Еще не расследована афера «Элита-Центр», в результате которой полторы тысячи инвесторов «влетели» на сумму в 400 миллионов гривен, а Киев сотрясает новый скандал. На этот раз его «герои» – компании-субподрядчики, возводящие комплекс столичных небоскребов «Днепровские башни». У строителей возникли более чем серьезные проблемы с финансированием. Для завершения строительства не хватает… 134 миллиона гривен! Над тем, куда делись деньги и где взять их еще, ломает голову и министр внутренних дел Юрий Луценко. Ведь именно МВД выступило заказчиком строительства небоскребов.
Какой милиционер не мечтает быть ближе к Богу?
«Какой зодчий не мечтает о воплощении в жизнь такого проекта, который станет своеобразной визитной карточкой местности, и будет служить на радость людям?». Вот так начинался фантасмагорический проект постройки в Киеве комплекса первых столичных небоскребов из шести зданий (высотой до 35 этажей) под названием «Днепровские башни» по улице О. Бальзака, 4-6.
Автор экспериментального творения – Александр Московчук – архитектор творческой мастерской Александра Комаровского. В 2000 году, когда проект утверждался, у зодчих не было особых проблем с реализацией задуманного, с поиском инвесторов и заказчиков строителей. Все это компенсировалось высокопоставленной «крышей» – Министерством внутренних дел. А деньги на возведение небоскребов выделялись из бюджета.
Справка «УК». Строительство комплекса «Днепровские башни» осуществлялось по заказу Главного управления внутренних войск МВД Украины в соответствии с комплексной Программой «Обеспечения жильем военнослужащих и их семей» и финансировалось в соответствии с п. 22.3 Закона Украины «О налоге на прибыль». Генеральным подрядчиком выступила фирма СК «УкрАзияСтрой».
В декабре 2000 года, согласно графику, началась ударная работа по сооружению высотных «ульев» для семей военнослужащих, пенсионеров МВД и руководящего милицейского состава. Темпы строительства были воистину стахановским – три этажа в месяц. Первоначально планировалось, что новоселов примут еще в 2001 году.
Первый блин. Бюджетный
Первые проблемы со строительством милицейского «чуда света» появились уже во время утверждения проекта. Тогда возникли споры о целесообразности возведения в Киеве таких высоток, которые не соответствуют ни строительным, ни пожарным требованиям. Кстати, Госстрой Украины дал свое «добро» только в 2002 году. Как говорили, не без внешнего давления со стороны будущих новоселов в погонах. Госстрой умыл руки и всю ответственность за будущие проблемы переложил на заказчика и подрядчиков. Мол, вам там жить, хотите рисковать – рискуйте.
И как в воду глядели. С 1 января 2003 года было приостановлено действие вышеуказанного пункта Закона «О налоге на прибыль». Средства из бюджета на реализацию «программы века» перестали выделяться. Стройка «заморозилась».
С кем поделилось МВД?
Но проблема была не только в бюджетных средствах. Кто помнит, в 2001-2003 годах Министерство внутренних дел начало сильно трясти. Страна находилась в очередном «смутном времени». Правительства менялись, как перчатки, происходили постоянные кадровые ротации и в самом МВД. Однако, несмотря на кризис, заказчики и генподрядчик решили проект все-таки достроить. Уж очень многие генералы лелеяли мечту получить бесплатные ордера в столичных супер – небоскребах.
Руководство СК «УкрАзияСтрой» приняло решение выступить соинвестором проекта. И квартиры в комплексе «Днепровские башни» были поделены между МВД и строительной корпорацией.
По большому счету, интересы милиции при таком раскладе сильно не пострадали. Во-первых, потому что у МВД оставалась 50% доля квартир. А значит – отставным генералам будет, где жить. Во-вторых, СК «УкрАзияСтрой» – «свои ребята». Это – государственная корпорация, за которой стояли уважаемые на то время люди. То есть, как такового, «соинвесторского дележа» не произошло. Просто соседями милиционеров должны были бы стать государственные служащие и их семьи.
В-третьих, без соответствующего финансирования сами органы внутренних дел строительство «Днепровских башен» не понятули. СК «УкрАзияСтрой» такие возможности имела.
Кот Матроскин говорил: «Деньги у нас есть…» Чего же не хватило?
