Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Секта секте – рознь. Но фанатизм – в каждой

Руководящие лица сплошь и рядом имеют неограниченные права в общинах. Пресвитеры, епископы, разъездные проповедники ЕХБ, евангелистов, пятидесятников обычно живут за счет труда рядовых верующих: «Он (пресвитер) имеет право пользоваться вознаграждением от Церкви за свой тяжелый, ответственный перед Богом труд… Кто пасет стадо, не ест ли молока от стада? Кто, насадив виноградник, не ест ли плодов его? И велико ли то, если он посеет духовное, а пожнет телесное (материальное)?»Секты классифицируются по типам религиозного руководства. При классификации такого рода можно будет выделить:

1) харизматические секты, возникновение и деятельность которых связаны с появлением тех или иных провидцев, пророков и т. п.; к таким религиозным организациям относятся, например, некоторые секты духовных христиан;

2) авторитарные секты, руководство которых опирается на многолетние традиции, обычаи, связанные с происхождением, генеалогией «вождей»; к этим сектам относятся духоборы, молокане и др.;

3) иерархические секты, или секты церковного типа; члены этих организаций подчиняются руководству не в силу личных заслуг руководителей, а в результате убеждения в том, что те получили свои посты на основании устава секты (меннониты, баптисты, евангелисты и др.);

4) теократические секты, которые стремятся к созданию религиозно-теократической организации; к этому типу сект можно отнести свидетелей Иеговы и др.

Для большинства сект характерна строгая структурно-организационная и должностная иерархия. Организационные и, естественно, должностные звенья секты обычно строго субординированы: указание вышестоящего лица или органа для нижестоящего является законом, выполнение которого строго обязательно. Рядовым верующим стремятся внушить мысль о том, что пресвитеры «поставлены на служение самим Богом, выполняют его волю». В разработанном, например, И. Е. Воропаевым наставлении «О служителях в Церкви Христовой» говорится, что пресвитер «должен охранять Церковь Христову от разных лжеучений и ересей… не допускать в нее лжепророков, которые приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, быть врачом и хирургом: он для спасения целого тела Церкви не должен стесняться, хотя и с болью души, отнимать от тела отдельные члены, радуясь за спасение целого тела… Лучше без глаза или ноги быть в царстве Божием, нежели сохранить все члены для геенны огненной. Он, как врач, должен врачевать больных членов и исцелять словом Божиим».

Руководящие лица сплошь и рядом имеют неограниченные права в общинах. Пресвитеры, епископы, разъездные проповедники ЕХБ, евангелистов, пятидесятников обычно живут за счет труда рядовых верующих: «Он (пресвитер) имеет право пользоваться вознаграждением от Церкви за свой тяжелый, ответственный перед Богом труд… Кто пасет стадо, не ест ли молока от стада? Кто, насадив виноградник, не ест ли плодов его? И велико ли то, если он посеет духовное, а пожнет телесное (материальное)?» Непосредственными помощниками пресвитера являются диаконы и диаконисы, один или два регента. Иногда в общинах создаются женские советы, на которых лежит обязанность вести религиозно-воспитательную работу среди женщин, детей и т. п.

Теократические секты

Некоторые секты в своих вероучениях исходят из библейского мифа о создании религиозно-теократической организации на земле во главе со 144 тысячами христиан верного остатка. Наиболее распространенными представителями этого типа культов являются приверженцы секты десное братство (ильинцы), секта свидетелей Иеговы, апокалипсисты. Для примера достаточно привести две первые секты. Для них характерны крайний фанатизм, жестокость, конспиративная деятельность.

Вступающие в секту «десное братство» дают клятву: «Обещаю устанавливать новозаветное всемирное братское царство, распространять твой призыв к бессмертию и общечеловеческой религии. Если за это восстанет на меня сатана, то я готов пойти на мученическую смерть».

