Ранее утро. Яркое солнце выглядывает из-за перелеска, освещая уютную загородную усадьбу. Все, как у людей. Строгий и официальный лимузин дожидается у подъезда. В просторном гараже спрятались мускулистый внедорожник, ожидающий очередного выезда на пикник, и спортивный кабриолет, так и рвущийся на скоростную магистраль. Но тот, кому все это принадлежит, сегодня даже не смотрит в сторону своих четырехколесных любимцев. Ведь на небольшой площадке за домом с видом победителя гордо поблескивает лопастями новенький вертолет. Представительский эффект такой, что не снился ни одному, даже самому дорогому и модному автомобилю…
А еще эта игрушка способна доставить своего обладателя к местам, куда не пролезет ни один джип. И намного быстрее, чем современнейший спорт-кар. Разве вам не хочется иметь такую игрушку?
Вертолет: роскошь или средство передвижения?
Купить свой собственный вертолет для украинцев не проблема. Например, многие киевляне уже успели заметить в одном из автосалонов города, среди «Мерседесов» и «Хаммеров», «скромно» стоящий вертолет. Тогда он казался диковинкой. Но сейчас – это ближайшее будущее для тысяч обеспеченных граждан Украины. Чье время стоит достаточно дорого, чтобы не пожалеть денег на новое, надежное и быстрое средство передвижения. Которым, к тому же, обладают далеко не все.
Низкий уровень транспортной инфраструктуры в соседней России давно заставил подумать там об альтернативных средствах передвижения. До Украины такие мысли дойдут в ближайшие годы. А вот в западных странах малая авиация давно превратилась в явление массовое и повседневное.
В Европе и в США собственный (или корпоративный) вертолет давно не редкость. А самая что ни на есть обыденная вещь. Легкие многоцелевые вертолеты: «Робинсоны» и «Еврокоптеры», «Беллы» и «Огасты», «Сикорские» – пользуются здесь заслуженной славой. Сегодня в небе Европы летает уже около трехсот тысяч легких воздушных судов, включая вертолеты. А в США уверенно нарастает доля семей, владеющих своими маленькими «вертушками». И это – если не вспоминать о службах спасения, полиции и телевизионных каналах. Чей прямой эфир «с воздуха» привыкли видеть и отечественные телезрители.
Одна только фирма «Робинсон» производит восемь легких вертолетов «R44» в неделю. То есть около 400 в год. Внушительная цифра. И что характерно, все вертолеты собираются по индивидуальным заказам – каждая строящаяся машина уже имеет своего покупателя. Кстати, через дилерскую сеть этой фирмы поставляются вертолеты и в Россию. Украинцы пока что такими покупками похвастаться не могут: развитие страны немного отстает, да и олигархи «помельче».
Единственное, что прочно связывает наши страны в вопросе малой авиации, – это чрезвычайная государственная «зарегулированность». Требования различных надзорных структур «убивают» почти любую добросовестную активность в развитии этой отрасли. Остаются «на лету» либо энтузиасты, либо «коммерсанты». Промышляющие и катанием туристов, и охотой «с воздуха», и контрабандой.
Малая авиация легальная и… остальная.
На западе управлять вертолетом – все равно, что нам получить права на вождение автомобиля дополнительной категории. В США, например, используется около 600 тысяч частных воздушных судов, и работает более 800 тысяч пилотов. В 2004 году там было произведено и продано 1470 вертолетов всех типов. В государствах бывшего СССР существует практически единственный вертолет для гражданского использования – Ми-8. По-своему уникальный: уже более 30 лет на рынке, и конкурентов у него просто нет. За 4 с половиной миллиона долларов приобрести всепогодную машину с приличной скоростью и грузоподъемностью больше нигде нельзя. Но вот комфорт – это другое дело. Этого «бывшие советские» пока не умеют. Эти вертолеты – как динозавры в сравнении с западными аналогами. Так перевезти танк или тонны бомб – пожалуйста. А вот человека, погибающего от ДТП или приступа аппендицита – об этом как-то никто не подумал. Небольшие и комфортные машины приходится закупать в западных странах.
Примерно так же «коряво» обстоят дела и с использованием «вертушек». Научиться управлять «вертушкой» можно. Но летать на ней придется или в специализированном авиаклубе, или вам придется дорасти до того статуса, когда запрет государства не стоит ровным счетом ничего. Или откровенно на запреты плевать. Вот только «плевание» это вполне может закрыть невезучего летчика в местах не столь отдаленных на достаточно долгий срок.
Сам по себе процесс обучения пилотированию вертолета не сложнее курсов вождения машины. В обычном порядке любой желающий, пройдя медкомиссию, может обратиться в учебный центр, освоить теоретический курс и летную практику. После того, как пилот-инструктор сочтет кандидата достаточно подготовленным, специальная квалификационная комиссия рассмотрит документы и допустит кандидата к управлению вертолетом. Выдав свидетельство пилота-любителя. Так примерно за 3 месяца и 15 тысяч долларов можно получить право управления «вертушкой».
Кроме того, если нет желания самому обучаться управлению вертолетом, найти персонального пилота не составит труда. А вот потрудиться приходится на этапе эксплуатации.