Справка «УК». Строительная корпорация «УкрАзияСтрой» создана в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 19 января 1998 года № 21-р как объединение крупных строительных и промышленных предприятий, научно-исследовательских и проектных институтов. В состав корпорации вошли ведущие украинские предприятия: государственные корпорации «Укрмонтажспецстрой» и «Укртрансстрой», закрытое акционерное общество «Укрнафтогазбуд», концерн «Азовмаш» и Государственный научно-исследовательский и проектный институт основной химии (НИОХИМ). Среди партнеров корпорации значились крупные украинские и зарубежные компании, в их числе: ОАО «СМНПО имени Фрунзе», институты: транспортно-энергетических систем Украины «Нефтегазизоляция», «Химтехнология», «Северодонецкий ОРГХИМ», «Днепрогипротранс», корпорация «Индустриальный союз Донбасса» и др.
СК «УкрАзияСтрой» сотрудничала с силовыми органами длительное время. С 1999 года корпорация участвовала в реализации общегосударственной программы по строительству жилья для военнослужащих и членов их семей. По заказу Министерства обороны Украины она строила трехсекционный кирпичный дом в поселке Коцюбинское на 93 квартиры общей площадью более 6000 квадратных метров. Плодотворно «УкрАзияСтрой» сотрудничала с Главным управлением внутренних войск МВД Украины. Она построила 5-10-17 этажный монолитно-каркасный жилой дом по улице Доброхотова в Киеве. Корпорацией инвестируется и строится также жилье для военнослужащих в Житомире, Харькове, Симферополе, Ялте и других городах Украины.
Судя по радужным финансовым отчетам корпорации, денег у нее хватило бы не только для окончания «Днепровских башен», но и для постройки еще нескольких аналогичных «проектов века». Только за период с 1998 по 2002 годы общий оборот компании составил более 1 миллиарда гривен. Как сообщали ее менеджеры на официальном сайте, в сложных условиях кризиса взаиморасчетов и неплатежей корпорация применяет альтернативные механизмы финансирования: «СК «УкрАзиаСтрой» имеет возможность за счет собственных оборотных средств и привлеченных ресурсов обеспечивать реализацию крупных инвестиционных проектов».
Казалось бы, компания – ледокол, любой кризис для нее – пустяки. Но через некоторое время строительные «челюскинцы» увязли во льдах. Строительство пошло черепашьими темпами. А потом и вовсе застопорилось…
Блин второй. Политический
В 2004 году в Украине состоялись выборы Президента. Очень многие готовились к «переоценке ценностей». В том числе и строительные корпорации. Фактически все крупные компании были втянуты в избирательную кампанию. Особенно те, кто находился, так сказать, на государственном «довольствии». Потерянное обещали вернуть сторицей – после победы правильного кандидата.
На форумах недвижимости выдвигались гипотезы о том, что деньги со строительства «Днепровских башен» были переброшены на предвыборную кампанию Виктора Януковича. Это предположение исходило из того, что одним из учредителей «УкрАзияСтрой» выступает концерн «Азовмаш», частично контролируемый компанией СКМ. В руководстве СКМ эту информацию комментировать отказались.
В том, что милицейские деньги могли пойти на предвыборную агитацию, а не на достройку «Днепровских башен», косвенно подтверждают и поздние кадровые разборки в хозчастях МВД и Министерства обороны.
Блин третий. Хозяйственно-бесхозяйственный
«Украина криминальная» неоднократно писала о том, что столичный рынок недвижимости всегда находился в сфере интересов различных силовых ведомств (МВД, СБУ). Милиция неприятно «засветилась» и в скандале с аферистами из «Элита-Центр». Оказалось, что несколько лет назад эта фирма построила в селе Дымер, Киевской области пятиэтажный дом для сотрудников МВД. Как написали «Версии», данный жилой комплекс якобы был одной из причин, из-за которой министр МВД Юрий Луценко с треском уволил летом 2005 года «главного милицейского хозяйственника» Александра Фокина.
Аналогичная кадровая «трагедия» постигла в марте 2006 года и главного «завхоза» Министерства обороны Украины Вячеслава Кредисова. Его фамилия фигурировала во многих скандальных эпизодах, в том числе «квартирных». В частности, Кредисова подозревают в махинациях с киевскими квартирами для военных. Напомним, что часть апартаментов «Днепровских башен» принадлежит Минобороны Украины. Как, что и насколько «намутил» Кредисов, должны выяснить соседи военных по небоскребам – милиционеры. Пока известно одно – средств на достройку «Днепровских башен» катастрофически не хватает.