Иеговисты отвергают все православные обряды и таинства, почитание святых и весь культ, чтят субботу и еврейские праздники, вместо крещения проводят обрезание. Молитвенные собрания сводятся у них к чтению религиозной литературы и пению гимнов (тропарей и кондаков), которые поются на мотивы русских, польских и немецких народных песен. Собрания «дружин», на которых изучается религиозная литература, проводятся тайно, на квартирах сектантов. «Дружины» имеют в составе пять и более членов секты, возглавляются проповедниками, во всей своей работе руководствуются указаниями «святохранов» области, края, республики.

Свидетели Иеговы наиболее ярко воплощают в себе черты теократического культа. Эти черты проявляются, например, во время празднования дня воспоминания о смерти Христа, за неделю до православной Пасхи. В день праздника устраиваются общие собрания, на которых совершается таинство вкушения хлеба и вина как крови и тела Христа. Правом первыми употребить хлеб и вино пользуются лишь помазанники. При их отсутствии никто прикасаться к хлебу и вину не может. Помазанник, как правило, иеговист с особыми заслугами, в совершенстве знающий вероучение, имеющий большой стаж пребывания в секте. Это — лицо, занимающее особое место и в организационной иерархии секты, и в будущем царстве Божьем.

Секта иеговистов отличается рядом специфических особенностей, которые характерны для теократического культа. В «Организационных указаниях для возвещателей царства» и в прямых указаниях главарей секты основной деятельностью ее членов объявляется не совершение обрядов, не вознесение молитв к Богу, а пропаганда вероучения секты среди населения. Этой задаче подчинена вся внутренняя жизнь секты.

Еще основатель организации иеговистов Руссель указывал, что для спасения нужна только вера, без всяких таинств и обрядов. Главное — пропаганда вероучения «от дома к дому» и разрушение сатанинских организаций. Чтобы успешно проводить такую работу, иеговисты постоянно учатся, и их собрания носят, по существу, характер учебных и инструктивных заседаний. Систематически организуются небольшие собрания, на которых изучается иеговистская литература. Эти собрания, так называемые студии, проводятся обычно в виде вечеров вопросов и ответов по изучаемому материалу. Более серьезные собрания учебного характера проводятся с чтением и обсуждением рефератов по вопросам вероучения для хорошо подготовленных членов секты. Они начинаются с импровизированной молитвы и проповеди руководителя. В перерывах между рефератами поются религиозные гимны. Во всех звеньях секты (округах, стрефах, группах) периодически проводятся собрания руководителей нижестоящих звеньев, на которых обсуждаются отчеты о работе, составляются так называемые миссионные рапорты и даются указания о дальнейшей работе.

Иеговисты повсюду заявляют, что только они исповедуют истинную религию. Все прочие религии ложны. На конгрессе секты руководитель международной организации иеговистов возвестил своей пастве, что он и другие вожаки секты являются князьями всей земли, что секта является обществом нового мира и основой будущего теократического общественного строя на земле, а ее приверженцы уже уже живут в раю. Демагогически заигрывая со своей паствой, Кнорр объявил, что Бог действует не через отдельных лиц (т. е. заправил секты), а через свою организацию» (т. е. всю секту).

Иеговисты учат верующих, что личного спасения достичь нельзя. Спасти может только участие в работе организации. И они создали тайную и строго централизованную авторитарную организацию с жесткой дисциплиной, с беспрекословным подчинением снизу доверху. Руководящий центр ее находится в Бруклине (Нью-Йорк) и возглавляется президентом. Президент наделен неограниченной властью. Он — наместник Иеговы на земле, его раб, а «воля раба — есть воля Иеговы». Члены организации беспрекословно повинуются воле бога Иеговы. «Мы должны признать теократическую организацию,— говорят они,— вместе с ее верным и покорным рабом… Бунт против раба является бунтом против Иеговы».

Мировой центр теократической организации свидетелей Иеговы в Бруклине имеет огромный аппарат проповедников, издательство, выпускающее литературу миллионными тиражами. Только журнал «Башня стражи» издается ежемесячно тиражом в 2750 тысяч экземпляров на 98 языках народов мира. Если за первые 46 лет существования организации свидетелей Иеговы было издано и распространено 318 730 050 трактатов и брошюр и 8 993 160 книг крупного формата, то в последующие 30 лет издано Библий, книг крупного формата и брошюр более 485 миллионов экземпляров, причем эта литература издавалась на 88 языках. Помимо этого ежегодно издаются сотни миллионов экземпляров листовок и журналов. Только в 1997 году секта распространила 63 миллиона экземпляров книг и брошюр, 56 миллионов экземпляров журналов, а проповедники затратили 273 миллиона часов на устную пропаганду вероучения.

