Представьте себе больного на хронический алкоголизм с пятнадцатилетним стажем. Родственники приводят его к наркологу и говорят: спасите, доктор! Что может сделать нарколог? Закодировать, положить в психушку, провести курс лечения. Примерно это же пытается сделать поочередно каждый вновь пришедший министр зравоохранения. Однако нарколог, зарабатывающий таким образом деньги, и не старается объяснить родственникам и больному, что еще существует окружение, которое влияет на пациента. Да и сам алкоголик, возможно, имеет цирроз печени, нарушена робота желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, нервной системы… Поэтому лечение должно проходить в комплексе, вплоть до психологической реабилитации.
В вялотекущем режиме Минздрав проводит реформы, подобно тому, как у нас лечат алкоголика — режа по живому и добивая все, что осталось хорошего от старой системы. Посмотрите на большинство больниц, в каком они пребывают состоянии? Да, есть некоторые руководители районов и областей, которые наводят порядок в периферийной системе здравоохранения, но не благодаря, а вопреки Минздраву. Так зачем нам такое министерство?
Ежегодный бюджет Минздрава — больше 2 млрд. гривен; только на целевые (тендерные) закупки правительство в этом году выделило Минздраву около 715 млн. гривен.
Считаем: с каждого выигранного тендера чиновники получают свои «законные» 20% отката. То есть заинтересованные фирмы таким образом дают им взятки за «выигрыш» в тендере. Если отбросить риски и те компании, которые по каким-то причинам не платят откаты… Сумма все равно набегает кругленькая. Вы думаете, что министр полностью контролирует ситуацию и лично дерибанит деньги? Да нет, вокруг минздравовской кормушки снует столько матерого зверья, что за каждым не успеешь уследить! Предлагали тут недавно знакомому перейти на работу в Минздрав, шепнув на ухо при этом: «Ты не смотри, что зарплата низкая, в конверте будешь получать двадцать-тридцать тысяч гривен». И это уже при новой власти.
Да Бог с ними, особенно с бывшими руководителями, теперь модно им все прощать, мы-то знаем, как круто людей меняет власть и деньги, мы знаем, что в душе каждый из них очень даже неплохой человек. Плохие только их поступки и окружение (помните алкоголика, о котором шла речь выше?). Но вот опять в министерстве новый руководитель. Молодой, порядочный.
А по-другому и быть не может, он пока еще ничего не сделал для системы здравоохранения, лишь отменил спорные указы своего предшественника. Но давайте рассмотрим свиту, то есть персон, которые и рулят весь процесс. Как оказывается, свита не только делает короля, но и министров. Вообще известно, что пироги печет пирожник, а сапоги тачает сапожник. У нас же все через происходит наоборот.
В свите предыдущих министров главным по фармации была персона с инженерным (М. Пасечник), потом — с историческим образованием (В. Рыбчук). Заметьте: в данном случае фармация — ключевой источник доходов чиновников от медицины, как и должность первого заместителя, решающего вопросы по тендерам.
А поскольку новая власть обещала везде расставить на ключевые позиции людей с «чистыми руками», давайте вспомним, кто руководил Минздравом в этом году.
С. Ханенко, тогдашний первый заместитель, семейный врач, бизнесмен от медицины. У него несколько предприятий, связанных со стоматологией, клиника на Сырце. Он был активным членом избирательного штаба В. Ющенко, координировал агитационный проект «Оновленій Україні – оновлену медицину». Результаты, как говорится, на лицо. Человек счел, что ухватил бога за бороду, потому на одной резолюции действующего Президента черканул размашистой подписью: «Все це дурниці», после чего ему предложили уйти. Как ему удалось удержаться на своем месте, представить трудно. Но усидел, удержался, так сказать, за бразды правления. Все тендерные закупки проходили через его руки. Теперь на его место пришел новый первый заместитель, в биографии которого уже была должность заместителя министра Минздрава с 1998 по 2000 годы. Чем он проявил себя на этой должности, за что его надо было назначать опять в МОЗ — загадка.
