Сценарии: как происходит перераспределение власти в Украине? Почему Виктор Ющенко отдает одну «крепость» за другой и остается в одиночестве? Кто окажется фаворитом в будущей президентской гонке? Формальный союз двух мощных политических группировок заявлен. Коалиционное соглашение подписано. Спикер парламента уже определен. Оппозиция заявлена и агрессивно сопротивляется. Означает ли все это, что в стране наступит политическое перемирие? Хотя бы на некоторое время. Ответ очевиден — никакого мира не будет. И не надейтесь. По той простой причине, что пока не получен ответ на иной базовый вопрос — кто реально будет управлять страной в течение ближайших трех лет? Аккурат до президентских выборов 2009 года.
Президент Виктор Ющенко чрезвычайно ослаблен событиями последних месяцев. Правительственный кризис осени 2005 года. Демарш тогдашнего госсекретаря Александра Зинченко. Обвинения в коррупции ближайших соратников президента и временная опала Петра Порошенко. Неэффективное управление народным хозяйством, что в итоге спровоцировало существенный рост стоимости «среднестатистической потребительской корзины», а также обязательных в таком случае протестных настроений в обществе. Быстрая и шокирующая реанимация публичных (политических, экономических, кулуарных) позиций донецкого клана (а как же лозунг «бандити будуть сидіти у тюрмах!). Провал на парламентских выборах. Центральные и западные регионы уходят под контроль Юлии Тимошенко, тогда как восток и юг Украины практически полностью находятся под юрисдикцией Партии регионов. Небывалый всплеск сепаратизма в Крыму.
Вызывающее поведение России. Одобрение «посреднического газового соглашения» для компании RosUkrEnergo. Полная легализация Дмитрия Фирташа и почти легализация Семена Могилевича в Украине. Трехмесячные «коалиционные препирательства» среди «помаранчевых» политических группировок. Сепаратные переговоры с Партией регионов, окончательно вернувшие Украину в дореволюционное время и обозначившие силу Рината Ахметова. «Торговля за должности», организованная Петром Порошенко. Возможно, триумфальное возвращение Юлии Тимошенко в кресло премьер-министра etc. Очень даже непрезентабельные политические достижения Виктора Андреевича. И все это на фоне стремительного падения личного рейтинга, периодических скандалов вокруг сына Андрея и грубых кадровых просчетов.
Помимо всего этого, оказалось, что формально президентская политическая группа — все еще носящая громоздкое и претенциозное имя «Народный союз Наша Украина» (НСНУ) — никогда не отличалась настоящим единством и злоупотребляла «стратегическим мышлением». Следствием прогностической и технологической слабости НСНУ можно считать все проигранные политические битвы за последние полтора года. А других — не проигранных — у этой партии не было. При этом «нашеукраинцы» несли многочисленные и весьма ощутимые имиджевые потери (естественно, мы не акцентируем лишний раз внимание на том, что зачастую неуклюжие публичные действия/слова лидеров и рядовых членов НСНУ густо били по личному рейтингу Виктора Ющенко). Т.е. по сути, Виктор Андреевич сегодня находится в глубочайшем имиджевом и, если так можно выразиться, «влиятельном» провале и едва/едва держится за свои формальные полномочия.
Другое дело, что пока никто (из политических тяжеловесов) не готов «дожать» президента и перебрать на себя базовые распорядительные государственные функции. Петр Порошенко (едва ли не единственный сильный политик в окружении Ющенко, даже несмотря на его заоблачный антирейтинг) тешит себя мыслью о регентстве в первые месяцы президентства Виктора Ющенко. Тогда этот сценарий вполне мог быть реализован, если бы Порошенко хватило чутья, опыта и выдержки. Сегодня Петра Алексеевича караулят. Юлия Тимошенко пока боится делать резкие движения в сторону окончательной монополизации власти. Правильно — еще не время. Ринат Ахметов просто выжидает и выстраивает сложную политико-финансовую игру. На «перспективу».
Впрочем, вполне может статься, что нечто подобное (перетягивание распорядительных функций) уже совсем скоро получится у той же Юлии Владимировны Тимошенко, которая сегодня «заходит в премьерскую должность» в гораздо более выгодной конфигурации. Для себя, разумеется. У нее имеется сразу несколько стратегических преимуществ.
