравоохранения предлагаются от 2 до 5 млн. долларов. Велик соблазн, однако…»
Закачивался этот материал следующим пассажем:
«…К сожалению, практически всех причастных к проведению скандальных торгов во времена министра здравоохранения А.Пидаева Н.Полищук оставил на своих местах. Сафронов, Чалова, Карамушка, Банчук, Король, Медведев и т.д. Слишком это всё смахивает на конкретные договорённости А.Пидаева и Н.Полищука по дерибану бюджета страны. Осталось вернуть В.Загороднего, для полного равновесия. И министры-силовики из-за гуманности к медикам молчат.
Скажи читатель, что нужно сделать, для того, чтобы прекратить так издеваться над своим народом?! Неужели в стране нельзя найти квалифицированного, порядочного, честного человека, который был бы в состоянии навести порядок в нашем здравоохранении?
А пока бандиты, засевшие в МОЗе чувствуют себя хорошо. Поговаривают, что “всё порешали”, и вроде собрали деньги на своего нового министра…»
Так как в нашей стране часто нет ничего более реального, чем слухи, а при наличии «собранных денег» «все решается» весьма быстро, со дня на день нужно было ждать назначения. И вечером 12 октября ДЕСЯТЫЙ министр МОЗ в новейшей истории независимой Украины был назначен…
„Яка розумная цьому альтернатива?”
Была ли у Президента альтернатива этому назначению? Естественно была! Даже при кадровом вакууме, можно было обратить своё внимание на некоторых из бывших хозяев здания по ул.Грушевского, 7. Не на всех конечно, так как из девяти успевших «порулить» отечественным здравоохранением некоторые персоналии вызывают уважение, некоторые подозрение, а некоторые откровенное недоумение…
Юрий СПИЖЕНКО (Министр здравоохранения в 1989-1994 гг.)
«Правление» этого Министра здравоохранения было первым в Независимой Украине и самым продолжительным. Он действительно рьяно взялся за дело и оставил после себя заметный след в реорганизации медицины нашего отечества, одновременно не дав развалить отрасль в бурное постперестроечное время. Медики вспоминают, что во времена министра Спиженко не было «отката» за покупку оборудования или медикаментов. Зато действительно было предпринято много шагов по улучшению работы здравоохранения. По крайне мере, его полноправная заслуга в реанимации отечественной фармацевтической промышленности.
Владимир МАЛЬЦЕВ (1994)
Так быстро промелькнул на горизонте министерства, что сегодня невозможно найти следов его пребывания на этой должности. Владимиру Ивановичу доверили руководить здравоохранением аж 39 дней!
Владимир БОБРОВ (1994-1995)
Теперь уже трудно припомнить, смахнула ли очередная волна смены власти БОБРОВА или он сам ушел, решив не ввязываться в политику. Одно можно сказать определенно: до назначения его министром здравоохранения он проявил себя в медицине со всех сторон: умный, заслуженный, хороший организатор и руководитель.
К моменту назначения министром Владимир БОБРОВ уже был профессором и доктором медицинских наук. Владимир Алексеевич автор более чем 850 научных работ (свыше 200 напечатаны за границей), 30 монографий, учебных программ и пособий по последипломному обучению врачей-терапевтов и кардиологов. Имеет 17 патентов на изобретения. Возглавил и развивает украинскую школу кардиологов. Под его руководством подготовлены 32 д.м.н. и 78 к.м.н.
Жизненный путь профессора говорит за себя. И остается только сожалеть, что ему не удалось долго поработать министром на благо здоровья нашего народа!
Евгений КОРОЛЕНКО (1995-1996)
Евгений КОРОЛЕНКО, также как и два его предшественника, просто “проскользнул” по министерскому креслу. Запомнился он, пожалуй, принятием Приказа № 152 от 22.08.1995 г «О порядке выдачи разрешения на использование и внедрение в производство ЛС”. По нему регистрацию отечественных ЛС должен проводить ФК МЗ Украины с привлечением к экспертным работам Фармакопейного комитета МЗ Украины, Государственной инспекции контроля качества (ГИКК) ЛС, которые подают в ФК свои заключения. Все зарубежные ЛС могут быть ввезены и использованы в медицинской практике только после их регистрации ФК МЗ Украины. Документом, подтверждающим государственную регистрацию ЛС в Украине, с этого момента будет являтся «Свидетельство о регистрации лекарственных средств в Украине». Частным лицам свидетельство о регистрации выдавать перестали.
