С этими словами к народному избраннику – товарищу судье, в cоветской империи не обращались. К чести судьи придраться было сложно. Сегодняшнее положение дел говорит об обратном. Руководитель одесского правозащитного фонда «Рутения», адвокат Алла Корыстовская приходит к такому выводу, анализируя богатую практику одесской правозащиты в сфере злоупотреблений судейства.
Человеческая память хранит имена легендарных судей. Одесса не забыла Екатерину Александровну Закржевскую, которую за глаза называли “Катя-гроб”. За многолетнюю работу, за человеческое отношение к миссии судьи, одесситы бережно хранят её имя. Живы те, кто учился и перенимал ее опыт. Сегодня в рядах судейства совсем другие персонажи…
Не поверю, что единственно падение жизненного уровня заставило судей пересмотреть личное отношение к Чести. Не верю, что боязнь потери судейской мантии толкнула их на поклон к власть имущим, что ради «бумажного сырья» они подались служить лакеями Беззакония.
Стою в коридоре суда, рядом – посетители и одесский судья Галий: разговаривает с каким-то бритоголовым. Доносятся обрывки разговора. Речь идёт о материалах, которые находятся у меня в производстве с 1999 года. Не зная, что Галий имеет к делу какое-то отношение, не придаю услышанному значения. А память всколыхнули воспоминания. Перед глазами – сохранившаяся стенограмма выступлений депутатов, представляющих Одессу. Они протестовали против назначения в Одессу судьёй периферийного «простачка» Галия. Приводились факты нарушений Прав и Свобод Человека, должностные нарушения, негативные моральные факторы. Однако, его утвердили… Сегодня судья Галий решает человеческие судьбы именем Закона Украины.
Такие судьи приносят свое особое «воспитание», этакое воспитание с червоточиной. Они доводят население до истерии. Примеров достаточно… Это не только гражданское дело некоего Зубкова, родича чиновника обладминистрации Одессы, которого Галий восстановил на работе после восьми лет прогулов. Коллектив госпредприятия отпахал в Чернобыле не один год, а плотник Зубков в это время стругал для них гробы в Одессе за отдельную плату. За откровенный прогул «ветеран труда и войны» получил от предприятия бюджетные денежки за все восемь лет прогулов. Куда денешься, суд постановил – коллектив отрабатывает.
Описывать сегодняшний портрет судьи Украины нет необходимости. Стар и млад знает, что такое судья, какая у кого личная и государственная честь. Правозащита имеет полный список судей и каждому народ поставил свою оценку. Глядишь и диву даёшься: около 40 процентов не выдерживает никакой критики. Остальные – из последних сил стараются удержать судебную власть Украины в правовом поле.
В Украине, вместе с демократией, появляется сей персонаж… Это вам не «кавалерствующие» разные. Это почти по Ильфу и Петрову…
В моём производстве, как адвоката, есть резонансное уголовное дело, отголоском докатившееся до Европы. В нём я “напоролась” на документы некоего врача-генерала. Академик, доктор наук, руководитель клиники, 1942 года рождения. Он настойчиво, с упором именует себя графом. Сам же – солдафон: матерный, грубый и откровенно не воспитанный.
Потомственных дворян Украины и Польши, России, Молдовы, с которыми пришлось столкнуться, отличает личная честь и врожденная образованность, они обладают чувством брезгливости к хамству, а потому, не роняя личного достоинства, уступают дорогу быдлу. Семья научила их хранить потомственный устой.
А наш «граф» потребовал 20 000 долларов США за «укрытие» персонажа дела в надёжном учреждении. Его «графская честь» соизволила рассказать метод такого укрытия в присутствии свидетелей. Так мы узнали, что в Киеве существует охраняемое закрытое медицинское учреждение: забытое властью, но имеющее покровителей. В нём можно укрыться от тюрьмы. Не надо улепетывать от мародерски нажитых в Украине капиталов в какие-нибудь Палестины.
