Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

«ДИКИЙ» ИЗВОЗ

Конфликт между официальными таксистами (работающими по лицензии) и нелегалами назревал давно. Однако наиболее ощутимую остроту ситуация начала приобретать с 1 июня минувшего года. То есть, с момента вступления в действие Решения Киевской горадминистрации (№ 228/388 от 26.12.02 г.) «Об установлении Правил предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси в городе Киеве». Редакции об этом стало известно из неоднократных сообщений таксистов. С одним из них – Олегом Грозовым мы побеседовали подробнее.— Итак, в чем суть конфликта?

— В дисбалансе между правами и обязанностями официальных таксистов и абсолютным нигилизмом, так называемых нелегалов (или на профессиональном сленге — «грачевозов», «пылесосов»), которые работают без лицензий, налогов и какой либо ответственности перед законом и людьми. Уверенные в своей безнаказанности, «пираты» ведут себя вызывающе.

— Но, ведь они существовали и раньше, подбирая пассажиров предпочитающих сэкономить…

— Действительно, нелегалы, которых интересует сиюминутный заработок, часто готовы везти «грача» (пассажира) за символическую плату. Однако, на сколько такая «экономия» выгодна?

Начнем с того, что комфорта от езды в «любительском» автомобиле, часто вообще не предусмотрено. Не редко, проржавевшее насквозь днище «жигуля-копейки» застелено клеенкой, а сидения – рваным одеялом. Послушать музыку (если она есть) не возможно из-за грохочущего амортизатора или отваливающегося глушителя. А, ведь, бывает и похуже: на повороте у раздолбанного «частника» (который, кстати, вполне может быть и «под кайфом») вырывает, например, шаровую опору: колесо ложится на бок и «тушите свет». И кому покалеченный пассажир сможет предъявить претензии?.. То есть, экономия пяти гривен, может обернуться гораздо более существенными потерями.

Между тем профессионал просто обязан тщательно следить за исправностью автомобиля и ежедневно проходить медосмотр. Ведь, в случае ДТП по вине таксиста, уголовную и материальную ответственность за покалеченного пассажира, будет нести именно он. Даже, забытая сумочка найдет свою хозяйку, если она оставлена в заказанном по телефону такси. К тому же профи, в отличие от иного «любителя», никогда не завезет пассажирку в лесопосадку, требуя расчета «натурой». Так что, чуть большая стоимость такси, это плата и за комфорт, и за безопасность. К слову, в соответствии с теми же правилами, по страховке четыре пассажира и водитель такси должны быть застрахованы при ДТП на сумму до 8 тысяч гривен каждый; а так же предусмотрена страховка по гражданской ответственности. Кроме того, расценки нелегалов, – уточняет Олег, – далеко не всегда дешевле такси.
Между тем, если прежде мои расходы на право работы в такси составляли приблизительно 300 гривен в месяц, то с 1 июня 2003 года, они выросли уже до 1100 гривен. То есть, я должен расплатиться с таксопарком, за аренду радиостанции и эфирного времени, за автостоянку, с диспетчерами, уплатить налоги, и даже внести компенсацию за загрязнение окружающей среды. И это, не считая расходов за амортизацию, ремонт и горюче-смазочные материалы. Словом, учитывая рост цен, на сегодняшний день, больше тысячи гривен я должен заработать и отдать только за право заниматься этой работой… А к «нелегалам» все эти расходы не относятся. Зато они отнимают у нас пассажиров в самых «хлебных» местах города…

Для непосвященных следует внести ясность. Существует особая категория «частников», которые, не имея никакого отношения к официальным таксомоторным фирмам, тем не менее «забили» самые хлебные для таксиста места: вокзалы и аэропорты, гостиницы, бары и рестораны. Пассажиров они берут избирательно, и готовы выстоять хоть пол дня, дожидаясь «упакованного» клиента, готового оплатить поездку в оба конца. За такой стиль работы, таксисты и нарекли их «фильтрами», которые, в свою очередь, таксистов в грош не ставят. Аргумент: «Мы за эти места десятки лет ментам платим». Поэтому, милиция с налоговой инспекцией и, кстати, представителями управления по защите прав потребителя, продолжают «шмонать» исключительно автомобили с шашечками…

По наблюдениям вездесущих таксистов, у казино и отелей «фильтры» отстегивают процент швейцарам. У того же River Palace или «Мандарина», они делятся с охраной, а у вокзалов и аэропортов — с милицией и налоговиками. Разумеется, что от этих, непосредственных сборщиков, часть «дани» по отработанной схеме поступает к административной верхушке (а, возможно, «все выше и выше»).

«Однажды «фильтры» с железнодорожного вокзала подставили меня на 150 гривен, — вспоминает Олег, – Когда я разворачивался, поднырнул убитый «жигуленок», почему-то с донецкими номерами, и я поцарапал ему бампер… И, началось: «Ну, ты попал!..»