В результате такого потрясения медицинская машина стала искать выход и нашла его самостоятельно! Страну захлестнула волна повального уклонения от регистрации ЛС в Украине. Зато толпами по стране стали носиться «челноки» с лекарствами из России. А фармацевты стали спешить зарегистрировать отечественные разработки в России: дешевле и быстрее. Убедить же пациента, что «российское – считай наше» для сведущего врача пара пустяков.
Андрей СЕРДЮК (1996-1999)
Задержался у руля здравоохранения. Быть может, поэтому в период его руководства больше всего было народного возмущения в адрес отечественной медицины. Ему в вину ставят развязывание “геноцида против собственного народа”. А министр всего лишь пытался неподготовленному люду с трибуны Верховного Совета объяснить, что радикальные экономические реформы, навязанные ВМФ в недалеком будущем помогут украинцам вымереть! Министр внес свои предложения по ускорению процесса реформирования системы здравоохранения. В результате чего медицинское обслуживание стало бы недоступным для основной массы населения. Правда, тогда же министр сообщил, что убыль населения страны к 2000 году составит 2 млн. человек. Однако уже к 1999 году эта цифра была превышена! Так что прогнозы министр делал правильные.
Любопытно, что после ознакомления с деятельностью своего министерства и оценив его возможности, через полгода работы на своей должности Сердюк выступил в СМИ вот с чем:
“Ситуация не безнадежна…”
А еще через год работы его восприятие изменилось:
“Ситуация в здравоохранении близкая к условиям военного времени”.
Так-то!!!
Раиса БОГАТЫРЕВА (1999-2000)
1 октября 1999 года состоялся Первый всеукраинский съезд медицинских работников. Это было действительно первое мероприятие, объединившее усилия медицинской общественности всей страны в реорганизации отечественной системы здравоохранения. В работе съезда приняли участие Президент Украины Леонид Кучма, вице-премьер-министр В. Семиноженко, министр здравоохранения Украины Раиса Богатырева, мэр Киева Александр Омельченко, ректор Национального медицинского университета Евгений Гончарук, другие официальные лица. Всего участниками форума стали около 1300 гостей и делегатов, избранных на областных конференциях медицинских работников. Первый всеукраинский съезд медицинских работников был организован Министерством здравоохранения Украины и общественной инициативой «Пульс Украины», которая подготовила Концепцию законодательной инициативы медицинского сообщества и программу реорганизации медицинской помощи в Украине «Перспектива — 2010». Эти документы и обсуждались участниками съезда. И эйфорию грядущихих перемен в медицине ощущали все медработники от санитарок до профессуры. Во время съезда, отвечая на просьбы журналистов поставить диагноз состоянию отечественной медицины, Раиса БОГАТЫРЕВА отметила:
«Пациент скорее жив, чем мертв». От имени Президента Украины и медицинского сообщества Украины на съезде была подписана декларация. Подписавшие ее стороны обязались обеспечивать всех граждан Украины доступной медицинской помощью, которая соответствовала бы современным стандартам. В декларации было отмечено, что реализация этого принципа должна осуществляться с помощью таких социально-экономических механизмов, как обеспечение обязательного предоставления медицинской помощи, в первую очередь скорой и неотложной, для лечения социально опасных заболеваний, помощи детям, беременным, пенсионерам, инвалидам, а также при родах; многоканальное финансирование медицинской помощи за счет развития медицинского страхования, внедрения системы выплат работодателями взносов за работающих, создания общественных фондов и др. Эйфория и надежды на новую жизнь в медицине закончились внезапной отставкой Кабинета министров вместе с Министром здравоохранения Раисой Богатыревой. «Пульс» без ее энергичной поддержки как-то постепенно перестал «прослушиваться».
