Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Цена на российский газ окончательно подорвет цены на украинскую недвижимость

Рост цены на российский газ неминуемо повлечет за собой изменение цен на всех без исключения рынках товаров и услуг Украины. Но, если на рынках товаров и услуг, где правят законы экономики, такое изменение несет за собой совершенно закономерные и предсказуемые результаты, то рынки, которые находятся под влиянием монополий и преступных сговоров, в подобной ситуации становятся наиболее уязвимыми. Одним из классических примеров рынка, который находится под влиянием монополии в Украине, является рынок столичной недвижимости.Для того, чтобы понять, как связана цена на газ с ценами на рынке товаров и услуг, и почему монополизированный рынок более уязвим, чем конкурентный, рассмотрим, для начала, укрупненную схему формирования цены на товар. Не вникая в тонкости, которые присущи для каждой группы товаров, можно с уверенностью утверждать, что основные составляющие цены – это себестоимость и рентабельность. Неоспоримым также является и тот факт, что на сегодняшний день в состав себестоимости любого товара или услуги обязательно входит тепло- и электроэнергия, себестоимость которых на 90% состоит из энергоносителя.

Таким образом, совершенно естественным является тот факт, что изменение цены на энергоноситель влечет за собой изменение себестоимости товара, а, как следствие, и его цены. При этом конкурентоспособность цены регулируется при помощи уровня рентабельности. Итак, мы получили связь энергоносителя с конечным продуктом. А теперь разберемся в чем разница между монополизированным и конкурентным рынком, и почему монополизированный рынок более чувствителен к изменению цены на энергоноситель.

Монополия – (от греческого monos – единственный, один и poleo – продаю) исключительное право государства, организации, фирмы и т.п. на производство, продажу чего-л. или на деятельность в какой-л. сфере общественной жизни.

Другими словами наличие на рынке монополии подразумевает отсутствие на нем конкуренции. А отсутствие конкуренции (которая является основным сдерживающим фактором при формировании рентабельности) позволяет повысить рентабельность до максимального уровня. Теперь основополагающим фактором уровня рентабельности служит уже не конкуренция, а степень востребованности товара. Цену на товар можно повышать до тех пор, пока она не превысит платежеспособность потребителя.

Последний вопрос относительно чувствительности монополизированного рынка к цене на энергоноситель рассмотрим на примере рынка столичной недвижимости Украины.

Утверждать о том, что рынок столичной недвижимости монополизирован можно, исходя из проведенного изданием «Власть и Деньги» опроса общественного мнения, по результатам которого около 93% населения находят рынок столичной недвижимости монополизированным. А можно обратиться к законам экономики и математики, согласно которым у отдельно взятого товара при постоянных составляющих себестоимость увеличиваться не может. Другими словами, цена на недвижимость в условиях конкурентного рынка не может увеличиться в пять раз, если цены на остальные товары остались прежними или увеличились в два раза.

Формирование цены на рынке столичной недвижимости в последние годы носило именно такой характер. Стремительный рост цен на недвижимость не основывался на существенном увеличении себестоимости, а стало быть, рост осуществлялся за счет рентабельности. На сегодняшний день цена достигла как раз того уровня, когда на рынке не осталось платежеспособного потребителя. Этот факт признают уже все участники рынка, и риэлторы, и банки, и застройщики.

Все описанное выше – это база, которую мы имеем на сегодняшний день. Опираясь на эти данные и элементарную логику, попробуем дать прогноз для рынка недвижимости.

Рассмотрим самые благоприятные условия: цена на газ вырастет не более чем в три раза.

Опираясь на вышеизложенный материал, нетрудно сделать вывод, что цена на все товары и услуги (с учетом коррекции рентабельности, востребованности товара, прямой и косвенной составляющей энергоносителя в себестоимости товара и других факторов) возрастет приблизительно на 20-150%. А это означает, что покупательная способность инвестора уменьшится прямо пропорционально данной величине. Причем это только прямая зависимость, но есть еще и косвенные факторы, влияющие на востребованность товара.

По теории социолога и психолога Абрахама Маслоу, запросы человека прямо пропорциональны его благосостоянию. Другими словами, человек в первую очередь, купит хлеб, а все остальное по мере возможности. Учитывая это, а также то, что нарушается баланс между доходной и расходной частью бюджета, производители товаров будут искать все возможные пути по уменьшению себестоимости товаров, в первую очередь амортизационные фонды и прямое, или за счет сокращения сотрудников, уменьшение заработной платы. Что, в свою очередь, еще более уменьшит число потребителей. В этих условиях существование монополизированного рынка становится просто невозможным, т.к. уже возникает конкурентная борьба, непосредственно между рынками за востребованность товара, что противоречит самому определению монополии.

И, КАК СЛЕДСТВИЕ, МОНОПОЛИЗИРОВАННЫЙ РЫНОК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НЕЛИКВИД. И ЕГО НЕМИНУЕМО ЖДЕТ ОБВАЛ.

А. Лебедев

Аналитическая группа «ВиД»

Exit mobile version