К слову, по упомянутому распоряжению госгорадминистрации, все таксисты, работающие по лицензии, не только должны быть украшены фонарями с шашечками, но и обязаны оклеить борта автомобиля шашечками покрупнее. Кроме того, возрождены и былые правила на желтый и зеленый огоньки (в правом верхнем углу лобового стекла) и на счетчики. За отсутствие этой атрибутики, таксистов наказывают существенными штрафами (500 гривен — по “официальному курсу» и 200, если «договоришься»). Но, ведь и эта экипировка стоит денег, которые «залицензированные», замотанные различными выплатами и поборами таксисты могут сегодня заработать лишь на пределе физических возможностей.

— Так, может «лицензионным» таксистам объединиться во что-то вроде профсоюза, и пускай уже он снимает ваши головные боли?

— Вообще то, какая то подобная организация, якобы, была. А может и сейчас существует. Вот, только чем она занимается… Может быть, эти вопросы помогли снять руководители таксомоторных фирм? Ведь я, как и любой официальный таксист (а их по городу тысячи) готов без малейших сомнений выплачивать такой организации взносы, если она возьмется реально защищать наши права…

Словом, пока вопрос остается открытым. И я, сам в течение дня покатавшись с таксистами, смог убедиться том, что высказанные жалобы отвечают действительности. Так, например, мне продемонстрировали, как успешно конкурируют с таксистами служебные автомобили. Судя по номерам, к ним относятся даже машины Верховной Рады, Кабинета Министров и… аппарата Президента.

Если завтра таксисты с нелегалами не возьмутся бить друг друга по голове монтировками, то «официалы» попросту поснимают шашечки, плюнут на лицензии, и сами начнут «пылесосить»… Вот, только будет ли от этого польза городской казне?

Из Общих положений Правил перевозки пассажиров и их багажа на такси в городе Киеве:

1.1. Правила учреждаются с целью: обеспечения стабильного, безопасного и качественного обслуживания населения и гостей г. Киева услугами перевозок на такси; создания условий для развития равной и добросовестной конкуренции в сфере перевозок пассажиров на такси, а так же для снижения стоимости этих услуг; легализации деятельности в сфере услуг такси, обеспечения повышения поступлений в городской бюджет…

Из Решения об установлении правил предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси в городе Киеве № 228/388 от 26.12.02 г.:

п.4 Контроль над исполнением этого решения возложить на постоянную комиссию Киевской городской рады по вопросам транспорта и связи.

Киевский городской голова А. Омельченко

Зав. Информационным отделом управления по защите прав потребителя Алла Леонидовна Беспалько:

«Конечно, страшновато на «грачевозе» ездить. И, поскольку я сама потребитель замечу, что ни своим детям, ни кому бы то ни было, не посоветовала бы садиться к нелегалам. Другое дело, что официальных таксистов пока не на всех хватает…».

Заместитель начальника службы пассажирских перевозок горадминистрации Киева Сергей Борисович Мушта:

«Сколько всего по Киеву курсирует такси с шашечками, сказать даже теоретически сложно. Могу, разве что, сообщить, сколько их легализировалось (по нормативам, вступившим в силу с 1 июня 2003-го) до конца минувшего года – около тысячи. И тенденция к увеличению парка легальных такси постоянно растет. Что же касается борьбы с так называемыми фильтрами, то мы их пытаемся вычислять, еженедельно проводя с сотрудниками ГАИ рейды в местах их скопления. Но, предъявить какие либо претензии к нелегальным таксистам, достаточно сложно, на них мы можем воздействовать лишь косвенно. Скажем, штрафовать за нарушения правил парковки. Другое дело, привлечь к ответственности водителя машины, украшенной шашечками, но работающего без лицензии».

Заведующая отделом профсоюза автомобилистов и дорожников Киева Вера Михайловна Кашута:

«Кто сегодня является административным органом таксистов-частников, нам доподлинно неизвестно. Но, в настоящее время в Киеве насчитывается 62 директора больших и малых частных предприятий по перевозкам. Это огромное количество водителей, работающих вне профсоюзов и вряд ли сейчас, кто-либо серьезно занимается их проблемами. А если есть проблема – значит, нужно ее решать, и наш профсоюз, мог бы взять официальных таксистов под свое крыло… Пусть приходят в наш профсоюз автомобилистов и дорожников Киева (улица Стритенская-15, в районе Львовской площади и звонят: 212-42-78).

Кстати: В одной из стран Балтии с нелегалами-«пылесосами» поступили без затей. Был принят законодательный акт, согласно которому за незаконный извоз, владелец автомобиля в первый раз отделывается предупредительным штрафом, вторично – расстается с весьма значительной суммой, третье нарушение – конфискация автомобиля. И помогло – «грачевозы» исчезли.

Александр ЕРМОЛЕНКО, специально для «УК»

Exit mobile version