Виталий МОСКАЛЕНКО (2000-2002)
Виталий МОСКАЛЕНКО, приняв бразды правления от такого энергичного предшественника, наверное растерялся: не смог подхватить волну эйфории медиков с надеждой на лучшие времена. Или просто знал, что денег не дадут на эти “лучшие времена”, а взять их в этот момент просто негде и медицина просто разваливается на глазах: издает последние вздохи профилактическая медицина, продаются и перепрофилируются ведомственные поликлиники.
Москаленко понадеялся, что в 2003 году Украина хотя бы сделает активные шаги к профилактике табакокурения. И 4 апреля 2002 об этом он сказал на пресс-конференции в МИНЗДРАВЕ отметив, что:
“На сегодняшний день Украина не занимает лидирующих позиций в профилактике табакокурения. А распространенность курения среди населения Украины остается достаточно высокой: среди мужчин 20-29 лет курят более 30%”.
Увы, даже в этом вопросе В. Москаленко не удалось дойти до логического конца. Пришлось освободить занимаемое место следующему кандидату.
Андрей ПИДАЕВ (2002-2005)
Андрей Владимирович в должности министра успел не только вникнуть в состояние здравоохранения, но и «порулить» им.
«Рулил» он настолько «успешно», что если в начале его руководства о «неполадках в министерской палатке» ходили лишь глухие слухи, то к концу его пребывания на посту министра эти слухи разразились серией «тендерных скандалов», заинтересовавших КРУ, о которых не писали только «ленивые» (либо «прикормленные») СМИ.
Кроме того, Пидаев прославился «крымским десантом» в министерство (многие «десантники» занимают в нём тёплые кресла и сегодня):
«…В “предоставленное” ему министерство Пидаев прихватил “команду единомышленников”, по странному стечению обстоятельств до этого работавших в Черноморском банке реконструкции и развития. Фактическим владельцем ЧБРР является руководитель штаба “Нашей Украины”, курирующий вопросы западного финансирования компании Ющенко, нардеп Олег Рыбачук, чье происхождение, равно как и происхождение его капиталов, покрыто мраком. Как только Пидаев покинул Крым, Черноморский банк открыл филиал в Киеве, а его сотрудники перешли на работу в МЗУ: бывший главный бухгалтер ЧБРР г-жа Карамушка стала директором департамента экономики и финансов, юрист банка г-жа Чалова – юрисконсультом, а охранник (!) ЧБРР г-н Сафронов возглавил отдел тендерных закупок. Сия славная команда, ведомая г-ном Пидаевым, взялась “обслуживать” средства, выделяемые МЗУ. Третьесортный банк стал главным и единственным оператором Минздрава, располагающего миллиардными средствами и колоссальными разрешительными функциями. Работали, прежде всего, с системой закупок. “Нужные” препараты и оборудование, по “нужным” ценам, покупали на “нужных” условиях у “нужных” кампаний…»
(Объективная газета)
… и тесной работой с небезысвестным «гражданином России» Игорем Бакаем, с которым на пару они отремонтировали «Феофанию» «освоив» 300 миллионов бюджетных гривен:
«…После поездки Кучмы в Баден Баден, которую Пидаев организовал вместе с Игорем Бакаем, они выпросили у президента 300 миллионов гривен на правительственную больницу в Феофании. В узком кругу Пидаев хвастал, что всю сумму они успешно отоварили, купив на закрытых торгах все, как минимум в два раза дороже. Убытки государства, которые эти господа разделили между собой, могли составить не менее 150 миллионов гривен…»
(“Обозреватель”, 18.02.2005)
Оранжевые волны революции «смыли» из кресла Министра здравоохранения вместе со всеми его попытками «заботиться о народе» и «благими намерениями». Уходя, он не очень расстроился:
«…Нового министра Пидаев не боится. Говорит, что Полищук уже дед, и все равно разобраться во всем не сможет – «а на конфеты будет получать и будет счастлив».