Секта иеговистов имеет свою радиостанцию, залы для собраний и пропаганды вероучения, агитмашины и т. п.

Высшая библейская школа Гилеад только за годы после второй мировой войны выпустила свыше 20 тысяч миссионеров, или «специальных пионеров». Эти «специальные пионеры» после окончания школы и получения инструктажа в руководящих органах бруклинского центра направляются в различные страны мира для активизации и инспектирования работы местных организаций в соответствии с полученными в Бруклине заданиями.

Нетрудно видеть, что эта секта мало похожа на обычную религиозную организацию. Это скорее фирма, организовавшая бизнес на религии.

Иерархические секты

Это секты, у которых выражены тенденции к стиранию различий с церковными организациями. У баптистов, например, пресвитеры по кругу их обязанностей, по иерархической системе подчинения мало отличаются от православных и католических священников. Особое положение пресвитеров подкрепляется материальным обеспечением их за счет рядовых верующих. К иерархическим сектам относится большинство сравнительно широко распространенных сект. Это меннониты, баптисты, старообрядцы-поповцы, адвентисты и т. п.

В обрядовой практике баптистов обязательна ежедневная молитва. Духовное единство верующих подкрепляется единой обрядностью: крещением, хлебопреломлением, рукоположением пресвитеров, стереотипными, едиными для всех общин формами богослужения. Богослужения баптистов, сопровождающиеся пением религиозных гимнов, в известной степени напоминают православные. То же можно сказать и о богослужениях адвентистов и представителей ряда других сект.

Авторитарные секты

В некоторых сектах вся внутренняя жизнь и обрядность опирается на авторитет руководителя, определяемый его происхождением, получением руководящего поста в силу традиций или законов секты. Этими сектами руководят разного рода старцы, старички, вожди, наставники, начетчики и т. п. К такого рода авторитарным сектам можно отнести духоборов, многие старообрядческие и православные секты.

Особой разновидностью авторитарных сект являются авторитарно-апостольские секты, в которых для руководства всеми делами организации избирается совет 12 или 70 «апостолов», возглавляемых одним из членов совета. К таким культам относится, например, культ молокан общих, во внутренней жизни которых, с одной стороны, большую роль играют старцы, определяющие общественное мнение общин, выносящие безапелляционные решения по всем вопросам. С другой стороны, официальным органом общины являются 11 «апостолов» во главе с «судьей». В настоящее время молокане в значительной мере приближаются в ряде мест к сектам иерархического типа: в них роль «судьи» и «апостолов» выполняют пресвитер и члены правления общины. Наряду с этим сохраняется авторитет старцев, обычно занимающих теперь руководящие должности в общинах.

Ярко выраженный авторитарный характер носят общины духоборов. У них вожди обожествляются при жизни. Власть вождей здесь часто имела крайне жестокие, изуверские проявления. Управляются общины выборными советами и начетчиками.

Один из духоборческих авторов, С. Ф. Рыбин, цитирует как справедливую следующую характеристику власти вождей духоборов, данную в свое время историком богословия С. Маргаритовым: «Во главе их общества находился неограниченный наследственный правитель, деспотически и бесконтрольно, на правах Христа управлявший всеми членами общества. Ему принадлежало право распоряжаться не только имуществом, но даже честью и жизнью своих подчиненных. В его ведении находилось общественное имущество и капиталы. У него был постоянный совет из 30 лиц, из коих 12 исполняло при правителе, как при Христе, обязанности апостолов. Управление Совета было построено на страхе, шпионстве и крайнем деспотизме. Главным руководительным началом было умерщвление всякого, кто изменял религиозным убеждениям духоборов или противился порядку общественной жизни: малейшее проявление свободы подавлялось. При подобной системе управления, естественно, были всякие интриги, клевета, доносы. Достаточно было самого легкого подозрения, малейшего признака измены обществу, чтобы подвергнуться жестокой пытке, а потом казни… Комиссия нашла груду человеческих костей в подземельях, было доказано, что в течение последних двух лет под управлением Капустина духоборческим обществом исчезло 400 душ, не оставив по себе никакого следа. Дом, где производились пытки, назывался «Рай и мука». Местом исполнения приговоров был избран островок при впадении реки Молочной в лиман Азовского моря. Сам глава духоборов и его сын предавались пьянству и разврату».