На заре становления независимой Украины корпус украинских судей не был готов удержать чашу весов, резко накренившуюся в сторону установления власти суда в державе. Жизненный уровень судьи в Украине был так же низок, как и представителя любой другой профессии. Они не желали, да и не умели искать заработка в предпринимательстве: торгашество – не их дорога. Судьям, учителям и врачам, среднему медперсоналу и научным руководителям, педагогам учебных институций, всем бюджетникам зарплата не выплачивалась годами.
Наш фонд провёл множество исков о взыскании задолженностей по зарплате. Более половины решений судебной власти не исполнены. Три года судьи Одесского облсуда не только не получают зарплату, но уже не упоминают о недоплаченных суммах за последние годы. Проследить путь движения зарплаты судьи по Закону «О бюджете» за последние годы невозможно. Характерная деталь в этом – обнаружение «ошибки» в бюджете Украины за 2003 год. Кто гарантирует, что этого не было и раньше? Подумаешь, ошибка клерка в одном-двух нулях! Не допечатал на компьютере… Это требует серьёзной проверки. Начать её надо с 1992 года, с начала повсеместного мародёрства.
Финансовую, кадровую, хозяйственную и аудиторскую проверку судебной власти следует провести насущно. Мощная аудиторская комиссия, в которую должны войти представители всех структрур власти, независимые эксперты, представители администрации президента и депутаты.
Прокуратура Украины, превратившись в открытое акционерное общество, отписывается о невмешательстве в работу судов. Гусиные пастушки, двоешники от науки никак не разберутся в понятиях: где независимость и неподсудность, а где закон. Прокуратура не имеет права вмешиваться в работу судебной власти, но обязана по закону, – и от этого никто её не отстранял – реагировать на нарушения, на преступные должностные действия. В следствие вмешиваться запрещено, однако, конституционно прокуратура обязана осуществлять надзор за следствием. Прокуратура обязана реагировать в порядке УПК на ненадлежащее действие судьи, следователя, прокурора. Ряд статей УК Украины предусматривает уголовную ответственность за неправомерные постановления и др. именно чиновников прокуратуры, МВД, СБУ и судов.
Постановление Пленума Верховного Суда Украины № 7 от 30 мая 1997 года “Про посилення судового захисту прав та свобод людини і громадянина” не отменено. Верховный Суд и Высшая Рада Судей, Совет Юстиции, Минюст ни разу не отреагировали на этот документ Верховной судебной власти. Но применяют его по блату, когда это выгодно богатенькому Буратино и он не может «договориться» с судьей.
Адвокатский корпус и правозащита с возмущением наблюдают за закулисными интригами вокруг уголовного дела международного журналиста Райлеску П.С.
Вкратце – основные моменты. Менты организовали десяток «потерпевших», которые заявили, что в 1997 году Райлеску одолжили такие суммы валюты, которые на те времена не всегда имелись в Нацбанке. Судебная власть, получившая доказательства уголовно-наказуемых действий этих «потерпевших» «задвинула» Прасковию Райлеску в днепропетровский дурдом. Доказано, что это сделано на основании сфабрикованной справки психбольницы.
С 20 декабря 2002 года и по сей день, женщина, которой требуется немедленная хирургическая операция, находится на беззаконном принудительном лечении. Экспертное заключение о том, что «Райдеску не страдала, не страдает и в лечении психиатра не нуждается», до сих пор не рассмотрено должностными лицами. Главврач больницы бьет на «сполох», обращаясь к одесскому судье Непораде Н.П., именем Закона Украины запихнувшем Райлеску в психушку. Менты и следствие отписывают: они, мол, ни при чём, и ссылаются на судью. А судья? Он не знает что делать, судья прячется…
Кассационная жалоба, направленная в Верховный Суд Украины скисла, лежит без движения два месяца. Попытка узнать о её судьбе обернулась очередной коррупционной историей. Оказывается, с мужем Райлеску – Венциславом Видински – «договариваются» и… ставят условия. Суд будет в пользу жены, если они отдадут «кому-то» квартиру на ул. Дерибасовской, 18 в Одессе.