(“Обозреватель”, 18.02.2005)
Николай ПОЛИЩУК (2005)
В январе 2005 года в Украине наступил «нейрохирургический период» руководства здравоохранением. Для всех он запомниться энергичной и как думается, искренней деятельностью на посту министра Николая Ефремовича Полищука. Она, быть может, была даже очень правильной, но слишком динамичной. В среде неповоротливого чиновничества и медицинского консерватизма, заложенного поколениями специалистов этого цеха, радикальные изменения не нашли приверженцев. Кроме того, неожиданно доверчивый (все-таки, имея немалый парламентский опыт, можно было бы быть и поосмотрительнее) министр не провёл кадровой чистки (что ещё раз доказывает его душевное родство с Президентом) и многие его начинания, по-видимому, извращались и саботировались. Отсутствие прочного идеологического фундамента довершило разгром «оранжевого» (один в поле не воин) в стенах отдельно взятого министерства. Реформа последипломного образования под лозунгом «Все в село!» при отсутствии необходимых ресурсов, вместо возрождения традиций Магнитки и БАМа («Врач – спаси украинское село!», «Булгаковы и Вересаевы 21 века – где вы?!!»), вылилось в очередное «ломание о колено» молодёжи прошедшей Майдан, на что она и ответила соответствующе. Забота о здоровье нации и борьба с ее уничтожением путём самолечения, вылилось после издания 360-го Приказа в панические слухи и глухой ропот, не понявшего сути документа, населения. Попытка перевернуть «пирамиду» финансирования здравоохранения в сторону увеличения финансирования первичного звена, разбившись о сопротивление «медицинских генералов» (давно уже оставивших эти ступени), также не было поддержано, не проинформированными нужным образом, населением и непосредственным начальством министра.
И наконец, «дед» по-видимому «взял на конфеты», потому что «химия» с госзакупками не прекратилась с его приходом:
«…Много надежд возлагало общество и сами врачи на приход новой команды в Минздрав. Но команда не пришла. Пришёл один Н.Полищук, которого как неопытного обвели вокруг пальца и возможно поставили на процент от тендерных закупок люди настоящей команды. Команды, которая до сих пор орудует в Минздраве и крутит тендеры на свой лад, закупая зачастую то, что не заказано регионами и не закупая то, что чрезвычайно необходимо. Препараты поступают с ограниченным сроком годности, срок доставки вместо 30 дней – до 6 месяцев. Тендеры проводятся по старым преступным схемам, которые позволяют обогащаться чиновникам МОЗ за счёт переплаты по завышенным ценам за лекарства и мед.оборудование. Закупки проводятся по неотменённому до сих пор Приказу МОЗ N169, который согласно выводам СБУ, Академии мед.наук Украины приносит убытки казне государства в размере 500 млн. гривень ежегодно. Министр Полищук знает об этом, об этом пишет КРУ, Счётная палата Украины, но при этом Н.Полищук приказ N169 не отменяет! Понятное дело ведь идёт наглое косилово. А лекарств всем больным бесплатно не хватает. По коррупционным схемам ещё до принятия бюджета в конце 2004 года были проведены торги на закупку МОЗом лекарств и оборудования на 2005 год. СМИ тогда забили тревогу и слишком рано успокоились, услышав обещания Н.Полищука отменить все торги, как не отвечающие интересам государства. Знай, страна, никто торги не отменил – полная профанация, министр врал народу и Президенту! Договора подписаны, деньги ушли в оффшорные кампании фирм-посредников, а население Украины, брошенное один на один с такими болезнями как туберкулёз, СПИД, онкология и т.д. продолжает уменьшаться в геометрической прогрессии. И сейчас банда, засевшая в Минздраве, планирует провести тендеры на 2006 год, хотя никто реально не оценил потребности, остатки на складах и самое главное не проверил даже, что по договорам поставки по программам на 2005 год лекарства ещё не пришли!…»
(«ГИППОКРАТ. Украинский медицинский портал», 7.10.2005)
Лучшие люди страны
Итак, ДЕСЯТЫМ министром здравоохранения, согласно Указу Президента 12 октября 2005 года стал, а 14 октября на Коллегии Министерства был представлен премьер-министром, Юрий Владимирович ПОЛЯЧЕНКО
Краткая биография, несмотря на официальность (распространена пресс-службой МЗ), весьма выразительна:
«Поляченко Юрій Володимирович народився 20 лютого 1963 року в м. Києві. У 1986 р. закінчив Київський медичний інститут ім. О.О.Богомольця за спеціальністю “Лікувальна справа”. У 1996 р., захистивши кандидатську дисертацію, отримав звання кандидата медичних наук. У 2002 р. захистив докторську дисертацію на звання доктора медичних наук за спеціальністю “Травматологія та ортопедія”.
Має державні нагороди: Заслужений лікар України (1997 р.); орден “За заслуги” ІІІ ступеня (2003 р.).
Після закінчення медінституту був науковим співробітником Київського НДІ ортопедії (1986-1994). Трудовий шлях продовжив на посадах заступника головного лікаря медичної частини корпорації “Київміськбуд” (1994-1995), директора Міжнародного лікувально-оздоровчого центру в Республіці Куба (1995-1998), головного лікаря медичної частини корпорації „Київміськбуд” (1998-1999).
Протягом 1999–2003 років працював у Міністерстві охорони здоров’я України:
03.1999-09.2001 – заступник міністра,
09.2001-06.2002 – перший заступник державного секретаря,
06.2002-08.2003 – державний секретар,
08.2003-12.2003 – перший заступник міністра.
У 2003–2005 обіймав посаду заступника секретаря Ради національної безпеки і оборони України.
У червні 2005 був призначений радником Президента України.
З 12 жовтня 2005 р. – міністр охорони здоров’я України”
(Пресс-секретарь министра Ульяна Лозан, 14.10.2005)
Ещё более выразительной она стала поле сообщения ряда отечественных СМИ, что Юрий Владимирович – это сын уважаемого главы „Киевгорстроя” Владимира Поляченко.
Резкий карьерный взлет доктора Поляченко (в 31 год – заместитель главврача крупнейшей ведомственной больницы, которую по странному стечению обстоятельств, «курирует» отец. В 36 лет – заместитель министра 50-милионного государства.
Удивительно, но «новичок» в «высшем эшелоне чиновничества» как-то стразу «пришелся ко двору», уверенно заняв своё почетное место в «тусовке избранных».
Вот что писала звезда украинской журналистики Елена Крутогрудова в газете «Бульвар» от 20 июня 2000 года:
«… Свой первый серьезный юбилей – 5 лет! – “Бульвар” отметил роскошным банкетом в гостинице “Русь…
…На торжество прибыли лучшие люди страны. Председатель Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Борис Андресюк, пресс-секретарь Президента Украины Александр Мартыненко, экс-премьер-министр Виталий Масол, замминистра здравоохранения поэт Александр Коротко, замминистра здравоохранения Юрий Поляченко, владельцы лучшей медицинской фирмы “Борис” Михаил Радуцкий и Владимир Николин, вице-президент федерации футбола Борис Воскресенский, экс-динамовцы Олег Блохин, Алексей Михайличенко, Олег Кузнецов, Олег Протасов и Виктор Чанов.
Председатель Госкомитета по вопросам печати и информации Иван Драч, впервые за много лет обнявшись с Виталием Коротичем, произнес: “Ну ти, стара б…, я тебе 11 років не бачив…”
В 2001 году Юрий Владимирович был назначен председателем достаточно «сладкого» Постоянного тендерного комитета МЗ Украины для организации и осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства. Достоверных сведений о «неполадках» в возглавляемой им структуре, кроме скандала с закупкой кардиостимуляторов в 2001-2003 годах, обнаружить не удалось (в отличии от массы публикаций о деятельности его зама и «наследника» теплого кресла Владимира Загороднего).