С. Ф. Рыбин по этому поводу многозначительно замечает: «В наше время, по приказу вождей, убийств не было, но они имели неограниченную власть над судьбой членов своего общества». Далее в книге указывается, что положение в секте в течение всего ее существования сохранялось таким же.

В неопубликованной рукописи И. Г. Бондарева «Мрачная тень Ивана Грозного» о жизни духоборов рассказывается следующее: «Петр П. Веригин — лидер нескольких тысяч сектантов-духоборов и вершитель судеб, является крупной фигурой в истории духоборческого движения… Как злой гений, он наводит тоску и уныние всем своим поведением везде и всюду. Преследование кого-нибудь, ругань и вечная судебная волокита являлись его излюбленным занятием… С мутными, налитыми кровью желто-серыми кошачьими глазами он смотрел на всех исподлобья. И казалось всем окружающим, что этот человек, как бомба, начиненная зловонием и грязью, вот-вот разорвется и обдаст всех нечистью. И делалось всем жутко и отвратительно при виде этой вакханалии, устраиваемой лидером миролюбивой секты духоборов… Таким образом, он очень часто менял облик «Христа» на облик «сатаны» и пускал в ход, помимо бранных слов и крика, стулья, палки и кулаки… Грубые вульгарные названия половых органов у него всегда были на языке. Этими словами он только и ругался, придумывая самые причудливые и грязные формы выражения… С визгом он переплетал зловонную грязь с именами Христа, Бога, матери и веры человека». Как свидетельствует С. Ф. Рыбин, «Бондарев дальше повествует о «деяниях» вождя Чистякова по отношению к своей прислуге — молоденьким девушкам. Эти поступки настолько вульгарны и безнравственны, что при чтении бондаревского рассказа волосы становятся дыбом».

Жестокий авторитарный характер принял и культ православных сект: иннокентьевцев, ИПХ, ИПЦ, иоаннитов, федоровцев, имяславцев, апокалипсистов и др.

Экстатические секты

В отличие от проповеднических, экстатические секты располагают крепкой организацией, призванной держать членов секты в постоянном подчинении. Особенностью сект этого типа является то, что их члены доводят себя до религиозного экстаза, на почве которого возникает вера в реальное, ощутимое общение с Духом Святым, отождествление экстатических переживаний с действиями Святого Духа.

Экстатический культ связан со стремлением обрести дар харизмы каждым членом секты, и поэтому молитвенные собрания таких сект принимают характер психического самоизнурения с помощью особым образом организованных молений (радения, глоссолалии и т. п.), приводящих всех или большинство их участников в состояние религиозного экстаза.

К такого рода организациям относятся большинство хлыстовских сект (божьи люди, старый Израиль, новый Израиль, новохлысты, скопцы, постники, трезвенники, девственники и т. п.), малеванцы, молокане-прыгуны, молокане-перекрещенцы, молокане-максимисты, ряд сект старообрядцев-беспоповцев, большинство христиан евангельской веры — пятидесятников, некоторые православные секты (иоанниты, Иннокентьевны).

Специфическим отличием хлыстовских сект от всех других являются своеобразные молитвенные собрания, получившие название радений. Устраиваются они в ночь под воскресенье или один из религиозных праздников в доме какого-либо сектанта. Молитвенное собрание начинается с пения специальных песен (кантов). Затем читается и толкуется священное писание. Кормщик произносит проповедь. Верующие исповедуются пророку или богородице, причащаются белым хлебом, сухариками. После всех традиционных ритуалов в полночь начинается само радение.

psyfactor.org

Exit mobile version