Киевская власть продолжает удивлять, а зачастую – шокировать жителей и гостей столицы Украины. Надеемся, что правоохранительные, налоговые органы, прокуратура, управление по защите прав потребителей, органы Антимонопольного комитета Украины, налоговые органы детально разберутся с особенностями «национальной охоты» за кошельками автолюбителей. И созданной схемой выкачивания денег через всякие КП «Райпарксервисы» из карманов киевлян – и без того достаточно тощих. Мы все – свидетели беспредела с эвакуацией транспортных средств и блокирования колес. Когда под видом борьбы с заторами и пробками на дорогах осуществлялось банальное вымогательство и грабеж с использованием для этого бюджетных денег .
По нашему заявлению и по результатам наших же публикаций столичные милиция и прокуратура выясняют сейчас все обстоятельства совершения указанных преступлений (именно так именуются данные деяния). «УК» традиционно намерена довести начатое до конца.
Сегодня мы рассмотрим еще одну сторону предприимчивой деятельности новой киевской власти. На этот раз связанную со все той же транспортной проблемой – проблемой парковки.
За последние несколько дней многие автолюбители, имевшие неосторожность и необходимость припарковать своего «четырехколесного друга» в центральной части Киева, ошалев, узнали от предприимчивых молодых людей в синих жилетах (парковщиков) о стоимости парковки: 5 гривен в час.
И раньше за стоянку деньги брались (вернее, вымагались). Но раньше взималась гривна – сумма сегодня малозначительная, и особого внимания на это никто не обращал. Однако пятикратно возросшая сумма парковочного побора (за которую, например, можно купить более литра бензина) явно впечатлила автолюбителей. Что побудило «УК» совершить свое самостоятельное журналистско-адвокатское расследование, результаты которого мы предлагаем вашему вниманию.
Автор этих строк лично столкнулся с проблемой парковки и сопровождающей ее обдираловки. По служебным делам мне необходимо было подъехать в один из департаментов Министерства юстиции Украины на улице Коцюбинского, напротив здания Счетной палаты Украины. Повернув с улицы Богдана Хмельницкого на улицу Коцюбинского с односторонним движением, я начал искать место для парковки. Традиционно все парковались по левой стороне улицы (односторонняя дорога это позволяла, да и разметка была нанесена соответствующая). Однако, места не оказалось, и шустрый молодой человек отправил меня на правую сторону улицы, на тротуар, где вообще-то парковка не разрешена, предварительно спугнув полдюжины старушек, прогуливающихся около Министерства юстиции в ожидании приема. Это было не единственное новшество: раньше за парковку на левой, «положенной» для этих целей, стороне улицы взималась одна гривна. А за парковку на правой стороне, в силу, скажем так, отсутствия правовых оснований парковаться в неположенном месте, ничего не требовалось платить вообще.
Сейчас же молодой человек потребовал с меня за парковку в неположенном месте целых 5 гривен, не мотивируя, за что и почему.
Я же потребовал чек. И, получив оный, как говорится, «прозрел». Чек предоставляю вниманию читателей «УК» для иллюстрации осуществляемой схемы мошеннических действий и вымогательства.
Вопрос не в том, что молодой человек-парковщик фактически вынудил меня нарушить ПДД, припарковавшись в неположенном месте, да еще и за деньги. Вопрос – глубже. Оказывается, согласно чеку, заплаченные 5 гривен – плата за «услуги парковки». Для малосведущих граждан поясню, что услуги (товары, работы) – предмет и объект регулирования гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
Если мы, допустим, хотим купить хлеб, постричься или почистить в химчистке одежду, то, покупая указанные услуги и товары, мы получаем взамен потраченных денег желаемый товары, работы и услуги. Мы можем купить, а можем и не купить тот же хлеб и молоко. И никто заставлять совершать подобные действия нас не в праве. Во всем мире действует принцип свободы договора: то есть любой договор заключается и совершается без какого-либо принуждения. Более того, при исполнении договора мы оплачиваем реальные трудозатраты, вложенные в товар (работу, услугу) с небольшой долей рентабельности. По крайней мере, эти основы политэкономии наше поколение проходило еще в средней школе.
Но «услуги парковки» – это поистине круто! И, как бы выразился Остап Бендер, «конгениально»!
Во-первых, парковка автомобилей – неотъемлемая часть их эксплуатации. Это такой же естественные процесс, как для человека – отдыхать, принимать душ, есть и пить, дышать, наконец. Почему-то никому в голову не взбрело (кроме отрицательных персонажей мультфильма «Приключения Чиполлино») брать деньги за услуги предоставления чистого воздуха и права чтения магазинных вывесок и объявлений на столбах, а также услуги предоставления парковых скамеек для сидения в общественных местах или услуги предоставления урн для выбрасывания окурков?
Поэтому даже поднимать вопрос о плате за парковку – глупость с точки зрения здравого смысла и логики. Однако эта глупость с успехом воплощается в жизнь стараниями топ-менеджеров киевской власти.
Также глупость с точки зрения права, логики и политэкономии – так называемые «услуги парковки» не несут никаких экономических затрат сами по себе. Есть дорога, и паркующийся самостоятельно имеет возможность расположить автомобиль без сторонней помощи.
Просто вдумайтесь в понятие «услуги парковки» и их предполагаемое наполнение. Если эти «услуги» далеко не страдающих от недоедания парковщиков формулируются в виде разгона пешеходов с тротуара и освобождении места для парковки, за что берется целых 5 гривен – то, думаю, что подавляющее большинство водителей сами справятся с этой «нелегкой» задачей, успешно сэкономив сумму «услуг».