Пришлось «качать по косвенным»…
И что-то не очень верится, что 10 тендеров, оцененных КРУ, как «честные», были проведены именно во «времена Поляченко» (последующая деятельность его зама, очевидно, в свое время получившего неплохие уроки у своего шефа, тому лишнее подтверждение):
«…Согласно выводам КРУ, проверявшему финансовую деятельность МЗУ за 2002-2004 гг., из 66 тендеров 56 (на 167,4 млн.грн.) проведены с грубейшими нарушениями Закона Украины “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства”. Начнем с того, что сроки проведения тендеров целенаправленно затягивались. В результате задержки миллиардные средства от нескольких месяцев до года оставались на счетах предприятий, которые по поручению МЗУ выполняли закупку и доставку товаров. Естественно, средства “добросовестно” прокручивали…
…Препараты и медоборудование закупалось на усмотрение МЗУ: реальные заявки зачастую не учитывались. Не смотря на полное или частичное финансирование госзакупок, “докупать” необходимые препараты и оборудование приходилось на местах за счет региональных бюджетов…
…По данным КРУ, большинство покупок проводилось не у производителей или их прямых дистрибьюторов, а через посредничестские структуры, которые тоже “отоваривались” у посредников. Таким образом накручивалась цена и скрывалась объективная стоимость закупки. В среднем же цены, по которым проводились закупки, на 25 до 30% превышали рыночные…
…Естественно, такие “шоколадные” тендеры “выигрывали” исключительно “свои” фирмы…»
(Объективная газета)
Способности Юрия Владимировича не остались без внимания власти – в июне 2002 года он стал Госсекретарем Минзрава (Загородний – зам). Если кто не помнит функции этого чиновника, напоминаем – это комиссар, т.е. «смотрящий» от Администрации Президента при министре.
Канцлер Екатерины Второй как то, во времена уже Александра Первого, сказал молодым российским дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, но при нас ни одна пушка в Европе без нашего разрешения не стреляла». Перефразируя, эти слова можно применить к системе власти по состоянию на 2002 год: ни одно назначение, тем более Госсекретаря, не могло быть не завизировано Администрацией Президента, а именно – его главой Виктором Медведчуком. Теперь становится понятным нескрываемы оптимизм одного «брендовых» членов СДПУ(о) Игоря ШУРМЫ, по поводу назначения на пост Министра Здравоохранения Юрия Поляченко:
«…Думаю, Юрий Поляченко сможет поднять отрасль, так как этот человек имеет колоссальный управленческий опыт в сфере здравоохранения…
…Реформатор Полищук принес отрасли больше вреда, чем пользы. Он не понимал, что вылечить украинское здравоохранение хирургическими методами нельзя. Главными ошибками экс-министра стали Указы № 81 и № 360. Для того, чтобы Юрию Поляченко получить почетное звание “министра, который наводит порядок”, нужно всего лишь отменить эти два указа Полищука…»
(Пресс-служба СДПУ(О), 14.10.05)
Но хорошего – понемножку… Осенью 2003 года Юрия Поляченко начали потихоньку «выводить» в «запасную обойму»: сначала он стал первым замом министра, а затем перешел на должность заместителя секретаря СНБОУ (порулил – дай другим порулить!)
Можно только позавидовать умению Юрия Владимировича ладить с людьми. Не смотря на все революционные «вихри враждебные», не уходя с поста в СНБОУ, в феврале он стал «знатным огородником» в Пуще-Водице, получив в этих благодатных местах 0,87 га землицы («Деловая столица»), в июне получил пост Советника Президента, а в октябре – Министра Здравоохранения Украины. Во-истину, чудны дела твои, Виктор Андреевич…
При мне будет все, как при бабушке…
Сказал Александр Первый утром после переворота, сделавшего его императором.
Новый министр здравоохранения пообещал, что будет проводить постепенные изменения, чтобы они не были болезненными и не создавали социального напряжения. Прежде чем посылать студентов в село, создать для них там условия и обеспечить всем нехобходимым. Приостановил действие 360-го и 81 Приказов Минздрава. Поляченко пообещал в ближайшее время создать Высший медицинский совет, в который войдут корифеи медицины, научные деятели, организаторы охраны здоровья, представители общественности. По разумению министра это даст возможность принимать коллегиальные решения и обеспечить атмосферу открытости в отрасли. В общем, с нюансами, здравоохранение Украины возвращается в «донейрохирургический» период.
Учитывая, зимние тендеры на 2006 год, вероятное наличие «очень интересной информации» о предыдущей деятельности министра у заинтересованных в этом лиц и изначальную «временность» министра – интересная перспектива.
К вечной «бесприданнице» Украинской Медицине приехал очередной Паратов… Будем надеяться, что их бурный и изначально скоротечный «роман» не приведёт к такой же печальной развязке, как в пьесе Островского… К сожалению, медики Украины в этой очередной постановке – пока только статисты. Автор сценария и режиссер – за кулисами, в ожидании гонораров.
Андрей Манусевич, Сергей Мануйлов, специально для «УК»