Кто же посмел запросить в дар квартиру? Судья или размножившиеся посредники «от общественности»? Показаниями, постановлениями, расписками и фактами доказано, что в действиях Райлеску и Видински нет события преступления, это чистая ст. 6 п. 1 УПК Украины. В действиях «потерпевших», «Маркиза», В.Жирова, «кредитора» Коберняк, в действиях Кропивницкой, организатора травли журналистов, имеется состав уголовного преступления. Это доказано свидетельствами, постановлениями, показаниями и др. документами.
Два месяца тянется молчание Верховного Суда Украины по поводу кассационной жалобы на решение судьи Непорады о заточении Райлеску П.С. в днепропетровский дурдом на принудитенльное лечение. Что навевает смутные подозрения. По закону Верховный судья обязан запросить заключение стационарного обследования Райлеску в психушке и ознакомиться с ним. Правозащита ознакомилась и со всей ответственностью заявляет: Прасковия Райлеску психическими недугами не страдала, не страдает и в лечении не нуждается.
Верховный Суд обязан разобраться на каком основании судья Непорада Н.П. упрятал в дурдом журналиста Райлеску П.С. Это является прямой обязанностью Председателя Высшей Рады Судей Украины В.В. Кривенко, научившегося ловко расписывать региональные дела и скидывать их на председателей областных судов: дескать, сами нагадили, сами и расхлебывайте. Слыхано ль, чтобы палач вынес себе приговор?
Весной нынешнего года Коллегия облсуда расследовала уголовное обвинение, предъявленное судье Беляевского района Одесской области Олейнику: избиение отставника, изнасилование девушки в совещательной комнате суда, передача взятки. Правозащита выявила следующие факты. Олейник судействовал с советских времен. С 1992 года его в должности судьи не утверждал ни президент, ни парламент. Олейник продолжал «на халяву» работать в должности заместителя судьи Беляевского района Одесской области. И такая история не только с Олейником. По сути все судебные решения, решения заместителей председателей райсудов следует отменить. Ведь большинство из этих зампредов начинали служить фемиде в советский период и после этог никто их не утверждал.
Ещё факты? Пожалуйста… Судья апелляционного суда В.Заведей встал на пути Группа учёных, учредителей фирмы «Флоурекс», «стараниями» директора фирмы Дубровской потеряли сначала полмиллиона инвестиций, а затем и саму фирму. Учёные обратились в суд. В результате неправомерных действий судьи было блокировано обращение в вышестоящие инстанции. Компетентные органы отмахнулись от расследования юридически доказанного факта хищения инвестиционных средств Дубровиной со товарищи. Проведя собственное расследование, правозащита выявила откровенные факты взяточничества, вышла и на покровителя. Губернатор области Гриневецкий работал с Дубровиной бок о бок, в одном кабинете, почему же не помочь своему человеку в таком пустяке… А слухи о финансовых «подвязках» и «завязках» губернатора бродят давно, называются десяти- и двадцатипятипроцентное «плавание» губернатора в государственных предприятиях и частных фирмах. А губернатор с невинным взором строит из себя комсомольца, который «не вмешивается» в дела «независимых структур». А в этой истории вокруг «Флоурекса» не помогло даже обращение к генерал-полковнику СБУ Юрию Вандину, курирующему коррупционное направление в ведомстве, полученный ответ очень похож на отписку. Осталась малая искра надежды на судью Шевчук П.П. Хочется верить, что он истребует гражданское дело по фирме и вынесет его на Пленум Верховного Суда Украины.
