Украина: дорога в ВТО забыта?

Одной из центральных тем политической жизни Украины в 2005 году было вступление в ВТО. Членство в этой организации не давало покоя нашим политикам ни на минуту. Драки, скандалы, взаимные обвинения и массовые демонстрации – с наступлением 2006 года все это закончилось, как дурной сон. Действующая власть даже забыла о своем навязчивом желании вступить в ВТО раньше России. Что в свете «газовой войны» выглядит довольно подозрительно… Сестры – а такие разные…

Существуют две формы присоединения к Всемирной торговой организации. Первая заключается в том, что государство добивается доступа на мировой рынок, но при этом существенно изменяет свое законодательство. Второй вариант состоит в том, что государство не меняет свое законодательство, но при этом обновляет импортные тарифы в сторону их снижения.

В ноябре 2005 года стало понятно, что Украина выбрала второй путь. В отличие от Российской Федерации. Которая самоотверженно борется за существующие сейчас импортные тарифы.

Наше государство стараниями новой властной команды значительно, как сейчас модно говорить, «либерализовало» импортную тарифную политику. В результате сальдо внешней торговли резко ухудшилось, экспортеры забеспокоились, а в речах народных депутатов от оппозиции появились истерические нотки. Но «патриоты» не сдавались. Ведь цель присоединения к ВТО (а особенно раньше России) оправдывала любые средства.

Правительство Еханурова продолжило эту политику. Во время своего визита в США Ехануров заявил, что вступление Украины в ВТО будет практически невозможно, если Россия станет членом этой организации раньше. В Москве обратили внимание на сообщения СМИ о высказываниях Еханурова.

В результате замминистра экономического развития и торговли РФ Максим Медведков первым из представителей российской политической элиты заявил о возможности вступления Украины в ВТО раньше России: «У Украины нет никаких жестких препятствий для вступления в ВТО».

И у Украины к осени 2005 года действительно не было жестких препятствий для присоединения к ВТО. Мы подписали двусторонние протоколы с большинством ключевых членов Организации, в результате чего почти все острые вопросы двусторонних взаимоотношений были сняты. Оставалось только дождаться, когда ЕС примет чисто формальное решение по предоставлению Украине статуса страны с рыночной экономикой (что вскоре и произошло). И подписать двусторонний протокол с США, которые привыкли это делать последними.

А в переговорном процессе по присоединению России к ВТО все было не так радужно.

Замминистра экономического развития и торговли РФ Максим Медведков высказал мнение, что условия вступления Китая в ВТО создали для РФ «нехороший прецедент».

В частности, Медведков отметил, что Китай взял на себя более 200 обязательств, которые выходят за рамки ВТО. По его мнению, это может привести к тому, что Китай и другие государства предъявят более жесткие требования к России. Такая возможность приобретает особенное значение потому, что, например, Китай является одним из основных экономических партнеров России. Сейчас ряд государств уже выдвинул к РФ требования, не предусмотренные нормами ВТО. В частности, Панама настаивает на подписании соглашения по морским перевозкам, чем ВТО еще не занималась.

Кроме того, ЕС так и не снял свое требование к России о повышении внутренних российских цен на энергоносители (в частности, на газ для предприятий). А Президент Путин продолжил настаивать на том, что низкие внутренние цены являются естественным преимуществом россиян.

И в США с завидной регулярностью в речах представителей политической элиты появляются жесткие экономические требования по отношению к РФ. Чего нашему государству удавалось избегать вплоть до момента подписания известных договоренностей по РосУкрЭнерго. Ведь в Вашингтоне (равно как и в Брюсселе) прекрасно понимали, что и «оранжевая революция» имеет смысл только лишь в той степени, в которой Украина отдаляется от России. А ВТО в этом процессе – наилучший инструмент.

«Газовая война» за ВТО.

Активизация Россией «газовой войны» против Украины совпала с осознанием российскими чиновниками, ответственными за переговоры по ВТО, возможности Украины присоединиться к ВТО раньше. И странным образом смутное перемирие после «газовой войны» совпало с двусторонними заявлениями об активизации сотрудничества между Украиной и Россией. В частности, в сфере атомной энергетики. И не только в этой сфере.

Казалось бы, зачем двум буквально только что закончившим войну сторонам принимать какие-то общие решения по сотрудничеству в стратегической сфере? Как можно идти на сотрудничество в атомной энергетике после того, как только пару дней назад завершили войну в другой энергетической отрасли? Или возникла необходимость «переделить» и атомные прибыли?

С другой стороны, не менее подозрительно выглядели высказывания украинских официальных лиц об исключительной выгоде текущих газовых договоренностей для Украины. Оппозиция разбила эти договоренности в пух и прах. Юлия Тимошенко (известный специалист в газовой сфере) в ярких красках описала все убытки, которые понесет украинская сторона от участия РосУкрЭнерго в поставках газа в Украину. Да и СМИ (в нашем лице) не остались в стороне от этих процессов, отыскав в газовых договоренностях банальный постсоветский откат

Тем не менее, Виктор Ющенко и верные ему чиновники, и глазом не моргнув, продолжают убеждать нас с вами в явно неочевидной выгоде текущих газовых договоренностей. И им можно поверить в том случае, если учесть:

1) поскольку поставки газа по приемлемым для украинских предприятий ценам согласованы только до лета-осени 2006 года, а действующая власть просит граждан просто поверить в выгоду договоренностей, значит, или власть глупа (что вероятно), или они знают больше, чем мы с вами (что еще более вероятно);

2) поскольку сразу после разрешения газовых противоречий Виктор Ющенко 12 января заявил, что «через 6 недель Украина готова будет определиться с количеством соглашений, которые она будет готова подписать по формированию ЕЭП», значит, именно сотрудничество в рамках ЕЭП был частью газовых договоренностей;

3) поскольку уже в январе Украина с Россией договорились о совместном восстановлении атомного энергетического комплекса бывшего СССР, значит, эти договоренности являются первой ласточкой грядущих более тесных интеграционных процессов.

Кроме того, следует учитывать фактор весенних парламентских выборов в Украине. До которых власть будет стараться не допустить ни одной утечки реальной информации о состоянии «газовых дел». И оппозиция, в данном вопросе, дальше полуправды, определенно, не пойдет. Ведь Кремль, по большому счету, – это основной украинский избиратель. Как для «бело-синих», так и для «оранжевых».

Таким образом, «газовая война», кроме банального раздела «газовых прибылей» между украинскими и российскими чиновниками, стала еще и средством воплощения давней мечты России о синхронизации процессов присоединения Украины и РФ к ВТО. Иначе бы на фоне «маяковой войны» в Крыму Виктор Ющенко не обещал россиянам полное взаимопонимание в стратегических вопросах атомной энергетики.

Гнев «ястребов».

После подписания «газовых соглашений» Госдепартамент США в лице Кондолизы Райс, а также «простые» американские украинофилы впали в состояние легкой прострации. Которое, в конце концов, выразилось в подозрениях ведущих СМИ о том, что Ющенко и другие отечественные революционеры, мягко говоря, не просто так пошли на воплощение столь «прозорой» схемы поставок газа. Да еще и с участием «любимого клиента» ФБР Семена Могилевича.

В результате, «простые» украинские американофилы, в частности, имеющие отношение к МИД нашего государства высказались о своей «специфической» позиции по «газовым договоренностям».

Так, например, замминистра иностранных дел Украины Антон Бутейко, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что создание СП при участии «Нафтогаза Украины» и «РосУкрЭнерго», прежде всего, коснется взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Но при этом МИД проанализирует проект соглашения в рамках своей компетенции. Правда, Бутейко так и не пояснил, как же это компетенция его министерства распространяется на вопросы взаимоотношений хозяйствующих субъектов…

Тем не менее, ответственные, так скажем, «за газ» чиновники намек поняли. И выполнять все заключенные с РФ договоренности не спешат. Но не спешить – это еще не значит не выполнить.

Действующая украинская власть имеет поразительную особенность не пользоваться шансами, которые, можно сказать, падают на нее как манна небесная. Когда иностранные инвесторы сразу после «революции» заинтересовались Украиной, власть «заинтересовалась» переделом собственности. Распугав большинство инвесторов. Точно так же, когда ВТО было уже так близко, оставалось лишь «додавить» решение некоторых внутреннеполитических вопросов, – власть полностью переключилась на газ, а затем – на крымские маяки. А ведь присоединение Украины к ВТО дало бы нам столько преимуществ…

Дмитрий Фомичев, специально для «УК»

You may also like...