«Аэросвит» — государству: «пролет» нормальный. Часть 3

Государство против государства: Минтранс Украины заставит ГМА «Борисполь» поделится прибылью с частными авиакомпаниями! Министр транспорта Украины Виктор Бондарь намерен добиваться сокращения прибыли государственного международного аэропорта «Борисполь». Об этом г-н Бондарь накануне заявил в эфире «5 канала». По мнению министра, ситуация, когда рентабельность госпредприятия составляет 64 %, а прибыль за год вырастает на 100 миллионов гривен, а предприятие еще и платит 118 миллионов гривней налогов, не может являться для государства приемлемой.

«В этой ситуации… можно только представить, сколько денег они оттянули из авиакомпаний. Поэтому мы встали на сторону авиакомпаний и сказали – так, надо делать демонополизацию, строить новые терминалы – один частный, один государственный, и создавать конкуренцию, чтобы они могли конкурировать в тарифной политике и предоставлении услуг» – заявил Виктор Бондарь.

Фактически данное заявление свидетельствует о твердом желании чиновников Минтранса переложить деньги (речь идет минимум о 100 миллионах гривен) из государственного кармана в частный.

Причем, для достижения цели г-н Бондарь готов пролоббировать на самом высоком уровне принятие решения об увольнении действующих руководителей «Борисполя». В случае если в ближайшее время не завершится конфликт между «Борисполем» и авиакомпанией «Аэросвит» вокруг незаконной приватизации земли и строительства нового терминала на территории аэропорта.

В октябре прошлого года авиакомпания «Аэросвит», которую связывают с зятем бывшего президента Виктором Пинчуком, начала строительство нового терминала. Ориентировочная стоимость работ – 100 миллионов долларов. Строительство ведется на земельных участках, изъятых из земель постоянного пользования «Борисполя», фактически находящихся в собственности «Аэросвита» и его дочерних структур. Действующее руководство аэропорта неоднократно пыталось отменить решения о приватизации стратегической земли, но безрезультатно. Даже несмотря на вмешательство бывшего премьера Юлии Тимошенко, которая считала, что решение о продаже земельных участков частной структуре нанесло государству ущерб в семь миллионов гривен.

Все пять исков, поданные правительством Тимошенко, были выиграны «Аэросвитом» в Киевском межобластном апелляционном хозяйственном суде в одном заседании.

В декабре прошлого года конфликтующие стороны, за исключением аэропорта Борисполь, подписали Меморандум «Об урегулировании противоречивых вопросов между Министерством транспорта и связи Украины, Госавиаслужбой и авиакомпанией ЗАО «АэроСвит», который предусматривал отказ государства от всех претензий на земли аэропорта «Борисполь», купленные авиакомпанией Виктора Пинчука. В свою очередь «Аэросвит» «мирно» соглашался передать в госсобственность 10 % от общей пощади незаконно приобретенных земельных участков, на которых якобы будет располагаться государственный терминал. Это в очередной раз проявлялось желание за государственный счет построить перроны для Аэросвита.

Однако, спустя всего полтора месяца трудовой коллектив «Борисполя» неожиданно взял инициативу в свои руки и обращается к президенту Украины Виктору Ющенко с просьбой вмешаться в ситуацию. В письме к главе государства работники государственного аэропорта заявляют, что подписанный Меморандум не отвечает национальным интересам и направлен исключительно на защиту интересов «Аэросвита».

Представители трудового коллектива ГМА «Борисполь» считают, что строительство частного терминала на отчужденной у государства земле в перспективе приведет к банкротству аэропорта. Согласно в очередной раз заявленным срокам и цифрам «Аэросвит» планирует сдать терминал в эксплуатацию через год. Новый терминал со слов менеджеров Аэросвита рассчитан на годовой пассажиропоток в четыре миллиона человек. Именно этот объем пассажиров сейчас обслуживает «Борисполь». В октябре 2004 года достоянием авиационной общественности стало письмо Аэросвита –« как известно, Авиакомпания Аэросвит начала строительство нового терминального комплекса пропускной способностью 2000 пассажиров в час пик, или 4 млн. пассажиров в год. Таких показателей аэропорт может достигнуть по различным ограниченным сценариям в 2012-2014 годах.

Кроме этого, сам проект терминала АК «Аэросвит» предусматривает его поэтапное расширение до 4000 пассажиров в час пик, или 8 млн. пассажиров в год. И таким образом обеспечит потребности в терминальном комплексе аэропорта до 2020 года». Учитывая, что специально занижена пропускная способность с реальных 14 миллионов до 8 миллионов пассажиров можно понять, что судьба аэропорта была предрещена.

Правительства Украины 2004 и начала 2005 года проявили мудрость и сделали шаги на завершение работ по привлечению японского кредита – развитию стратегического предприятия в государственном секторе.

Для эффективной экспансии на аэропорт было выбрано место для строительства терминала «Аэросвита» в 5- метрах от существующего терминала «В». Чем полностью блокируется доступ к терминалам «В» и «А» действующего государственного аэропорта. Кроме того, выбивается из эксплуатации терминал «А», часть терминала «В», ставится под вопрос безопасность на основном перроне «М», занимаются близко расположенные стоянки перед аэропортом, создаются непреодолимые трудности для пассажиров и опасность для их личного транспорта.

Именно поэтому работники «Борисполя» считают, что строительный проект «Аэросвита» не что иное, как элементарная попытка захвата прибыльного государственного бизнеса. Но отдадим должное талантам менеджеров «Аэросвита», их целенаправленной работе по составлению оригинальных схем – «идей», жаль только ни одного объекта «Аэросвит» для Украины еще не построил.

Когда все разложили по полочкам и показали в очередной раз несостоятельность «Аэросвита» и его неспособность выполнять какие либо проекты…. зазвучало очередное громкое заявление министра транспорта Виктора Бондаря. О том, что Украине не нужны прибыльные государственные предприятия в лице ГМА «Борисполь». Конечно, это заявление стало приятным сюрпризом для частного авиабизнеса и их стратегических акционеров, в частности, компании Виктора Пинчука.

Причем, и фактически и юридически «Борисполь» подчиняется не Минтрансу, а «Госавиаслужбе». Однако, в министерстве уже неофициально заявляют, что ситуация вот-вот изменится и порулить аэропортами дадут этому ведомству. Этим, видимо, и объясняется активность министра Бондаря и заявления о необходимости распределить прибыль государственного предприятия между частными авиаперевозчиками.

Примечательно, что в 2004 году, получив в собственность более 30 гектаров земли в центре «Борисполя», авиакомпания «Аэросвит» мгновенно предложила аэропорту взять их аренду и построить на этой земле …перроны для самой же авиакомпании. Причем за государственный счет. Установив контроль за аэропортами Министерство транспорта не позволит игнорировать подобные «романтические» предложения «Борисполю». Господин Бондарь не позволит.

Вадим Божков ( «Новый Регион – Крым»,)

Читайте также: