Похоже, представители компании «Аэросвит», пытающиеся сегодня с помощью государства «урвать» часть земли аэропорта «Борисполь» и с пеной у рта отстаивающие право называться «лучшими», мягко говоря, лукавят. Цифры демонстрируют, что за рекламной ширмой «безопасного и комфортного» «Аэросвита» скрывается реальная опасность. Да что там говорить, если в 2005 году 25 вылетов из «Борисполя» были задержаны из-за элементарной халатности по отношению к службе – опозданию на самолет экипажей «Боингов»!.. «Удобство, экономичность, комфорт и безопасность гарантирует вам «Аэросвит» – украинская компания с европейскими стандартами обслуживания и украинской гостеприимностью». Именно такие цветастые выражения можно отыскать на официальном сайте компании «Аэросвит». На веб-странице еще много чего приятного для глаза. Завлекательного, просто обворожительного. Но за фразами о «комфорте и безопасности» вы не увидите тревожной статистки. В 2005 году на вылете только (!) из аэропорта «Борисполь» были задержаны 1225 рейсов «Аэросвита». Одна из основных причин – неисправность самолетов!
Риск в авиации – благородное ли дело?
Весной нынешнего года Еврокомиссия планирует опубликовать в Интернете «черный список» ненадежных самолетов и авиакомпаний. Министерство транспорта Бельгии уже обнародовало подобный перечень компаний, которым запрещено работать в воздушном пространстве страны. В бельгийском «черном списке» значатся пока лишь девять авиакомпаний, занимающиеся грузовыми перевозками. В категорию «изгоев» попали и украинцы – «Южные Авиалинии» («South Airlines»).
Резонно задать вопросом: кому из отечественных авиаперевозчиков гражданской авиации грозит попасть под европейский запрет? Увы, если оценка надежности авиакомпании будет выставляться по обеспечению необходимых технических гарантий, тогда первым в очереди попасть в «черный список» стоит «Аэросвит». Как свидетельствуют цифры, этой компании, пытающейся сегодня фактически монополизировать в Украине международное авиасообщение, очень и очень далеко до мировых стандартов! Как в качестве обслуживания пассажиров, так и в сфере обеспечения безопасности полетов.
Справка «УК». В 2005 году с Государственного международного аэропорта «Борисполь» авиакомпанией «Аэросвит» было выполнено около 16 тысяч самолетовылетов. Всего задержаны на вылет 1225 рейсов! Из них 1049 пассажирских регулярных, 175 – пассажирских чартерных.
Фактически каждый десятый борт «Аэросвита», вылетающий из «Борисполя», задерживался! Одна из основных причин задержек – техническая. Иными словами – неисправность самолета, его замена на другое воздушное судно, дополнительные проверки технического состояния.
Летающие «гробы» «Аэросвита»
(техническому состоянию авиапарка компании «Аэросвит» посвящается)
«Аэросвит» стал одним из первых украинских авиаперевозчиков, который при своем создании в октябре 1994 года сделал ставку исключительно на самолеты «Боинг». Сложно оспаривать замечательное качество этих авиалайнеров. Но при одном важном условии – если самолеты – новые!
На сегодняшний день в распоряжении «Аэросвита» двенадцать американских авиалайнеров: один «Боинг 737-200», два «Боинга 737-300», пять «Боингов 737-400», два «Боинга 737-500» и два «Боинга 767-300ER». Практически все – взяты в аренду, то есть компании не принадлежат. Большинство из этих самолетов налетали уже немало «часов» и немало «потрепались». Несмотря на то, что на своем сайте «Аэросвит» убеждает посетителей, что их лайнеры «отличаются высоким уровнем надежности и безопасности полетов» – статистика катастроф свидетельствует обратное.
Сейчас в мире эксплуатируется около четырех тысяч «Боингов-737» (10 из них в «Аэросвите») в 115 странах мира. Несмотря на рекламируемую надежность и достаточно высокий коэффициент – ноль целых семь десятых аварий на миллион вылетов – 737-ые рекордсмены по количеству аварий. С 1990 по 2000 года произошло 19 катастроф. Самым трагичным стал 1995 год – аварии в Зимбабве, Сальвадоре, Нигерии и Камеруне. Тогда погибло почти 300 человек.
Что случалось с «Боингами» «Аэросвита»
Кто знает, сколько лет «Боингам» компании «Аэросвит» и в каких странах эти авиалайнеры «потеряли» свою молодость? Судя по авиационным происшествиям, произошедшим только в аэропорту «Борисполь», лайнеры повидали в своей жизни немало. И все заверения менеджеров «Аэросвита» в том, что их самолеты «проходят комплексную трехнедельную техническую проверку в лучших технических сервисных центрах Западной Европы», не стоят выеденного яйца!
30 июня 1999 года. На побеге после посадки у «Боинга-737» произошло разрушение двух пневматиков левой стойки шасси. На целый час аэродром был закрыт для эвакуации пассажиров.
3 июня 2002 года. Вынужденная посадка «Боинга-737» по причине отказа повышения температуры левого двигателя.
29 октября 2002 года. Прекратил взлет «Боинг-737» по причине срабатывания сигнализации «не взлетная конфигурация».
22 марта 2003 года. Прерван взлет «Боинга-7б7» по причине открытия форточки командира воздушного судна.
14 августа 2004 года. В аэропорту «Борисполь» совершил вынужденную посадку «Боинг-763», следовавший по маршруту Киев-Хургада (Египет). У самолета оказался поврежденным средний пневматик задней левой стойки шасси. На борту самолета находились 208 пассажиров и 10 членов экипажа. Для осуществления безопасной посадки воздушное судно провело четыре часа в воздухе над Киевской областью для выработки 20 тонн топлива.
1 марта 2005 года. В 19.31 прерван взлет на скорости 275 км/час «Боинга-737» (рейс AEW411 Борисполь-Ашхабад) по причине разрушения двух пневматиков колес левой стойки шасси. После остановки самолета на взлетной полосе, эвакуация пассажиров производилась с использованием надувных трапов, потерпевших, нет. Разрушены оба пневматика колес левой стойки шасси судна, повреждены диски колес левой основной опоры шасси, стабилизатор и левое полукрыло. В результате движения голых дисков левой стойки шасси (без пневматиков) по покрытию взлетной полосы было повреждены 140 бетонных плит.
14 мая 2005 года. После взлета в 5.33 «Боинга 737-400» (рейс AEW327 Борисполь-Анталия), командир воздушного судна доложил о касании задней части фюзеляжа о бетон взлетной полосы при выполнении взлета. Было принято решение после выработки топлива совершить вынужденную посадку. При осмотре самолета после посадки обнаружены счесывание хвостовой пяты и дренажной мачты. Причина – нарушение командиром технологии выполнения взлета.
21 июля 2005 года. В 6.03 во время плановой инспекционной проверки состояния взлетной полосы специалистами аэродромной службы аэропорта «Борисполь» на бетонном покрытии обнаружили резиновые фрагменты пневматика основного колеса «Боинга-737» в количестве 17 штук. Сразу же был оповещен руководитель полетов. На запрос в «Аэросвит», не теряли ли их самолеты покрышки, там ответили, что нет – все хорошо. Однако со временем выяснилось, что рейс AEW330 авиакомпании «Аэросвит» задерживается с вылетом из аэропорта Даламан (Турция) по техническим причинам.
8 августа 2005 года. В 11.50 вернулся на аэродром «Боинг-737», который выполнял рейс AEW271 Борисполь-Каир, из-за отказа высотной системы самолета.
22 августа 2005 года. В 12.25 вернулся с предварительного страта «Боинг 737-200», следовавший рейсом AEW419 Борисполь-Баку. У командира самолета возникли подозрения в том, что не закрыт технического лючок электропитания. Подозрения подтвердились.
6 сентября 2005 года. С аэропорта Дубаи поступила информация о нахождении фрагментов пневматика основного колеса шасси на взлетно-посадочной полосе после взлета «Боинга-737» (рейс AEW274 Дубаи-Борисполь). В 8.58 самолет приземлился в «Борисполе». При осмотре выявлено полное отсутствие протектора (наварного) пневматика внешнего колеса правой основной стойки шасси.
26 ноября 2005 года. Аэропорт «Борисполь». При взлете выход из строя бортового компьютера на рейсе «Киев-Бангкок». Пассажиры сняты с авиалайнера и выведены на несколько часов в зал ожидания.
7 января 2006 года. В 16.54 в аэропорту «Борисполь» осуществил аварийную посадку «Боинг-737», выполнявший рейс по маршруту «Киев-Баку». По заключению экспертов комиссии Госавиаслужбы Украины, которая расследует причины инцидента, причиной посадки самолета была неисправность аппаратуры. У самолета вышел из строя агрегат, который показывает давление в салоне лайнера.
Инциденты с самолетами «Аэросвита» происходят и за рубежом. Вот только некоторые из них. 27 апреля 2004 года «Боинг-737», выполнявший рейс по маршруту Шереметьево (Москва) – Борисполь, в начале разбега уклонился влево с последующим выкатыванием за пределы взлетно-посадочной полосы. В процессе движения по грунту произошло разрушение и складывание передней опоры шасси. По счастливой случайности экипаж и пассажиры не пострадали.
2 августа 2005 года «Боинг» компании «Аэросвит» совершил вынужденную посадку около Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты). После взлета самолета направляющегося по маршруту Дубаи-Киев экипаж получил от диспетчера информацию о возможном повреждении шасси. В связи с этим самолет отложил рейс и стал кружиться над городом. После трех часов полета самолет выработал все топливо и совершил вынужденную посадку на военной авиабазе «Минхад», которая находится на расстоянии сто километров от столицы ОАЭ.
Чем длиннее перелет – тем больше проблем
Отдельно необходимо рассмотреть выполнение рейсов на широкофюзеляжных самолетах «Аэросвита». Потому что, во-первых, компания заявляет, что благодаря этим рейсам развивается ХАБ в аэропорту «Борисполь». Хотя ХАБ не может развиваться на базе одной компании, а лишь при условии расширения географии полетов и привлечения новых перевозчиков, в том числе зарубежных. Чему «Аэросвит» всячески пытается препятствовать.
Во-вторых, нарушение регулярности выполнения полетов на этих самолетах «Аэросвита» приводит к массовым задержкам подстыковочных рейсов, впоследствии чего возникают сбои.
В 2005 году регулярное соединение на широкофюзеляжных самолетах происходило на следующих маршрутах:
AEW131/132 – Борисполь-Нью-Йорк-Борисполь;
AEW141/142 – Борисполь-Торонто-Борисполь;
AEW151/152 – Борисполь-Дели-Борисполь;
AEW171/172 – Борисполь-Бангкок-Борисполь;
AEW181/182 – Борисполь-Пекин-Борисполь.
Было выполнено 198 рейсов AEW131 на Нью-Йорк. Задержано – 85 рейсов. Регулярность выполнения рейсов – 57,1%! Основная причина задержки – техническая (47 рейсов или 55,3% от количества задержанных).
70 рейсов AEW141 на Торонто. Задержано – 22 рейса. Регулярность выполнения рейса – 68,6%! Основные причины – техническая (22,7%) и позднее прибытие из предыдущего рейса (22,7%).
79 рейсов AEW151 на Дели. Задержано – 36 рейсов. Регулярность выполнения рейса – 54,4%! По техническим причинам задержаны 5 рейсов (13,9%). 4 рейса (11,1%) задержаны медлительной подготовкой рейса персоналом «Аэросвита».
121 рейс AEW171 на Бангкок. Задержано – 47 рейсов. Регулярность выполнения рейса – 61,2%! По техническим причинам задержаны 9 рейсов (19,1%).
94 рейса AEW181 на Пекин. Задержаны – 22 рейса. Регулярность выполнения рейса – 76,6%! По техническим причинам – 3 рейса (13,6%).
«Мы ползем на последнем крыле…»
Похоже, представители компании «Аэросвит», пытающиеся сегодня с помощью государства «урвать» часть земли аэропорта «Борисполь» и с пеной у рта отстаивающие право называться «лучшими», мягко говоря, лукавят. Выше приведенные цифры демонстрируют, что за рекламной ширмой «безопасного и комфортного» «Аэросвита» скрывается реальная опасность. Да что там говорить, если в 2005 году 25 вылетов из «Борисполя» были задержаны из-за элементарной халатности по отношению к службе – опозданию на самолет экипажей «Боингов»!..
Граждане пассажиры! Садясь в салон самолетов «Аэросвита», помните, что каждый десятый вылет компании – экстремальный. В полете Вам будут обеспечены незабываемые острые ощущения и незапланированный гипервыброс адреналина.
От «УК»: мы представляем Вам возможность послушать фрагмент песни, претендующей на гимн «Аэросвита».Прослушать фрагмент песни (395 КБ):
«Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы ползем на последнем крыле.
Бак пробит, хвост горит и машина летит
На честном слове и на одном крыле…»
Граждане! Смелым Бог помогает! Дай вам Бог мягкой посадки с «Аэросвитом»!
Владимир Абросимов, специально для «УК»