Блин четвертый. Судебный
Достройка жилого комплекса «Днепровские башни», запланированная на второй квартал 2006 года, теперь перенесена на третий квартал 2007 года. Для завершения строительства требуется дополнительно 134 миллиона гривен. Как сообщил директор компании-субподрядчика проекта ООО «Этьен-Вест» Александр Левицкий, на объекте освоено 209 миллионов гривен. На недостающую сумму планируют привлечь инвестиции. Причем 50% компания ожидает получить от словенской «Ремекс» и еще 50% – от частных инвесторов.
А. Левицкий отметил, что часть расходов на строительство в будущем планируется покрыть за счет продажи квартир в «Днепровских башнях», 25% которых на сегодняшний день остаются нереализованными. Одним из условий, выдвинутых «Ремекс», является запрет на продажу квартир до сдачи домов в эксплуатацию (впрочем, это не мешает риэлтерской компании Киева ООО «Астрайд» предлагать их к продаже на своем сайте).
Кроме того, завершить объекты мешают судебные тяжбы по поводу выполнения работ и расчетов за них между застройщиком – корпорацией «УкрАзияСтрой» и субподрядчиком – фирмой «АлесСтрой». Исполнительный директор «УкрАзиаСтрой» Евгений Козиндо утверждает, что они передали «АлесСтрою» в оплату за работы по облицовке домов 8,5 тысяч квадратных метров жилья (примерно 2/3 одной высотки) на суму 25 миллионов гривен. Но по актам «закрыто» работ только на 9 миллионов гривен и еще на 4 миллиона – условно.
В свою очередь, учредитель «АлесСтроя» Юрий Бородань считает претензии безосновательными и утверждает: помимо недостроенных квартир застройщик должен был рассчитываться еще и «живыми» деньгами. А он их не платит с августа 2004 года, поэтому работы практически приостановлены. «АлесСтрой» обратился к заказчику – в данное время министру внутренних дел Юрию Луценко – разобраться с ситуацией. Мол, вы заказывали – вам и разбираться, куда делись деньги. Но Юрий Витальевич пока молчит…
Блин пятый. «Алес капут»
Кто из двух сторон прав и кто кому «недоплатил» – 18 апреля решит суд. Однако частные инвесторы обеспокоены тем, чтобы их вообще «не кинули» из купели. Ни одна из компаний пока не предъявила документы, чтобы будущие жильцы смогли сверить списки. А то окажется, что на их «квадратных метрах» уже «проживают» две или три семьи.
Но, даже если через 16-18 месяцев строительство закончиться, у жильцов «Днепровских башен» проблемы только начнутся. Газета «Контракты» (№6, 6 февраля 2006 года) написала, что один из почти готовых небоскребов дал трещину. Так как дом был не застрахован, убытки понесли строители. А это не только дополнительные расходы, но и вопрос безопасности проживания будущих «поднебесных» жильцов.
Вторая проблема – стены из пеноблоков. Отвечая на вопрос о том, не рассыплются ли они от продолжительного атмосферного воздействия, представитель «АлесСтроя» «успокоил» инвесторов: «Есть нормы. За полтора-два (!) года с ними ничего не случиться». То есть, судя по темпам строительства, дома придут в негодность еще до сдачи их в эксплуатацию?
Настоящая головная боль для будущих жильцов: пожарная безопасность. На сегодняшний день в Украине нет соответствующих «небоскребных» противопожарных норм. Спасательные службы не снабжены соответствующим оборудованием, недостаточно пожарных депо. Покупать парашют – тоже не выход…
Еще одна проблема – коммунальная. На Западе комплекс из трех-четырех высоток обслуживают около 150 человек. Жильцам же украинских высоток придется либо страдать от издержек в качестве эксплуатации, либо раскошелиться на услуги квалифицированного оператора. По самым оптимистическим прогнозам, эксплуатация столичных небоскребов будет обходиться их владельцам на 25% дороже стоимости обслуживания обычных домов, по пессимистичным оценкам – в два раза!
В связи с этим столичные строители честно предупреждают, что «Днепровские башни» – это экспериментальный, пробный проект. И в нем, как в любом эксперименте, возможны форс-мажоры. Хотя проектирование и расчеты конструкций троещинских небоскребов ведутся, как для обычных домов, без учета влияния особых эффектов. До сих пор ни в одном из зданий не заложены датчики для обеспечения мониторинга конструкций, что является необходимым условием для их дальнейшей эксплуатации. В построенных зданиях уже невозможно будет контролировать состояние фундаментов. Как долго простоят чудеса зодчества – никто 100%-ой гарантии дать не может.
Ну что же, МВД не впервой экспериментировать на живых людях…
Владислав Левченко, специально для «УК»