Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Несколько вопросов о газе

Перепетии украино-российской газовой войны выглядят более чем странными. Обе стороны официально заверяют граждан и экспертов в принятии взаимовыгодных решений и никак не могут (или не хотят) объяснить, в чем конкретно эта выгода состоит. Однако еще осенью, в разгар газовых баталий, НАК «Нафтогаз» привлек крупные кредитные ресурсы. А сейчас – рассматривает возможность приобретения якобы навязанного Украине Газпромом посредника – РосУкрЭнерго. Нет ли связи между этими двумя фактами?В марте 2005 года «Deutsche Bank» открыл НАК «Нафтогаз Украины» кредитную линию на сумму около 2 миллиардов евро для реализации международных проектов кампании. Соглашение о получении первого транша по этому кредиту было подписано в апреле 2005 года.

В сентябре 2005 года «Нафтогаз» подписал меморандум с французским банком «Societe General» о кредите на 2,5 миллиардов евро. В октябре 2005 года «Нафтогаз» заявил о намерении привлечь кредит банка «Credit Suisse First Boston» на 3 миллиарда евро. А в ноябре «Нафтогаз» привлек долгосрочный кредит у «Standart Bank London» на сумму 200 миллионов долларов.

Итого, за один год «Нафтогаз» привлек кредитов на общую сумму более 7 миллиардов евро, из которых более 5 миллиардов были привлечены осенью.

Вопрос: чем вызвано такое активное наращивание долгов?

Юлия Тимошенко (известный специалист в газовой сфере) утверждает, что привлеченными кредитами руководство «Нафтогаза» «начинило нашу газотранспортную систему, как рождественскую утку яблоками». Но не стоит забывать, что эти деньги фактически еще не получены – они только лишь привлечены. Первые транши «Нафтогаз» получил по мартовскому кредиту от «Deutsche Bank». Остальные деньги – это вопрос будущего. Как они будут израсходованы?

Чиновники Газпрома настойчиво муссируют тему непрозрачности украинской стороны январских договоренностей о поставках газа. Председатель правления Газпрома Алексей Миллер уже несколько дней подряд во всех своих комментариях упоминает, что российскую сторону соглашений представляет стопроцентная «дочка» Газпрома «Газпромбанк». А вот украинскую сторону представляет иностранный банк, руководствующийся непрозрачными интересами неизвестных лиц.

Даже Владимир Путин на встрече с Виктором Ющенко в Астане затронул эту тему, а Ющенко пообещал решить вопрос. Теперь Нафтогаз изучает возможность приобретения акций «РосУкрЭнерго».

Украинские чиновники еще недавно утверждали, что «РосУкрЭнерго» был полностью навязан нам российской стороной. Мол, у нас, украинцев, просто выбора не было. Или согласиться, или, как сказал тогда еще полноправный премьер-министр Юрий Ехануров, «вагонами газ грузить».

Но выбор, как известно, есть всегда. Тем более, у чиновников столь высокого ранга. Что-то пообещаешь, где-то уступишь – и компромисс вполне можно найти.

В данном случае, компромисс и не искали. Ведь активной нелюбовью к «РосУкрЭнерго» известна в украинской политике одна лишь Тимошенко. Остальные «стражи национальных интересов» Украины с кампанией «РосУкрЭнерго» в конфликтах замечены никогда не были.

А с приходом Юрия Еханурова на премьерскую должность лоббисты «РосУкрЭнерго» вернулись на должности в «Нафтогаз». В частности, всего через неделю после отставки правительства Тимошенко выяснилось, что уволенный не без ее помощи заместитель главы правления «Нафтогаза» Игорь Воронин, человек Юрия Бойко, в день увольнения находился на больничном. А значит, уволен быть никак не мог, и вернулся на работу в «Нафтогаз».

Таким образом, «РосУкрЭнерго» и действующее украинское руководство находятся в хороших, взаимодополняющих отношениях. А тут еще и российское руководство настаивает на более прозрачном участии Украины в соглашениях по газу – на превращении «Нафтогаза» в акционера «РосУкрЭнерго»…

В связи с этим возникает ряд вопросов:

1) Не предполагали ли некоторые чиновники «Нафтогаза» именно такое завершение газовой войны и именно такое участие компании «РосУкрЭнерго» еще осенью 2005 года?

2) Не предполагали ли некоторые чиновники «Нафтогаза» грядущую необходимость выкупать акции РосУкрЭнерго и не под эту ли цель привлекали огромные кредиты?

3) Не являлась ли вся газовая война одной большой «операцией прикрытия» именно для этой миллиардной сделки по изменению акционеров «РосУкрЭнерго»?

4) Кто сегодня даст народу Украины ответы на эти вопросы: ГПУ, СБУ, МВД, парламент, И.О. правительство или сам…

Дмитрий Фомичев, специально для «УК»

Exit mobile version