Первое — легализация влияния и легализация права на управление. После парламентских выборов Тимошенко уже не просит, а требует и имеет на эти требования права, выданные ей избирателями. Напомним, что «первое премьерство» Тимошенко стало следствием сепаратного договора Юлии Владимировны с Ющенко-кандидатом, а потому ее последующее назначение происходило исключительно на условиях Виктора Андреевича и оказалось столь скоротечным и скандальным. Она была явно чужеродным элементом в президентской команде, которая, как ей (команде) казалось, пришла во власть основательно и надолго. Тимошенко тогда проиграла, но сегодня ситуация выглядит совершенно иначе.
Второе преимущество — публичная политическая инициатива. Тимошенко всегда провоцирует общественное и элитное мнение и выступает автором самых ярких внутриполитических инициатив, которые, в свою очередь, вынуждают ее политических оппонентов совершать ошибки. Юлия Владимировна — мастер «превентивных ударов» (в том числе информационных). Следовательно, все остальные игроки, как правило, вынуждены стихийно (читай — непродуманно и поспешно) отвечать на раздражения, инициированные Тимошенко, но никак не выступать инициаторами собственных продуманных игровых конструкций. И кто в подобной ситуации оказывается в выигрыше? «Игра под чужую дудку» — такова сегодняшняя картина дня для всех политиков, кроме Тимошенко.
Третье преимущество — за плечами Юлии Владимировны имеется условно-консолидированная команда и она «заходит» во власть уже не в одиночестве.
Само собой, нынешнее формальное единство в БЮТ также имеет весьма относительный характер (слишком разные люди, слишком разные интересы, слишком разные карьеры). Недавний демарш Михаила Юрьевича Бродского, по сути, вчистую проигравшего… Богдану Губскому (даже не Александру Волкову!) внутриблоковую войну «за влияние на Юлию Владимировну» — красноречивое доказательство того бесспорного факта, что БЮТ едва/едва держится на грани раскола. Бродский к тому же обещает разоблачения. Не сегодня. Возможно, завтра. Если не сторгуется снова. Тем не менее, в отличие от своего первого похода за властью, на этот раз Юлия Владимировна явно не будет в одиночестве противостоять кулуарным интригам президентских фаворитов. Семь или даже одиннадцать министерских портфелей, не считая многочисленных заместителей министров и руководителей ключевых парламентских комитетов — весьма солидная стартовая площадка для победы на выборах 2009 года. К тому же у БЮТ имеется мощная депутатская поддержка в регионах. Контроль в регионах — залог хорошей избирательной кампании в будущем.
Четвертое преимущество — время. Оно сегодня явно играет на стороне Тимошенко. Юлии Владимировне после подписания коалиционного соглашения совершенно не нужно торопиться. Более того, ей вредно торопиться. Ей не нужны поспешные кадровые решения — куда выгоднее медленно втаскивать во власть (на разных уровнях) своих доверенных лиц. По-настоящему доверенных, а не случайных попутчиков, которых в блоке Тимошенко достаточно много. Ей невыгодно постоянно ударяться (как это не редко случалось с Тимошенко во время ее первого премьерства) в популистские PR-технологии — слишком резкой может оказаться агрессия со стороны средств массовой информации и… западного общественного мнения. Зачем? Все ведь на самом деле достаточно просто: Тимошенко тихонько «заходит» во власть, на время умолкает, берет под жесткий (хотя и негласный) контроль «команду Петра Порошенко», постепенно «прикупает» некоторых (особо продажных) депутатов-регионалов из «команды Ахметова», перебирает на себя полномочия и… предлагает президенту Ющенко полноценную игру на собственных условиях. Ослабленный президент соглашается. Альтернатив никаких. Идеальный сценарий, который вполне мог быть реализован. Но, как уже было сказано, наши современные политические группы не отличаются стабильностью. Равно как не отличаются личной выдержкой лидеры этих групп. А потому БЮТ, скорее всего, рухнет под наплывом разных «случайных попутчиков», ныне быстро устремившихся к новому «центру влияния» и пытающихся застолбить в Блоке собственную лоббистскую группу.
На этом, кстати, погорела в свое время популярная НСНУ (в первые месяцы после президентских выборов 2004 года). Тимошенко, в свою очередь, вынуждена будет львиную долю собственного времени тратить на то, чтобы урегулировать многочисленные внутренние конфликты. Неизбежные тактические провалы в управлении экономикой (естественные или искусственные, вызванные саботажными действиями части политиков, близких к президенту и таким образом защищающихся от поглощения остатков их влияния) в очередной раз будут использованы в качестве базового материала для позитивных и негативных PR-кампаний, быстро превращающихся в назойливо-популистскую форму. Очевидно также, что параллельно с этими процессами начнется консолидация новых (оппонирующих Тимошенко) «центров влияния». Скорее всего, одним из подобных центров вполне может оказаться Ринат Леонидович Ахметов, который сегодня блестяще и весьма перспективно легализовался в большой украинской политике.