К нам поступают жалобы на хамство и коррупционные действия «в исполнении» судьи Журик. Конкретный пример. Судья Суворовского райсуда Одессы Журик получает иск моряка о том, что он занял фермерам ООО “Ставки” 7000 долларов США, даже не взяв расписки. Суд ссылается на “договор намерений”, как на подтверждение займа, хотя знает, что к этому договору моряк не имеет никакого отношения, он его не подписывал. Мало того, там и печать поддельная – сделана на компьютере. Суд именем Украины присуждает забрать у фермерского хозяйства долг в пользу моряка. Подается апелляция, которую Журик рядом своих определений, заочно блокирует. Заинтересованные лица, нагло, средь бела дня отбирают у фермеров 65 свиней, разоряют . Милиция очередной раз отказывает в расследовании преступления, а прокуратура всё вполне безрезультатно “проверяет”. Что остается делать фермерам? Брать вилы? Кто соизволит обратить внимание на произвол судебной власти, к кому обращаться за помощью? К ворью в верхних эшелонах власти?
И вновь Журик. Судья принимает иск от 75-летнего деда, который официально подарил свою однокомнатную квартиру родной внучке. Прошло восемь лет. Дед передумал дарить квартиру, ибо “квартирантка-адвокат” посоветовала квартиру продать. Журик вызывает внучку в суд, требуя подписать решение о расторжении договора дарения. Происходит это без ознакомления внучки с исковым заявлением, без судебного заседания. Дочь деда и его родная внучка обратились к нам. Правозащита установила: поселившаяся на подаренной квартире “адвокат” целенаправленно пытается отнять жилье у дряхлеющего деда, строит интриги, бегает по инстанциям, “ведёт переговоры” с судьей Журиком (последнее легко доказуемо). В результате Журик пошел на нарушение прав внучки. Это выразилось в приеме иска на объект, подаренный восемь лет назад без восстановления сроков давности, без ознакомления с иском ответчицы, без судебных заседаний. То есть, в один день, по одной повестке было вынесено решение. Кто поверит, что такие нарушения судьи Журик, который сегодня уже возглавляет райсуд, бесплатные.
Сколько стоит в Одессе отказ судьи в рассмотрении иска и как работает этот коррупционный механизм? Поясним. Подан иск, оплачена пошлина, но иск лежит без движения несколько месяцев. Судья загружен делами, но в действительности контролирует ситуацию, ждёт выхода на него заинтересованных лиц. Затем, “опомнившись”, “находит” в иске недоработки: не указан почтовый индекс или телефон. Казалось бы – мелочи, однако не по закону, который судья чтит. Он выносит определение в пользу заинтересованного лица и оповещает об этом ответчика. Либо через какое-то время выносит определение и отказывает в рассмотрении иска. Такая судебная практика повсеместно распространена, а переписка может длиться до бесконечности.
В Украине правду изнасиловали, как придорожную шлюху. Шлюха нужнее, а правда не приносит томительного наслаждения, а потому и политики, и чиновники забыли как она выглядит. Её стесняются – нашу Правду и Свободу. Её без стыда покупают и продают все: судьи, прокуроры, следователи, чиновники. Ею открыто торгуют, ведь правда не умеет выйти тихо, как шлюха, и исчезнуть в сумерках.
Народ Украины устал от бандитизма власти, от президента, от непутевых левых и таких же правых, от безработицы, от «праведного суда», от оголтелой милиции и беспомощной прокуратуры. Велико терпение народа. Но всему приходит конец. Когда чаша переполнена и нет выбора, неуправляемая масса сметает на своем пути всех и вся, она не способна остановить дремлющий в ней ген насилия…
Во имя спокойного будущего, мы призываем: пора работать по закону, а не по безграмотным понятиям мокрушников. Правительство! Депутаты! Примите меры по организации работы судов, МВД, СБУ, прокуратуры; поставьте на повестку дня вопрос о преступлениях в милиции, в прокуратуре, в суде, в администрациях различных уровней.
Необходимо помнить: в условиях перестроечного мародёрства подросло новое поколение, воспитавшееся на цинизме безответственности. Если не сдерживать этих людей, последствия их деятельности могут оказаться разрушительными, неотвратимо скажутся и уже сказываются на криминогенной ситуации в государстве.
Алла Корыстовская, руководитель Правозащитного Фонда «Рутения», Одесса