Мы даже объявим конкурс: кто доходчиво и логически пояснит смысл, экономичное наполнение и экономически обоснованные затраты понятия «услуги парковки», тот без промедления получит от автора этих строк вознаграждение в 100 долларов США. При этом желал бы знать, почему эти «услуги» предоставляются только на центральных улицах Киева, и только в дневное время. Согласитесь, что припарковать автомобиль ночью на пригородной улице «разбитых фонарей» – с риском наехать на подвыпившего бомжа или разбитую бутылку – значительно сложнее. И «услуга парковки» при таких обстоятельствах – более востребована, и, по крайней мере, объяснима. Но уверен, что желающих заработать сумму, эквивалентную ста парковкам, во всей Украине на найдется…
Первый момент очевиден: любая оплачиваемая услуга должна предоставляться ее заказчику (пользователю) по его же воле. Отсутствие волеизъявления на получение и оплату услуги делает ее невозможной. При этом, заметим, что отказ водителя заказать и оплатить «услугу» не есть основанием для каких либо препятствий парковаться (или препятствий для снятия с парковки (даже принятыми в среде парковщиков методами – попытками прыгать на капот или бросаться под колеса).
Не забываем, что дорога – объект общего пользования, и каких-либо попыток приватизировать ее пока не предусмотрено. В нашем случае, по сути, осуществлен захват дороги (ее участка). То есть действия, ничем не отличающиеся от подобных уголовно наказуемых действий самовольного захвата земель или иных объектов (кстати, дороги являются стратегическими объектами).
Поэтому, любые описанные выше в отношении вас действия парковщиков и их хозяев по навязыванию «услуг парковки» и сопутствующие им действия являются уголовно наказуемыми – согласно ст. 189 УК Украины (вымогательство); ст. 190 УК Украины (мошенничество); ст. 225 УК Украины (обман покупателей или заказчиков) – поскольку формально заказчики «услуги» введены в обман ее «исполнителями» касательно ее обязательности и необходимости; ст. 335 Уголовного кодекса Украины (понуждение к исполнению или неисполнению гражданско-правовых обязательств); ст. 356 УК Украины (самоуправство).
Надеемся, что правоохранительные, налоговые органы, прокуратура, управление по защите прав потребителей, органы Антимонопольного комитета Украины, налоговые органы детально разберутся с особенностями «национальной охоты за кошельками автолюбителей». И созданной схемой выкачивания денег через всякие КП «Райпарксервисы» из карманов киевлян – и без того достаточно тощих.
Однако, обратимся к анализу полученного мною чека. Согласно чека, я получил «услугу парковки» на улице Терещенковской, 2/14 в 9-37, в то время, как фактически событие, отраженное в чеке, произошло в полдень на улице Коцюбинского – более, чем в километре от места якобі задокументированного события. Как пояснялось, чеков у молодого человека-парковщика была целая пачка – заранее отпечатанных кассовым аппаратом. И раздавал он их налево и направо.
Интересно, как эти отдельные частные действия оценят правоохранительные органы и налоговая инспекция? Каждый из нас знает, что чек фиксирует событие покупки-продажи товаров (работ, услуг) в момент их предоставления с точностью до минуты и по месту купли-продажи (как пример, советуем обратить внимание на чек, который вы получаете в хлебном магазине, например). Здесь же ситуация с точностью до наоборот. Чеки выданы кем попало, кому попало, использовались для оформления непонятных «услуг» по другому адресу и в другое время.
Еще лет пять назад налоговая инспекция даже за неправильное время выдачи чека (часы на ЭККА отставали или спешили на пару минут) закрывала предприятие (киоск), останавливала торговлю, изымала документы и разбиралась пару недель кряду. О том, чтобы предоставлять услуги (работы), не подтвержденные документами и не имеющие наполнения – даже речи не шло: такая фирма немедленно объявлялась фиктивной, продающей «воздух». Но… То ли времена либеральнее стали, то ли нарушители финансово-кассовой дисциплины находятся на положении полубогов… Или налоговики нюх утратили?
После изучения «чека» у меня сразу же возникло коммерческое предложение для лиц, в силу тех или иных причин жаждущих необходимости алиби (о чем, кстати, неоднократно писала «УК»). Например, подозревают вас правоохранительные органы (супруг(а), начальник) в совершении преступления, измены, прогула – в зависимости от ситуации и контекста) утром (с 9 до 10 часов) 6 июня 2006 года. А вы –показываете чек: на самом деле вы в это время были на переговорах в Киеве на улице Терещенковской, 2-14, и ни о каком преступлении (измене, прогуле) и не помышляли; чек подтверждает факт стоянки автомобиля и нахождения Вас в определенном месте. Кто усомнится в чеке, и чем это не алиби?
Шутки – шутками, однако очевидна (и доказана) ситуация наглого вымагательства денег десятков созданных коммунальных предприятий, предоставляющих «услуги парковки» под крышей городской власти. Вымагательстве, осуществляемого при явной материальной заинтересованности и отсутствии затрат. О таком уровне рентабельности парковочной обдираловки не могли даже мечтать организаторы всех существовавших финансовых «пирамид».
«УК» надеется получить конкретные ответы на поставленные вопросы – от компетентных органов и должностных лиц, причастных к этой проблеме.
Перефразируя гоголевскую крылатую фразу, заметим: в Киеве две беды: дураки и дороги. А у дураков (в Киеве) одна беда: сам Киев. Обидно за столицу…
Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»