Надо признать, что с позиций сегодняшнего дня проигрыш Виктора Януковича на президентских выборах 2004 года Ахметов вполне может рассматривать как… свой личный большой успех. Ведь при Януковиче-президенте Ахметов всего лишь играл бы привычную для себя роль «теневого фаворита». С непредсказуемыми карьерными последствиями. Нередко ведь «марионетки» рано или поздно перерастают своих «хозяев» и, основательно укрепившись во власти и сформировав уже собственную гвардию, быстро устраняют фаворитов. Зачем им свидетели прошлых слабостей? Зачем президентам кукловоды? Сегодня же именно Ахметов (но никак не Янукович) выглядит наиболее перспективной карьерной фигурой, скажем так, большой «восточной политической группы» в преддверии очередного передела власти. Ахметов быстро учится публичной политике, и потому уже сейчас у него на руках имеется много привлекательных козырей.
В то же время многочисленные компроматы «на Ахметова», имевшиеся у его действующих или потенциальных оппонентов, уже многократно были засвечены и потому потеряли свою убойную силу. Сегодня Ринат Леонидович — лидер мощной политической группы, которая, во-первых, пока не показала весь свой потенциал, а во-вторых, быстро подбирает в собственную обойму обиженных и обделенных (но все еще влиятельных) чиновников из команды… Виктора Ющенко.
Возможно, будет происходить некоторая перегруппировка сил и на президентском фланге. Увы, сам Виктор Ющенко по разным причинам так и не смог реализовать свой неплохой управленческий потенциал. С чем это связано? Прежде всего, с тем, что у президентской команды не оказалось общих целей, понятной стратегии движения, консолидирующей идеологии, а у самого президент не оказалось под рукой мощных менеджеров, способных наладить функционирование бюрократического аппарата и аккуратно перестроить его под нужды реформированной власти. Подавляющее большинство членов этой команды руководствуются исключительно личными корыстными интересами.
Естественно, в беседах с президентом (перед назначением) никто и близко не поднимает тему личных преференций (теневых заработков) в той или иной должности, но стоит только тому или иному назначенцу занять свой служебный кабинет, как сразу же возрастает «индекс коррумпогенности в отрасли». Плюс постоянные внутренние войны за влияние… на того же президента. Часто в этих войнах побеждал и побеждает Петр Порошенко. Еще чаще — Александр Третьяков. Хотя иногда может сложиться превратное впечатление, что на этом поприще преуспел, к примеру, Юрий Ехануров. Но это иллюзия. Ехануров — банальный исполнитель. Так или иначе, но действия президентской команды (и любых персоналий, входящих в эту команду) столь разрушительны, что сегодня Виктор Ющенко имеет дефициты по всем направлениям. Его рейтинг неуклонно снижается, и уже сейчас мало кто сомневается в том, что при соблюдении прозрачных процедур Виктору Андреевичу вряд ли удастся выиграть… президентские выборы 2009 года. Правда, кое-кто уверенно заявляет, что Ющенко и не будет выдвигать собственную кандидатуру. Из-за личной усталости. Скорее всего, истина посередине — Ющенко еще не определился. Есть много «за» и много «против».
Президент постоянно теряет влияние и часто вынужден извиняться за действия своих собственных соратников. Публично извиняться. И тем самым он теряет столь важную в Украине харизму «непогрешимого или хотя бы жесткого по отношению к своим боярам правителя». С другой стороны, окружению президента сегодня также имеет смысл задуматься над «сценарием преемственности» (в случае, если Ющенко откажется баллотироваться повторно) или над «сценарием повторной победы» (если Виктор Андреевич все же поддастся на уговоры соратников). Пока козырей у президентских фаворитов немного. Хотя попытки спасти игру все-таки предпринимаются. Одна из таких неудавшихся попыток — спикерство Петра Порошенко.
Получается, что при любых раскладах власть медленно, но верно уходит из рук окружения Виктора Ющенко. Вполне прогнозируемо. Только слишком уж быстро. Погоду в ближайшие три года будут определять совсем иные политические группировки.
Михаил ПОДОЛЯК, ГазетаUA