Идем дальше. В. Передерий, еще один заместитель министра. Вот что о нем сказано на сайте МОЗ: «Директор Украинского научно-исследовательского института питания. Глава комиссии фармакологического комитета Министерства здравоохранения Украины по гастроэнтерологическим препаратам. Лауреат премии… по внутренним болезням НАН Украины. Главный редактор… ДО сентября 2003 года — заместитель госсекретаря Минздрава Украины. С сентября 2003 года — заместитель министра Министерства здравоохранения».
Вот, казалось бы, светлая личность в этом чиновничьем отстойнике. Да нет же, еще при прошлой власти, прикрываясь известным покровителем и злоупотребляя служебным положением, он приватизировал Институт питания, большой государственный комплекс, заплатив за это копейки. Хотя его реальная стоимость — около восьми миллионов гривен. К тому же он активно отбирает все «нажитое непосильным трудом» у ректоров медицинских вузов. То есть с легкой руки распоряжается имуществом вузов, раздавая по собственному усмотрению в аренду приватным фирмам. Если учесть, что начал он карьеру замминистра еще при Кучме, то его можно считать непотопляемым.
На место заместителя министра по фармации сейчас выдвигают еще одного деятеля от медицины — руководителя ДАК „Укрмедпром”, структуры, возникшей с нарушениями украинского законодательства.
Это — В. Снисарь, бывший сотрудник СБУ. Вот что говорят документы о деятельности предприятия за годы его руководства: «Методики оценки стоимости имущества во время приватизации, стоимость переданных в статутный фонд компании пакетов акций не переоценивалась, что привело к снижению номинальной стоимости государственного пакета акций почти в два раза. Формирование статутных фондов компании производилось путем включения в их состав имущества и пакетов акций, деятельность которых была непрофильной для них и не соответствовала целям создания компании, что привело к дополнительным расходам компании на их удержание и негативно повлияло на наполнение государственного бюджета». То есть попросту была создана лазейка для манипуляций с госимуществом.
И вот, как говорится, попав в струю и воспользовавшись правовым нигилизмом, только за время работы в должности руководителя ДАК „Укрмедпром”, господин Снисарь умудрился передать в аренду завод Государственного научного центра лекарственных средств коммерческой структуре, близкой к его фармацевтическому бизнесу, оставив ГНЦЛС без экспертно-производственной базы. Мало того, аналогичная судьба постигла одесский завод «Биостимулятор» и одесский завод «Бактерийных и вирусных препаратов» («Биопром-Одесса), пребывавших в ведении ДАК. Это предприятия, которые производили вакцины для 22 видов заболеваний, в том числе полиомиелита, кори, коклюша, дифтерии, краснухи, гепатита! Теперь мы их будем покупать заграницей.
В Украине, практически, не осталось предприятий производящих вакцины и антибиотики. Вот потому у меня возникает законный вопрос: где ГПУ, МВС, где Минздрав, которому подчиняется ДАК «Укрмедпром»? Почему человек, распродающий государственное имущество еще и претендует на кресло заместителя министра по фармации? Или же все возвращается на круги своя?
Список минздравовских чиновников с «грязными руками» можно продолжить, да стоит ли? Ведь уже пятнадцать лет нам обещают реформы, а воз и ныне там. Наверное, что-то изменится только в случае, если в государстве произойдет чудо. Но, судя по раскладам, в Минздраве, чудес таки не бывает.
P. S. Просматривая минздравовский сайт, я заинтересовался одной ссылкой, называется «Борьба с коррупцией», и щелкнул на окошко, думая, что все-таки они как-то сражаются с этой старой каргой, но вот, что я там увидел: «Закон України від 05.10.1995 № 356/95 “Про боротьбу з корупцією” (Документ з www.rada.gov.ua)». И все!
Олег Тымчий, медицинский журналист, специально для «УК»