Рост цены на российский газ неминуемо повлечет за собой изменение цен на всех без исключения рынках товаров и услуг Украины. Но, если на рынках товаров и услуг, где правят законы экономики, такое изменение несет за собой совершенно закономерные и предсказуемые результаты, то рынки, которые находятся под влиянием монополий и преступных сговоров, в подобной ситуации становятся наиболее уязвимыми. Одним из классических примеров рынка, который находится под влиянием монополии в Украине, является рынок столичной недвижимости.Для того, чтобы понять, как связана цена на газ с ценами на рынке товаров и услуг, и почему монополизированный рынок более уязвим, чем конкурентный, рассмотрим, для начала, укрупненную схему формирования цены на товар. Не вникая в тонкости, которые присущи для каждой группы товаров, можно с уверенностью утверждать, что основные составляющие цены – это себестоимость и рентабельность. Неоспоримым также является и тот факт, что на сегодняшний день в состав себестоимости любого товара или услуги обязательно входит тепло- и электроэнергия, себестоимость которых на 90% состоит из энергоносителя.
Таким образом, совершенно естественным является тот факт, что изменение цены на энергоноситель влечет за собой изменение себестоимости товара, а, как следствие, и его цены. При этом конкурентоспособность цены регулируется при помощи уровня рентабельности. Итак, мы получили связь энергоносителя с конечным продуктом. А теперь разберемся в чем разница между монополизированным и конкурентным рынком, и почему монополизированный рынок более чувствителен к изменению цены на энергоноситель.
Монополия – (от греческого monos – единственный, один и poleo – продаю) исключительное право государства, организации, фирмы и т.п. на производство, продажу чего-л. или на деятельность в какой-л. сфере общественной жизни.
Другими словами наличие на рынке монополии подразумевает отсутствие на нем конкуренции. А отсутствие конкуренции (которая является основным сдерживающим фактором при формировании рентабельности) позволяет повысить рентабельность до максимального уровня. Теперь основополагающим фактором уровня рентабельности служит уже не конкуренция, а степень востребованности товара. Цену на товар можно повышать до тех пор, пока она не превысит платежеспособность потребителя.
Последний вопрос относительно чувствительности монополизированного рынка к цене на энергоноситель рассмотрим на примере рынка столичной недвижимости Украины.
Утверждать о том, что рынок столичной недвижимости монополизирован можно, исходя из проведенного изданием «Власть и Деньги» опроса общественного мнения, по результатам которого около 93% населения находят рынок столичной недвижимости монополизированным. А можно обратиться к законам экономики и математики, согласно которым у отдельно взятого товара при постоянных составляющих себестоимость увеличиваться не может. Другими словами, цена на недвижимость в условиях конкурентного рынка не может увеличиться в пять раз, если цены на остальные товары остались прежними или увеличились в два раза.
Формирование цены на рынке столичной недвижимости в последние годы носило именно такой характер. Стремительный рост цен на недвижимость не основывался на существенном увеличении себестоимости, а стало быть, рост осуществлялся за счет рентабельности. На сегодняшний день цена достигла как раз того уровня, когда на рынке не осталось платежеспособного потребителя. Этот факт признают уже все участники рынка, и риэлторы, и банки, и застройщики.
Все описанное выше – это база, которую мы имеем на сегодняшний день. Опираясь на эти данные и элементарную логику, попробуем дать прогноз для рынка недвижимости.
Рассмотрим самые благоприятные условия: цена на газ вырастет не более чем в три раза.
Опираясь на вышеизложенный материал, нетрудно сделать вывод, что цена на все товары и услуги (с учетом коррекции рентабельности, востребованности товара, прямой и косвенной составляющей энергоносителя в себестоимости товара и других факторов) возрастет приблизительно на 20-150%. А это означает, что покупательная способность инвестора уменьшится прямо пропорционально данной величине. Причем это только прямая зависимость, но есть еще и косвенные факторы, влияющие на востребованность товара.
По теории социолога и психолога Абрахама Маслоу, запросы человека прямо пропорциональны его благосостоянию. Другими словами, человек в первую очередь, купит хлеб, а все остальное по мере возможности. Учитывая это, а также то, что нарушается баланс между доходной и расходной частью бюджета, производители товаров будут искать все возможные пути по уменьшению себестоимости товаров, в первую очередь амортизационные фонды и прямое, или за счет сокращения сотрудников, уменьшение заработной платы. Что, в свою очередь, еще более уменьшит число потребителей. В этих условиях существование монополизированного рынка становится просто невозможным, т.к. уже возникает конкурентная борьба, непосредственно между рынками за востребованность товара, что противоречит самому определению монополии.
И, КАК СЛЕДСТВИЕ, МОНОПОЛИЗИРОВАННЫЙ РЫНОК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НЕЛИКВИД. И ЕГО НЕМИНУЕМО ЖДЕТ ОБВАЛ.
А. Лебедев
Аналитическая группа «ВиД»