Строго говоря, купив вертолет, вам нужно будет подумать и о покупке почти аэропорта. Перед каждым взлетом вам придется согласовывать не только общее направление полета, но и детальный его маршрут. И согласовывать с большим количеством служб: от военных до Службы Безопасности. А все это потому, что отечественное законодательство, например, не различает малых и больших высот. Даже в США – государстве, которое под угрозой терроризма склонно запрещать многое, – полеты на малой высоте имеют не разрешительный, а уведомительный характер. У нас же – и военных тайн не осталось, и террористов нет. Но разрешение на полет получить все равно сложно.
Впрочем, может, это и к лучшему. Ведь если так, как гоняют на Бентли и Мерседесах, начнут еще и в воздухе на вертолетах гонять, то безопасных мест в стране вообще не останется. Выедешь за город на пикник с друзьями, усядешься на полянке, а тут не тебе – рядышком свалиться вертолет…
С другой стороны, малая авиация – это неплохое «подспорье» для разного рода преступников. В воздухе же тебе – ни милиции, ни прочих мешающих «бизнесу» «элементов». И если вертолеты хороши на относительно близкие расстояния (до 1000 км), то на дальних расстояниях просто незаменимы малые самолеты. В общем, нет лучше для контрабандиста товарища, чем малый летательный аппарат.
Что осталось после СССР: ПВО или генералы от ПВО?
В России всех поразил один летный инцидент. Неизвестный вертолет без каких-либо особенных «стелс»-технологий пролетел от Москвы до Красноярска, ни разу не был замечен ни средствами ПВО, ни центрами управления воздушным движением. Этот полет весьма наглядно продемонстрировал подлинное состояние противовоздушной обороны ключевых регионов Российской Федерации.
Стартовав в Истринском районе Подмосковья, вертолет «Bell-407» пролетел три с половиной тысячи километров и приземлился на аэродроме Емельяново близ Красноярска. Полет прошел в обход систем ПВО и центров управления воздушным движением. Этим он напоминал небезызвестный перелет Матиаса Руста с единственным исключением – немецкого летчика радары вели от самой границы. И лишь отсутствие политической воли помешало перехватить цель. Ныне вертолет никто на экранах радаров так и не зафиксировал. Пока его летчик сам не дал о себе знать в Емельяново. Более того – как выяснилось впоследствии, сам вертолет даже не был зарегистрирован в России. И, по мнению следователей, ввезен (или влетел сам) в страну контрабандным путем. Неожиданное событие изумило даже министра обороны России Сергея Иванова. Который лично обратился с просьбой к прокуратуре разобраться в ситуации.
В Украине ситуация с охраной воздушного пространства не лучше. Вертолетов в стране еще почти нет. Зато очень актуальна тема, например, контрабанды. Для которой созданы почти райские условия. А контрабандисты вполне могут позволить себе не только необходимое количество КАМАЗов, но и любое современное достижение цивилизации. Конечно же, речь не идет о тех жителях приграничных поселков, которые занимаются контрабандой в виду отсутствия законных путей к трудоустройству. Речь идет о тех, кто делает «бизнес» на нелегалах, наркотиках, оружии. Кто знает, сколько малых летательных аппаратов ежедневно пересекают украино-российскую границу с нелегальным грузом?
29 марта в оперативно-диспетчесркую службу ГУ МЧС Украины в Николаевской области поступило сообщение о падении спортивного самолета, который принадлежал херсонской фирме «AVIOPRO». Об авиакатастрофе сообщили очевидцы, работавшие в поле неподалеку.
Как сообщили корреспонденту MAGNOLIA-TV.COM в пресс-службе ГУ МЧС Украины в Николаевской области, самолет, двигаясь со стороны Херсонщины, резко изменил направление и, теряя высоту, практически вертикально рухнул на землю среди поля в 3-х километрах от поселка Красный Луч Снигиревского района Николаевской области.
К месту трагедии немедленно выехали спасатели Снигиревского райотдела МЧС. Первым, что они увидели – это груду пластика, которая отдаленно напоминала летательный аппарат. Среди обломков стеклопласта было найдено два истерзанных тела.
Установить личности было невозможно, кроме фамилии и названия компании, в которой они работали техническими менеджерами, в удостоверениях никаких других данных не было. В том, что полет осуществлялся без соответствующего разрешения, нет сомнения. Как свидетельствуют жители поселка Красный Луч, довольно часто они наблюдают за полетами авиапланеров, которые залетают со стороны соседней области.
Интересно, а сколько всего таких самолетов летает по Украине? Без разрешения? Регистрации? А экипажи у них кем укомплектованы? Профессионалами? А на борту у них что? Да и кто даст ответы на эти вопросы? СБУ, МВД, Вооруженные силы? Такое впечатление, что они ничем, кроме политики, в своей «работе» вообще не занимаются. А ведь тут того и гляди – на голову что-то свалится. Ведь новая мода в стране зарождается – мода на «летать»…
Дмитрий Фомичев, специально для «УК», по материалам «Бизнес журнала»